20
Сб, апр

Определение начала Рамадана

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Видение новолуния для начала отсчета лунного месяца – это вопрос, который возникает каждый год в нашей мусульманской общине в месяце Рамадан.

Какова наша позиция в отношении утверждения об использовании астрономических расчетов в качестве альтернативы видения для подтверждения начала Рамадана? Это слабое мнение или же оно неверное? Другими словами, если у этого мнения хоть сомнительное доказательство или нет? Если это неверное мнение, как я понимаю, то каково решение относительно поста тех, которые следуют за этим мнением? К сведению, здесь в Австралии много таких, как и в других европейских странах, и их количество постоянно увеличивается.

С другой стороны, если постящемуся станет известно, что он противоречил видению луны, что ему делать в таком случае? Разве в этом нет трудности для человека? Также некоторые, с кем мы дискутировали, говорили, что пост согласно видению молодого месяца не практичен, ибо они могут выйти для его видения и могут не увидеть или могут быть разногласия относительно его видения, а это создает проблемы! Каково наше мнение в этом вопросе? Современные астрономические расчеты точно определяют рождение молодого месяца, и дают возможность узнать это, даже если не видно его. Почему мы не полагаемся на расчеты, чтобы нам было облегчение в этом деле, как полагаемся на них в вопросе времен намаза?

ОТВЕТ

Необходимо полагаться на видение луны для поста Рамадана согласно доказательствам, приведенным по этому поводу. Например: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его (по причине облачности), то завершите предшествующий месяц (шаабан) тридцатью днями».

Что касается доказательств, на которые ссылаются те, кто полагается на астрономические расчеты, то они неверные и не касаются этого вопроса. Самые основные доводы, которые они приводят, это два довода:

Первый: Хадис Пророка ﷺ: «Мы народ (в целом) неграмотный, мы не умеем писать и считать. А что касается месяца, то он бывает столько (29) или столько (30)» (Аль-Бухари).

В этом хадисе «Мы народ (в целом) неграмотный, мы не умеем писать и считать. А что касается месяца, то он бывает столько (29) или столько (30)» (Аль-Бухари) имеется разъяснительное описание как слово «أمية» (неграмотный), которое дает понять, что оно является иллятом (мотивом), который обязывает поступать согласно понятому, т.е. «если бы мы не были бы неграмотным народом, то использовали бы расчеты», однако это неверно, как нам известно из Усуль Фикх. Поскольку это понимание аннулировано, потому что описание «أمية» (неграмотный) было из общего применения, потому что арабы в своем большинстве были неграмотными. Более того, это понимание было аннулировано другим хадисом: «А если небо покрылось облаками или тучами, то завершите 30 дней (месяца Шаабан)» (Аль-Бухари). При этом не было упомянуто ограничение. То есть, если видение новолуния было невозможным из-за облаков или дождя или другой причины, из-за которой невозможно увидеть луну, то закон шариата приказывает завершить 30 дней Шаабана, даже если луна появилась, но ее не видно из-за облаков. Поэтому нужно придерживаться дословного понимания, и косвенное понимание аннулируется.

Таковы условия применения косвенного значения более чем в одном положении. Оно аннулируется, если было применено в общем или было аннулировано другим текстом, как например:

وَلا تَقْتُلُوا أَوْلادَكُمْ خَشْيَةَ إِمْلاقٍ نَحْنُ نَرْزُقُهُمْ وَإِيَّاكُمْ إِنَّ قَتْلَهُمْ كَانَ خِطْئًا كَبِيرًا

«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты» (17:31).

«Опасаясь нищеты» – это разъясняющее описание, а также это общее выражение, ибо они убивали детей из-за боязни нищеты. Затем это косвенное понимание было аннулировано текстом:

وَمَنْ يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُ جَهَنَّمُ

«Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна» (4:93).

Поэтому это косвенное понимание аннулируется. Недопустимо говорить, что запретно убивать детей из-за боязни нищеты, и дозволено убивать в положении богатого! Напротив, это запретно в обоих положениях.

Также аят:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَأْكُلُوا الرِّبَا أَضْعَافًا مُضَاعَفَةً

«О, те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере» (3:130).

«Многократно умноженном размере» – разъясняющее описание и общее выражение, ибо они пожирали лихву в многократно умноженном виде. Затем это косвенное понимание было аннулировано текстом:

وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا

«Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275).

Поэтому это понимание было аннулировано. Недопустимо говорить, что запретно большое лихоимство, но малое дозволено. Напротив, лихоимство, каким бы оно не было – запретно, потому что понимание «многократно умноженном виде» аннулировано, как было сказано ранее.

Таким образом косвенное значение слова (неграмотный) аннулировано. И, если видение новолуния было невозможным из-за облаков или дождя, то необходимо завершить 30 дней Шаабана, равно умеем мы считать или нет.

Второй: Их слова о том, что во временах намаза можно полагаться на расчет. Следовательно, время поста тоже можно определять по расчету. Ответом этому является следующее:

Рассматривающий тексты, приведенные относительно поста, увидит, что они отличаются от текстов, приводимых касательно намаза. Пост и разговение связаны с видением:

فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ

«Тот из вас, кто увидит этот месяц, должен поститься» (2:185),


«Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц».

Видение – это шариатский закон. Однако тексты касательно намаза связаны с наступлением времени:

أَقِمِ الصَّلاةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ

«Совершай намаз с полудня» (17:78),

«Если солнце начнет склоняться от зенита, то совершайте намаз».

Намаз связан с наступлением времени, и каким бы способом ты не узнал о наступлении времени, то должен совершать намаз. Если ты посмотрел на солнце, чтобы увидеть время отклонения от зенита или посмотрел на тень, чтобы увидеть, что тень каждой вещи равна ей или больше нее в два раза, как приводится в хадисах касательно времени намаза – если ты сделал это и убедился во времени, то твой намаз действителен. Если ты не сделал это, но положился на астрономические расчеты и узнал, что отклонение от зенита в такое-то время и посмотрел на время и, не выходя на улицу и не посмотрев на солнце или тень, совершил намаз, то твой намаз действителен. То есть ты узнал о времени любым способом. Почему? Потому что Аллах потребовал от тебя совершить намаз с наступлением времени и дал тебе право определить наступление его времени, не определив для тебя метод определения наступления его времени. Что касается поста, то Он потребовал от тебя поститься с видением луны и определил причину. Более того, Он сказал тебе, если будет облачно и не будет видно луны, то не постись, даже если уже будет новолуние за облаками, и ты будешь уверен в этом согласно астрономическим расчетам.

Таково наше мнение в этом вопросе. Астрономические расчеты недопустимы в определении начала поста и разговения Рамадана. Напротив, только шариатское видение.

В отношении того, как поститься людям, полагающимся на астрономические расчеты: Если они постились в дни Рамадана, согласно видению новолуния, то это правильный пост. Если они пропустили день Рамадана, согласно видению новолуния, то они будут спрошены за это и они должны возместить за пропущенный день.

Это то, в чем мы убеждены и разъясняем людям, и мы не можем принудить людей из-под палки к нашему мнению. Но мы разъясняем им хорошим увещеванием и мудростью. Мы не допускаем столкновений, напротив, рисуем прямую линию рядом с кривой. И Аллах тот, кто наставляет на прямой путь.

Что касается слов о том, что следование за видением новолуния усложняет этот вопрос: Быть, может он постится в конце месяца, затем, другой человек говорит ему, что сегодня праздник, или если он разговлялся в начале Рамадана и пришел к нему другой и сказал, что увидели луну и сегодня Рамадан. Таким образом, все усложняется…

Ответом на это будет то, что этот момент намного проще всей темы. Мусульманин постится и разговляется согласно своему знанию о видении новолуния. Если он постился или разговлялся не по видению новолуния, а затем пришел к нему человек и обучил его правильным знаниям о видении новолуния, то он должен последовать ему. Это подтверждается хадисом Пророка ﷺ. Передается от группы ансаров: «Молодая луна месяца Шавваль стала скрытой для нас, и мы остались постящимися. В конце дня пришли всадники, которые засвидетельствовали около Пророка ﷺ о том, что вчера видели молодую луну. Затем Посланник Аллаха ﷺ приказал мусульманам разговляться и выйти на следующий день на праздничную молитву» (Ахмад).

В прошлом реальность была такой, что весть о видении новолуния не достигала из одного места в другое с легкостью, как это произошло с Пророком ﷺ. Весть о видении новолуния делегацией, пришедшей из Медины, достигла местности, где Пророк ﷺ и мусульмане Медины постились, потому что они не видели новолуния, в течение дня. Когда делегация оповестила Пророка ﷺ о видении новолуния, то Пророк ﷺ приказал мусульманам разговляться. Этот день был последним днем Рамадана. Пророк ﷺ постился, завершая срок, потому что он не видел новолуние в Медине. Когда он узнал, что новолуние видели в другом месте, то он приказал разговляться, потому что этот день – день Шавваля. То есть праздник, а ни продолжение Рамадана.

Это легкое дело. И каждый регион наблюдает за появлением новолуния. И если они не увидят новолуние или до них не дойдет весть о том, что его видели в другом месте, то пусть постятся или разговляются. Если до них дойдет весть о видении новолуния, то они должны полагаться на это, потому что хадис является обращением ко всем: «Поститесь, увидев полумесяц…».

Что касается слов: они говорят «это не практично»: Почему это не практично? Если жители Австралии будут наблюдать за новолунием Шавваля и не увидят его, и до них не дойдет весть о том, что его видели в другом месте, то пусть постятся. Если до них дойдет весть о том, что видели новолуние в течение дня, то они должны разговляться, потому что этот день – праздничный день, как это сделал Пророк ﷺ. На сегодняшний день вести доходят с легкостью, и поэтому говорить, что это не практично – это необоснованные слова для мусульманина, который желает искать истину в своем поклонении.

Что касается того, что расчеты определяют рождение полумесяца: Это верно, однако касательно того, что они определяют возможность его видения, то это не верно, потому что астрономы разногласят в определении времени, когда будет происходить рождение новой луны, пока ее не станет видно после заката солнца. Несмотря на это мы не постимся и не разговляемся по факту рождения новой луны. Напротив, только по видению. Так приказал нам Пророк ﷺ: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его (по причине облачности), то завершите предшествующий месяц (шаабан) тридцатью днями». Может быть, полумесяц уже будет, но облака будут закрывать его и не будет видно, тогда мы завершим срок, согласно тексту хадиса. Время поста определяется видением, согласно приведенным доказательствам. Если бы время поста было бы как время намаза, т.е. обусловлено временем, то определение времени астрономическими расчетами было бы верным. Но доказательства поста связаны с видением новолуния, а доказательства намаза с наступлением времени без условия видения. «Если солнце начнет склоняться от зенита, то совершайте намаз…» Как мы разъяснили это ранее.

20 Рамадан 1433г.х.
08.08.2012г.

 

Главное меню