Флаг Посланника Аллаха ﷺ

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: От одного шабаба поступил следующий вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахмату-лЛахи ва баракятух. Здесь в Сирии участились споры по поводу флага Посланника Аллаха ﷺ. И участились разногласия. Также на веб-сайте организации «Хайъа аш-Шам аль-Ислямия» был задан вопрос со следующим содержанием: «Существует ли определённый флаг, которого должны придерживаться сирийцы?»

В ответе на этот вопрос было сказано: «От Посланника Аллаха ﷺ не передано определённого флага войны, одного цвета или формы. Подтверждено, что у Пророка ﷺ был черный флаг, иногда белый, а также передаётся, что был желтый... Не доказано, что он ﷺ писал что-то на этих флагах, как предполагают некоторые. То, что передано от Ибн Аббаса, что на флаге Пророка ﷺ было написано: «Ля иляха иллялЛах, Мухаммаду-рРасулю-Ллах», то этот хадис ложный, как говорят об этом учёные».

Прошу ответить на эту тему, и пусть Аллах воздаст вам благом.

Ответ:

Во-первых: Переданы подлинные и хорошие шариатские доказательства, подтверждающие, что знамя было белым, а флаг чёрным, и вот из них следующие:

1 – Вывел ан-Насаий в «Сунан аль-кубра», и ат-Тирмизи от Джабира, что Пророк ﷺ «…вошел в Мекку с белым знаменем». Вывел Ибн Аби Шэйба в сборнике, от Амрат, как она сказала: «Знамя Посланника Аллаха ﷺ было белым».

2 – Вывел Ахмад, Абу Дауд, и ан-Насаий в «Сунан аль-кубра», от Юнуса ибн Убейд ибн Мухаммада ибн-ль-Къасима, что он сказал: «Мухаммад ибн-ль-Къасим отправил меня к Бара ибн Азибу, спросить его каковым был флаг Посланника Аллаха ﷺ. Он сказал: «Был, квадратным, черно-полосатым».

3 – Вывел ат-Тирмизи и Ибн Маджа от Ибн Аббаса, как он сказал: «Флаг посланника Аллаха ﷺ был черным, а знамя белым».

Вывел аль-Багъавий в «шарх ас-Сунна», от Амрат, что она сказала: «Знамя посланника Аллаха ﷺ, было белым, а флаг черным...».

Во-вторых: Касательно переданного, что знамя было жёлтым, то в цепочке хадиса присутствуют проблемы, как в хадисе от Абу Дауда и аль-Байхакъий. Хадис выглядит следующим образом: «Рассказал Укъба ибн Мукрам, рассказал Сэльму ибн Къутэйба аш-Шаирий, от Шуабы от Симака от человека из его племени, а тот от другого из них: «Я видел флаг Посланника Аллаха ﷺ желтым». Как видно в хадисе двое передатчиков неизвестны, и он слабый.

В-третьих: Касательно переданного, что «флаг Али, да будет доволен им Аллах, в день двух рядов (армии Али и Муавии) был красным, и написано на нем «Мухаммад Посланник Аллаха», и был у него черный флаг», очевидно, что это не хадис Посланника Аллаха ﷺ, а действие сподвижника. Кроме этого, в самом же риваяте говорится: «…и был у него черный флаг». Также известно, что доказательством, является только хадис Посланника Аллаха ﷺ.

В-четвертых: Речь идет о цветах флага и знамени Посланника Аллаха ﷺ, то есть речь идет об официальном флаге и знамени государства...

Тот факт, что некоторые племена брали во время участия в войнах флаги с особыми цветами для различия, то это допустимо. Дозволяется взять, например, армии Шама в войне наряду с черным флагом, флаг другого цвета, или армии Египта взять наряду с черным флагом, флаг другого цвета... Это допустимо, и передано у ат-Табараний в «аль-Кабир» от Мазида аль-Абдий, который говорит: «Пророк ﷺ вручил ансарам жёлтые флаги». Также передаётся у Ибн Аби Асыма в «аль-Ахад ва-ль-масани» от Курза ибн Сама, который сказал: «... Пророк ﷺ вручил Бани Сулейм красные флаги», всё это дозволено. Сегодня отряды берут символы, отличающиеся от официальных флагов государства. Также допустимо различие отрядов названиями, подобно тому, как например каждой армии присваивают числовые названия, например: Первая Армия, Вторая Армия, или называют названиями региона или провинции, говоря, например: Армия Шама, Армия Алеппо.

В-пятых: В отношении надписи на флаге и знамени, вывел ат-Табараний в «аль-Авсат»: «Передал Ахмад ибн Ришдин, сказал: передал Абдуль Гъаффар ибн Дауд Абу Салих Харрани, сказал: передал Хайан ибн Убейду-Ллах, сказал: передал Абу Миджлез Ляхикъ ибн Хумейд, от Ибн Аббаса, сказал: «Флаг Посланника Аллаха ﷺ был черным, а знамя белым, написано на нем: «Ля иляха иллялЛах, Мухаммаду-рРасулюлЛах». Этот хадис передан от Ибн Аббаса только по этой цепочке, где единственным был Хайан ибн Убейду-Ллах.

Учёные разошлись в надёжности Хайана ибн Убейду-Ллаха:

1- Ибн Хиббан отметил его надежным в своей книге «ас-Сикъат» (часть 6/230): «7491 - Хайан ибн Убейду-Ллаха Абу Зухейр Мавля бану Адий передаёт о Аби Миджлеза и его отца, передают от него Муслим ибн Ибрагим и Муса ибн Исмаил»

2- Захаби отметил его в книге «мизану-ль-иатидаль» (1/623): «2388 - Хайан ибн Убейду-Ллах Абу Зухейр, шейх Басры, передавал от Абу Миджлеза. Аль-Бухари сказал: «ас-Сальт упомянул его, что он путал».

Ас-Сальт, это ибн Мухаммад Абу Хаммам, упомянул его Абу Хаджадж аль-Мази в книге «тахзибу-ль-камаль фи асмаи-рриджаль» (2/79), сказал: «Абу Хаммам ас-Сальт ибн Мухаммад аль-Хараки, из Харка, острова в Персидском заливе вблизи Аммана. Передавал от него аль-Бухари в «Сахих».

По причине, что Хайан путал в старости, аль-Укъейли посчитал его слабым в книге «ат-Дуафа аль-Кибар» (1/319), где он сказал: «Хайан ибн Убейду-Ллах Абу Зухейр Басри ... Адам ибн Муса, рассказал мне: Я слышал, как аль-Бухари сказал: «Упомянул ас-Сальт, Хайана ибн Убейду-Ллаха Абу Зухейра, что он путал...».

Аз-Захаби сказал о нем в книге «аль-Мугъни фи-т-Дуафа» (1/198) «Хайан ибн Убейду-Ллах Абу Зухейр аль-Басри от абу Миджлеза, не является доводом».

Таким образом, есть разногласия вокруг него. Некоторые считают его надёжным, другие считают его слабым, поскольку он путал в старости. Вероятнее всего, он начал путать, когда состарился. Однако темой является надпись «Ля иляха иллялЛах, Мухаммаду-рРасулю-лЛах» на флаге и знамени, и то, что он путал, не вредит письму, особенно то, что в цепочке между ним и Посланником ﷺ двое передатчиков, и они надёжные: Абу Миджлез Ляхикъ ибн Хумейд, и Ибн Аббас, поэтому мы приняли записи шахады на флаге и знамени.

15 Шавваль 1433г.х.
01.09.2012г.