Встреча Мушаррафа с Ваджипаем

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بسم الله الرحمن الرحيم

1. Встреча Мушаррафа с Ваджипаем 5/01/04 г. в ходе заседания лиги южно-азиатских государств, а также заявления, сказанные ими на пресс-конференции 6/01/04 г., и заявление министра образования Пакистана, Шейха Рашида – все это указывает на готовность проведения переговоров по поводу Кашмира.

Мушарраф подтвердил на пресс-конференции о том, что эти переговоры являются началом завершения кашмирского конфликта. Можно ли понять из всего вышеперечисленного, что кашмирская проблема стала темой серьезного обсуждения? Какая участь ждет резолюции ООН по Кашмиру?

Ответ:

1. Кашмирский вопрос подвергся серьёзному рассмотрению после визита Мушаррафа в Америку 24/06/2003 и его встречи с Бушем в Кэмп-Дэвиде. В ходе визита обсуждалась политическая и военная деятельность по поводу Кашмира. Никто, кроме Мушаррафа, из президентов Пакистана не осмеливался огласить решение кашмирской проблемы путем переговоров с Индией о разделе Пакистана. Все политические предложения отчетливо указывали на то, чтобы Кашмир в целом (Азада-Кашмир в Пакистане и Джаму-Кашмир в Индии) стал независимым от Индии. Но Индия отрицала их, считая Джаму-Кашмир своей частью, как это приводилось в заявлении Нахру за 1956 год.

В ходе визита Мушарраф обнародовал свое согласие с «Дорожной картой» для решения кашмирской проблемы подобно ближневосточной проблеме, а также выразил готовность пойти на значительные уступки ради мира на Кашмире. Именно это предложение (уступки) было предметом дискуссий с американскими парламентерами в Вашингтоне 26/6. Затем он открыто заявил о том, что он будет противостоять всем мусульманским экстремистам, т.е. группировкам, сражающимся в Кашмире.

2. С того времени Мушарраф издавал законы, запрещающие и притесняющие любое сопротивление мусульман против индийской оккупации Кашмира. А на данной встрече с Ваджипаем 5/01/04 они утвердили практические основы для переговоров с Индией по поводу Кашмира.

3. При прибытии в Исламабад Ваджипай заявил пакистанским журналистам о своей готовности к переговорам с Мушаррафом, подтвердив необходимость диалога между Индией и Пакистаном относительно Кашмира. После встречи Мушаррафа с Ваджипаем 5/01/2004 министр информации Пакистана, Шейх Рашид, оповестил о том, что на встрече президенты обсуждали напряженный вопрос Кашмира. Обе стороны подтвердили то, что они старались найти общую основу для начала диалога в вопросе кашмирской проблемы, в особенности, после того, как Мушарраф в декабре месяце заявил о своем принятии итогов резолюций ООН относительно кашмирской проблемы, как первый шаг в сторону переговоров с Индией. Потому что Индия в свое время отвергла эти резолюции, которые гласили о предоставлении Кашмиру права на самоопределение.

4. Известно, что за резолюциями самоопределения Кашмира стояла Америка. Почему теперь она отказывается от них и настаивает на переговорах между Индией и Пакистаном по поводу Кашмира без всякого самоопределения, которое требовалось Пакистаном и отвергалось Индией? Почему сегодня Пакистан соглашается с отказом от этого условия в переговорах?

Причиной этому послужили несколько факторов:

Первый фактор: Америка хочет сделать Индию краеугольным камнем в южно-азиатском регионе. Поэтому она помогает ей в военном и экономическом плане, чтобы Индия стала значимым центром наравне с Китаем. Для дальнейшей ее эксплуатации в случае угрозы Китая американским интересам в регионе. Поэтому Америка старается избавить Индию от наболевшей проблемы Кашмира, чтобы обратить все свое внимание на китайское влияние в регионе.

Второй фактор: Америка боится возвращения к правлению в Индии проанглийской партии «Мутамар», которая имеет более глубокие корни, чем партия «Джаната» и её союзники. Ибо отсутствие мощного общественного мнения, поддерживающего Ваджипая и подавляющего партию «Мутамар», ставит под угрозу американские интересы. И поскольку кашмирская тема является животрепещущей темой, как для пакистанцев, так и для индусов, то решение этой проблемы при поддержке индусов без самоопределения укрепит общественное мнение относительно правящей партии «Джаната». Америка поддержала Ваджипая при каргильских событиях в 1999 году, когда заставила Карджила отступить от кашмирских боевиков пакистанской армии в период пребывания Мушаррафа на посту начальника генерального штаба. Выход Ваджипая из этого тупика дал поразительный эффект. Невероятный рейтинг позволил ему одержать победу на президентских выборах, которые состоялись сразу же после этого.

Третий фактор: При издании предыдущих резолюций ООН английское влияние в значительной степени распространилось в индийском регионе. Тогда Америка применяла политику самоопределения, как способ устранения старой формы колониализма. Сегодня правление в Индии и Пакистане – проамериканское. Поэтому Америка заинтересована в решении конфликтных ситуаций посредством стабилизации обстановки в регионе и спокойного проведения американской политики.

Можно сказать, что кашмирская проблема сдвинулась с мертвой точки в отношениях между Индией и Пакистаном. Теперь Мушарраф заявил о своей готовности отказаться от резолюций ООН относительно права на самоопределение Кашмира.

2. В своем обращении о положении США 21/1/2004 года, американский президент не упомянул ближневосточный мир, что указывает на заинтересованность Буша в данный момент только вопросом выборов и всего связанного с этим.

Вопрос: как можно понять тогда сообщение, переданное СМИ о том, что турне президента Сирии, начавшееся 08/01/04 направлено на посредничество Турции в переговорах между Сирии и Израилем, и Америкой, после утверждения законопроекта «Проверка Сирии»? Означает ли это, что Америка все же заинтересована ситуацией на Ближнем Востоке?

Ответ:

Да, верно, что Буш занят предстоящими выборами, и отдает большое внимание всему, что повышает его рейтинг. Поэтому в своем обращении он затронул Ирак, и непрерывность нападений на американские войска в Ираке, ибо это оказывает влияние на избирателя. Поэтому он озабочен этим и пытается уменьшить количество атак иракского сопротивления. Так обстоит дело с каждой проблемой в силу её воздействия на предстоящие выборы.

Поэтому Америка сегодня не сильно заинтересована ближневосточным кризисом, ни палестинским, ни сирийским вектором. Она обратит внимание на кризис, в случае если это будет приводить к разжиганию межрегиональной войны. Так как она не желает новых очагов напряжений из-за предстоящих выборов. Американская армия под угрозой в Афганистане и Ираке. Поэтому разжигание войны в результате ближневосточного кризиса не предвидится в ближайшем будущем.

А что касается сообщения СМИ относительно посреднической роли Турции между Сирией и Израилем, а также между Сирией и Америкой вследствие законопроекта «Проверка Сирии», то это не является подлинной целью визита. Так как переговоры между Сирией и Израилем не требуют посредничества. Они открыто проходят после мадридского саммита, останавливаясь и приходя в движение согласно инструкциям международной политики, другими словами, американской политики. Во всяком случае, переговоры прерываются только внешне, а закулисно они продолжают проводиться в зависимости от обстоятельств (как известно, на минувшей неделе прошли переговоры между Сирией и Израилем за закрытыми дверями).

Что касается переговоров между Сирией и Америкой, то здесь также посредничество не может иметь место, так как отношения Америки и Сирии открытые. Отмечается, что законопроект гласит о снижении уровня дипломатического представительства, в то время как происходит обратное. Америка назначала нового американского посла в Дамаске, Марграйт Скубий, предоставив документы министру иностранных дел Сирии 04/01/04. Также Сирия попросила американскую администрацию возвысить уровень исполняющего сирийские внешнеполитические дела при посольстве в Вашингтоне на уровень посла. МИД США одобрил эту просьбу, которая в последствии была поднята в Белый дом в конце прошлого месяца в качестве доклада. Тогда исполняющий обязанности министра иностранных дел Сирии доктор Адиль Мустафа заявил, что окно диалога между Дамаском и Вашингтоном открыто, как сообщает газета «Аль-Хаят» за 31/12/2003 год.
Следовательно, роль посредничества не является основной целью данного визита.

Основная цель – это отправление солидного и пламенного послания к иракским курдам от соседних государств о том, что их настойчивость в установлении обширной федерации на национально-географической основе является категорически недопустимым. Было ясно, что это координировалось Ираном, Сирией и Турцией. Перед визитом сирийского президента в Иран 3 января министр иностранных дел Ирана (Харазий) посетил Дамаск и провел переговоры с сирийскими высокопоставленными лицами относительно данной темы. После завершения визита сирийского президента в Стамбул, министр иностранных дел Турции 10 января отправился в Тегеран, чтобы передать принятые заключения. Также отмечается, что заявления сирийских и турецких высокопоставленных лиц в ходе визита концентрировались на иракской теме. Даже министр иностранных дел Саудовской Аравии выявил свою позицию в отношении курдов, заявив 6/01/04 о том, что разделение Ирака угрожает безопасности Саудовской Аравии и всем пограничным государствам.

Америка подтолкнула граничащие с Ираком государства к ужесточению позиции в отношении курдов. Потому что Америка обещала курдам обширную федерацию на их территории. После войны в Ираке курды попытались осуществить это. Они настаивали одобрить федерацию до установления любого конституционного порядка в Ираке, если только конституция, временная ли, постоянная ли, не будет гласить о федерации на курдской территории. 29/12/03 Бурзаний заявил о необходимости поправки соглашения о передачи власти, подписанного между переходным правительственным советом и Америкой, с тем, чтобы внести права курдского народа на курдскую территориальную федерацию. Сверх этого они потребовали присоединить Киркук к курдским территориям. 8/01/04 Талибаний заявил о том, что город Киркук находится в регионе Курдистана. Они устроили демонстрации и шествия в Киркуке, в результате чего произошло столкновение с арабами и туркменами, проживающими в городе, что привело жертвам и раненым. Затем курдские голоса призвали к гражданскому неповиновению в случае непризнания федерации, как они хотят, на национально-географической основе. Курды действовали на основании прошлых обещаний от Америки. Однако Америка видит, что дело обстоит иначе, что установление курдской федерации, как она обещала, осложнит проблемы и навредит американским интересам в Ираке. Поэтому Америка побудила соседние государства, являющиеся проамериканскими, отправить курдам послание в виде предупреждения о том, что они не позволят установить федерацию согласно курдскому критерию. Таким образом, Америке легко будет расторгнуть свои обещания курдам, не проявляя того, что она обманула их под предлогом недовольства соседних государств, которые могут нанести значительный ущерб интересам Америки и курдам.

Это и есть основная цель визита. А что касается двусторонних обсуждений, экономических дел и политических посредничеств, то они второстепенны по отношению к истинной цели.

3. 20/01/2004 в Москве было объявлено о приезде министра внешнеполитических дел Колена Пауэлла на этой неделе в российскую столицу. Американское посольство в России сказало, что одним из главных целей визита будет рассмотрение дела Грузии и требование Вашингтона выведения российских военных баз с территорий Грузии. Новый президент Грузии Михаил Саакашвилли в своем первом обращении после победы призвал Россию вывести свои вооруженные силы из Грузии и не вмешиваться во внутренние дела его страны. Также американский посол в Тбилиси заявил о том, что американские вооруженные силы, сосредоточенные в Грузии, будут пребывать там постоянно. Означает ли это, что американское влияние стало доминировать над Грузией и что российское влияние посредством Шеварднадзе окончательно устранилось?

Ответ:

Во-первых: влияние Америки присутствовало в Грузии во время правления Шеварднадзе. Передовые отряды вооруженных сил Америки, присутствующих в данный момент в Грузии, прибыли туда в конце прошлого года до свержения Шеварднадзе. Также имеется договор, подписанный в период правления Шеварднадзе о дозволении американским разведывательным самолетам использовать воздушные коридоры Грузии. Также при закладывании первого камня здания нового американского посольства в Тбилиси Шеварднадзе сказал, что он обратился к Америке за помощью в решении проблем, связанных с сепаратистами в Грузии. Это вдобавок к американской помощи, которая поступала в правительство Шеварднадзе.

Однако Шеварднадзе, наряду с попыткой приблизится к Америке, одновременно старался не гневить Россию, учитывая влияющие факторы, которыми располагает Россия. Россия имеет две военные базы на юге и на западе страны, которые остались ей в наследство от бывшего Советского Союза. Также Россия снабжает Грузию огромным количеством потребительной энергии по газовым трубам и имеет большое влияние в двух отделившихся регионах; Абхазии и Южной Осетии.

Так Шеварднадзе, взявшись за середину посоха, приближался к Америке, являясь тесно связанным с Россией. Он полагал, что тем самым сохраняет свое положение, применяя такую политику. Однако Шеварднадзе, будучи генералом советской разведки, упустил из виду, что Америку не удовлетворяет вхождение в приоткрытую дверь, пока не откроется полностью. Так и произошло. ЦРУ стало внедрять свое влияние в политические и военные круги через приоткрытую дверь, пока не сформировало мощную оппозицию в этих кругах, ставшую причиной народного порыва 22/11/03, который вынудил Шеварднадзе уехать после нейтрализации армии. Такой же сценарий был в Иране при свержении Шаха.

Во-вторых: лидер оппозиции, Михаил Саакашвилли, который пришел к власти с победой свыше 95% голосов, известен своею преданностью Америке. Прошел обучение в Америке и там же закалился в политическом плане. Шеварднадзе был осведомлен о его связи с Америкой. Однако он не предполагал, что какое-нибудь политическое или народное дело сможет свергнуть его, ибо он опирался на армию, а также не угнетал Саакашвилли, чтобы не гневить Америку. Следовательно, его противник действовал у него перед глазами, но он уверенно знал, что его народные действия не повлияют на него, если армия будет с ним. Однако он не знал, что высокопоставленные военачальники тайно были связаны с Америкой. Именно по этой причине армия отказалась от Шеварднадзе.

В-третьих: американское влияние в Грузии в данный момент сильное, и не существует того, что представляло бы опасность, за исключением двух российских военных баз. Первое обращение нового президента Грузии касалось именно этого. Также целью визита американского министра иностранных дел в Москву является обсуждение этого вопроса с Россией, вместо Грузии. Перед визитом в Москву Пауэлл посетил Грузию и провел переговоры с Саакашвилли по поводу безопасности в Грузии и будущих связей с Россией и Турцией. Недавно Буш позвонил Саакашвилли и поздравил его с победой на выборах, пригласив в Америку после инаугурации 25/01/04. Следовательно, можно сказать, что Америка в целом контролирует ситуацию в Грузии.

В-четвертых: что касается важности Грузии, то она заключается в следующем:

1. Географически Грузия находится между Россией и Турцией. Директор центра международной безопасности и энергетики в Вашингтоне, эксперт по внешнеполитическим делам Зипину Паран сказала: «Грузия представляет стратегическую важность, потому что является точкой соприкосновения Северной Атлантики и России».

2. Грузия, хотя и не является нефтяным государством, зато пригодна в целях строительства магистрали для транспортировки нефти с богатых каспийских нефтяных бассейнов на мировые рынки. Известно, что Америка уделяет большое внимание проекту строительства трубопровода «Баку-Турецкий Джихан», проходящего по Грузии, не касаясь российских земель.

3. Соглашение о разрешении использовать воздушные коридоры Грузии американским разведочным самолетам, вылетающим из натовских баз Турции с целью осмотра российских границ, беспокоило россиян из-за возможной угрозы их военному единству в южном и центральном районах России, в особенности их вооруженным силам в Чечне. Это соглашение было одним из необходимых условий политики Шеварднадзе. Подписав его, он хотел установить баланс между американскими и российскими базами. Америка знала, что именно из-за этого он подписал это соглашение, и что его неопределенность относительно Америки и России повлияет на это соглашение, которое Америка считала жизненно важным.

В силу этих обстоятельств, Америка считает Грузию стратегически важной страной относительно её интересов.

4. СМИ сообщили о том, что 8/01/04 состоялось совместное собрание между турецкими военными и гражданскими высокопоставленными лицами. На этом собрании они выразили свою категоричность в поиске скорого решения кипрской проблемы, а также свою поддержку генеральному секретарю ООН. На этом собрании рассматривался план возвращения единства острову Кипр, который был предоставлен Коффи Ананом. В собрании принимали участие президент страны Сизар, премьер-министр Эрдоган, высокопоставленные руководители совета национальной безопасности и некоторые предводители групп.

Вопрос: Очевидно, что правительство партии «Справедливость и возрождение» является проамериканским, поэтому соглашается с американским планом. Однако согласие военных вызывает недоумение, в особенности, если учитывать то, что именно они стояли за разделением острова и поддержкой Данкташа. Означает ли это то, что Америка преуспела во внедрении своего агента в ряды вооруженных сил Турции и установлении своего господства над ней, как преуспела во внедрении Эрдогана к власти? Если дело обстоит иначе, то, как же военные соглашаются с уничтожением того, что сделали сами на Кипре?

Ответ:

Во-первых: общеизвестным является то, что турецкая армия следует пути Мустафы Кемаля (Ататюрка), являясь полностью проанглийской, и считает себя хранителем секуляризации и ататюркизма. Америка неоднократно пыталась прорваться в неё, однако безуспешно. Самая видная попытка была во время президентства Озала Тургута в 1983 году. Озал являлся проамериканским человеком и искусным политиком. Он понимал, что в армию нелегко проникнуть, поэтому не терял свое время на это, а принялся создавать параллельную силу, направившись в сторону сил безопасности. Он сформировал специальные подразделения и вооружил их современными видами оружия. С другой стороны он понес знамя умеренного Ислама (по американским критериям) и был последователем тариката Накшбендия. В нем проявлялись исламские чувства, что помогло ему приобрести большую народную поддержку. В результате этого его партия «Отечество-Мать» выдвинулась в политическом кругу и завоевала общественное мнение, проявляя склонность к Исламу в противостояние секуляризму, исходящему со стороны армии. Он опытно действовал с помощью Америки, чтобы ослабить влияние армии, и почти что достиг своей цели, однако умер до окончания своего срока правления. Обстоятельства его смерти были скрыты от народа. По некоторым данным сообщается, что он был тайно убит военачальниками.

Во-вторых: после этого правление перестало быть односторонним. Политический круг стали занимать как проамериканские, так и проанглийские люди. Тем временем армия стала приводить в порядок партию «Отечество – Мать», доведя Масуда Йылмаза к её руководству и сделав партию лояльной по отношению к Англии, так как Масуд Йылмаз был проанглийским человеком. Затем Йылмаз исключил сторонников Озала из партии, которые в последствии присоединились к партии «Рафах» из-за своих исламских склонностей и приобрели мощное влияние в партии Эрбакана, склонив чащу весов в сторону Америки, несмотря на то, что Эрбакан являлся проанглийским человеком. Именно это представило коалиционное правительство, состоящее из партии «Верный путь» (Тансу Чилер) и партии «Рафах» (Эрбакан), попавшее под влияние вступления в партию сторонников Озала, как запланированная тактика Америки. Это насторожило армию к тому, что Америка возвращается к власти, как во времена Озала, что заставило её вмешаться в управление и наложить запрет коалиционному правительству. Это произошло 28/02/1997 года и именовалось в истории как 28 февральское движение. Первым делом армия взялась за партию «Рафах», расформировав её, она собрала новый состав партии под именем «Фазилет», после выдворения всех сторонников Америки из партии, равно присоединились ли к ней из партии Озал или были в основе проамериканскими. Однако они продолжали быть с Америкой, такие как Абдуллах Гуль и Эрдоган. После распада коалиционного правительства армия уполномочила Поланда Аджавита сформировать новое правительство. Поланд Эджавит является одним из видных проанглийских политиков, женат на еврейке рода Донама. После формирования нового коалиционного правительства вместе с партией Масуда Йылмаза «Отечество – Мать», правление полностью стало проанглийским. Итак, военачальники, т.е. проанглийские люди, вернули узды правления в свои руки после февральского движения.

В-третьих: Америка уяснила для себя, что прямое противостояние армии является трудным делом. Поэтому приняла другую тактику устранения армии путем демократии так, чтобы её человек пришел к власти, благодаря парламентскому большинству, чтобы издать законы, ограничивающие власть армии. Так и произошло, выбор был сделан на Эрдогана, Абдуллаха Гуль и тех, кто были выведены из партии «Фазилет» после 28 февраля. Они стали работать в своих кругах и сформировали партию «Развитие и возрождение» под руководством Эрдогана, который характеризуется качествами Озала. Эрдоган является суфистом, в нем заметны исламские чувства, но в тоже время является искренним сторонником Америки с самого принятия поста головы Стамбула. Невзирая на судебные гонения и политические притеснения со стороны армии, он продолжал работать в услугу Америке.

После этого началась подготовка арены для прихода Эрдогана к власти. Америка изъяла из турецкого рынка один миллиард долларов США, что привело к экономической шумихе и возмущению людей, в особенности при сильном снижении силы турецкой лиры. В этот момент Америка смогла пробраться в маленькую национальную партию, возглавляемую Долатом Бахшали, которая была в союзничестве с партиями Йылмаза и Эджавита. Проникнув туда, Америка подстрекала партию к требованию проведения преждевременных выборов, угрожая своим выходом в случае неодобрения её просьбы. И выборы 3/11/2002 года завершились потрясающей победой партией «Развития и возрождения», что гарантировало ей большинство мест в парламенте и помогло сформировать ей единое правительство. Оппозицией её в парламенте стали отделившаяся от Эджавита проамериканская народная республиканская партия под руководством Динеза Баякала, и левосторонняя проанглийская демократическая партия под руководством Эджавита.

В-четвертых: первым признаком осуществления установленного плана явилось то, что Эрдоган представил парламенту законопроект о сокращении полномочия Совета национальной безопасности на вмешательство в дела правления. Также Эрдоган смог смешать военных и гражданских лиц в Совете. Это вызвало недовольство у военачальников, вследствие чего они устроили несколько взрывов в Стамбуле в конце прошлого года, чтобы образовать дестабилизацию для прикрытия своего вмешательства, но они провалились в этом. Таким образом, перед армией не оставалось другого выбора, кроме, как только последовать примеру Англии в отношении Америки. Это наблюдается в её соглашении с правительством Эрдогана, с целью дезорганизации проводимой им политики при любом удобном случае.

Исходя из этого, можно понять, что согласие военачальников на план Коффи Анана, направленный на объединение острова Кипр, было невольным для них, из-за отсутствия перед ними другого варианта. Потому что политические решения удалились от них в какой-то степени и что избранное народом правительство (на основе демократии) стало руководить политическими решениями. Также произошло и на Кипре. Правительство партии «Адалет» помогло стороннику Америки, руководителю левосторонней республиканской партией, Мухаммеду Али Таляту, одержать победу над своим соперником Динкташом. Таким образом, его ответственность была выполнена путем формирования нового правительства.

Однако это не значит сокращение влияния армии в управлении. Ведь армия уже десятки лет засиживается во власти, поэтому нелегко устранить ее оттуда. Это может лишь разжечь конфликт между управлением и армией, чтобы возвратить власть, в особенности, когда большинство военачальников и руководителей подразделений продолжают следовать установленной Ататюрком политике, с преданностью к Англии, на защите секуляризма и управления.

2 зуль-хиджа 1424
24/01/04