Государственный заём в Исламе (21.06.1971 г.)

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: а) В основе является ли дозволенным или запретным государственный заём для Исламского Государства?

б) Если в основе лежит запрет, то на основании чего дозволяется государственный заём для осуществления проектов, отсутствие которых наносит Умме ущерб?

в) Может ли государство заимствовать у другого государства, если это не наносит вред?

Ответ:

Исламское Государство может взимать имущество с населения и расходовать его только в рамках ограничений, наложенных Шариатом. Согласно Шариату, взимание означает получение средств из постоянных источников и налогов, а расходование, согласно Шариату, значит использование средств на то, что является ваджибом, и то, что определяет Имам на своё усмотрение. Все остальные взимания и расходования не дозволены. Это касается всего того, чем владеет и что расходует, т.е. как распоряжается имуществом государство. Заём же к этому не относится, это — нечто иное, чем источники дохода и статьи расхода.

Заём дозволен государству так же, как и индивидууму. Посланник ﷺ одолжил у своего дяди Аббаса, что является указанием на государственный заём, т.к. Посланник получал его в качестве главы государства. На это указывает также само полученное в долг имущество и то, как оно было выплачено. Поэтому нельзя говорить, что в основе государственный заём дозволен или запрещён, напротив, государство может брать в долг на усмотрение Имама.

Что касается внешнего займа государства, то в нынешнюю эпоху говорить о том, что он не наносит ущерб, не приходится. В природе внешнего займа сегодня лежит нанесение вреда.

 

28 Рабиъ ус-сани 1391 г.х.
21.06.1971 г.