Захваченные земли/Льготы профсоюзов

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Первый вопрос: Мы знаем, что любой захват — харам. Однако не могли бы Вы ответить на следующие вопросы:

— Если государство отняло землю у людей и продало её, либо сначала построило на ней строение, а затем уже продало, можно ли приобретать в собственность такую землю или уже возведённые на ней строения?

— Если некто купил такую землю у государства, дозволено ли уже у нового собственника купить её?

— Если купивший у государства такую землю человек построил на ней строение, можно ли покупать такое строение?

Ответ:

1) На самом деле, любой захват — харам. Кто отнял землю, тот совершил харам и заработал большой грех, ведь Посланник ﷺ сказал:


مَنْ ظَلَمَ قَيْدَ شِبْرٍ مِنَ الْأَرْضِ طُوِّقَهُ مِنْ سَبْعِ أَرَضِينَ

«Кто несправедливо захватит пядь земли, вокруг шеи такого будет обвито семь земель» (Муслим).

То есть, кто отнимет какую-либо часть земли (мало или много), тот заработает грех и за это будет подвергнут наказанию в Последующей жизни. А в этом мире он понесёт наказание категории таъзир (наказание, исходящее от халифа или судьи). Что касается отнятой земли, то её в обязательном порядке необходимо вернуть законному владельцу в том состоянии, в каком она находилась изначально, ведь Посланник ﷺ сказал:

عَلَى الْيَدِ مَا أَخَذَتْ حَتَّى تُؤَدِّيَ

«Рука — в долгу за то, что взяла, пока не вернёт» (ат-Тирмизи).

Если отобранная вещь получит порчу в руках захватчика, или будет изменена, как, например, когда из отобранной ткани пошили изделие или захваченную руду переплавили, а отнятое животное зарезали — в таком случае захватчик должен компенсировать в деньгах стоимость вещи.

2) Если на отобранной земле захватчик построил строение, то строение не считается оберегаемым имуществом, и поэтому пострадавший вправе потребовать снос строения за счёт захватчика земли. Если захватчик нанесёт вред земле, то он должен оплатить ущерб её хозяину. Посланник ﷺ сказал:

لَيْسَ لِعِرْقٍ ظَالِمٍ حَقٌّ

«За труд человека, поступившего несправедливо, ничего не причитается» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Таким образом, засев земли или возведение строения на ней со стороны захватчика не будут означать, что земля или постройка стали его имуществом. В связи с этим запрещено покупать у него (захватчика) как отобранную землю, так и воздвигнутое на ней строение.

3) Те, кто покупают захваченную землю, независимо от последовательности (купил у захватчика непосредственно или купил у того, кто купил у захватчика, и т.д.) зная, что она захвачена, будут грешниками, и подобная сделка запрещена по Шариату. Что касается земли, то она неизменно считается собственность того, у кого была отобрана.

4) Если на земле произойдут изменения, как, например, постройка какого-либо строения, то здесь среди факихов произошло разногласие:

— относительно хукма постройки, которая либо превышает стоимость самой земли, либо нет;

— и относительно реальности застройщика, когда непосредственно он является захватчиком либо он купил такую землю.

Относительного всего этого моё мнение — следующее:

1) Запрещено (харам) покупать такое строение у захватчика, или у того, кому захватчик передал строение в качестве подарка, или у того, кто получил землю из-за своей должности во власти. Например, государство захватило земли у кого-либо, а затем распределило их между должностными лицами. Тут хукм касательно должностных лиц будет тот же, что и относительно государства-захватчика. Поэтому запрещено покупать у должностных лиц такую землю и строить на ней.

2) Если государство, с одной стороны, продаст отобранную землю кому-то (второй стороне) по рыночным ценам, а он построит на ней строение, стоимость которого превышает стоимость земли, то купить такое строение третьему человеку (третьей стороне) будет дозволено. Что касается самого строения, то в этом случае оно будет оберегаемым имуществом. Причина этого заключается в том, что право основного владельца (у кого отобрали землю) на саму землю было утрачено, но это право сохраняется и выражено в стоимости земли. Например, если захваченную вещь превратили в другую, то в таком случае гарантируется возврат уже стоимости вещи, а не самой вещи. А раз в данном случае в качестве захватчика выступает государство, то именно оно должно гарантировать возврат полной стоимости земли её законному владельцу. Поэтому компенсация за нанесённый ущерб выплачивается со стороны захватчика, когда земля находилось под его контролем.

 Другими словами, стоимость захваченной земли покрывает государство. Именно поэтому разрешается покупать у второй стороны (кто купил по рыночной цене у государства) то или иное строение, возведённое на отнятой земле, но если соблюдены следующие условия:

1) Если захватчиком является государство. Следовательно, на нём лежит возврат стоимости земли, поэтому покупатель (вторая сторона) не обязан выплачивать стоимость отобранной земли её законному владельцу. Что касается захватчика, если им было не государство, а индивид, то в таком случае выплата ложится на первого, второго и т.д. покупателей.

2) Если покупатель (вторая сторона) купил землю у государства (первой стороны) по рыночной цене.

3) Если строение на отнятой земле будет дороже, чем стоимость самой земли.

Исходя из сказанного:

Нельзя покупать землю у захватчика, если им было государство. Однако покупать у того, кто купил землю у государства-захватчика, дозволяется, но при следующих условиях:

а) Если землю купили у государства по рыночной цене, и здесь не важно, кто покупатель: организация или человек. Главное, чтобы тот, к кому переходит земля, не получил её в качестве подарка, дара и т.п. за свой пост в государстве.

б) Если строение будет дороже, чем сама земля.

Иногда добавляется третье условие: если покупателем будет организация, то она должна быть создана и существовать на условиях Шариата, как, например, не должна быть акционерным обществом.

Второй вопрос: Дозволяется ли пользоваться профсоюзными льготами членам этих профсоюзов, как, например, рассрочкой или финансовой помощью в определённых случаях?

Ответ:

Мы приняли табанни о недозволенности добровольно вступать в профсоюзы, если только это не является единственной возможностью устроиться на работу. Например, если человек хочет устроиться на работу по своей профессии, но от него требуют для начала вступить в профсоюз, и если он вступит, то получит работу. В подобных случаях дозволено вступать в профсоюзы.

Поэтому если человек вступил в профсоюз не добровольно, а принудительно, то в таком случае дозволяется воспользоваться ему теми или иными услугами профсоюзов, если эти услуги, конечно, не противоречат Шариату. Например, нельзя брать финансовую помощь под процентную ставку (риба).

Вывод: если дозволяется вступление, то и дозволяется пользование услугами профсоюзов. Однако вступление в профсоюз дозволяется, если оно принудительное.

 


04.03.2004