Нужно ли с земли харадж, переданной в качестве вакфа, выплачивать сам харадж?

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Имеется земля, которая была передана в качестве вакфа, но в основе она была землёй харадж, нужно ли выплачивать с неё в последующем харадж, как, например, подобное уже происходило с землёй сподвижника Тамима ад-Дари в Палестине?

Ответ:

1) Земли категории харадж не передаются в вакф, а значит, она остаётся землёй харадж и с неё выплачивается надлежащий налог.

В 133 статье книги «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 2 том, говорится: «Земля ушр и земля харадж вправе быть обменёнными или унаследованными от своего собственника, так как являются настоящей собственностью своего владельца и на них распространяются все законы о собственности. Касательно земли ушр всё понятно. Относительно же земли харадж следует понимать, что собственность этой земли совершенно аналогична собственности земли ушр с двумя лишь отличиями:

Во-первых, оно касается самого объекта собственности.

Во-вторых, то, что обязательно налагается на землю.

Что касается самой собственности, то владелец земли ушр владеет как правом собственности на саму землю, так и правом на её пользу, в то время как владелец земли харадж имеет право собственности только на пользу от земли, но не имеет права собственности на саму землю. Отсюда следует, что если владелец земли ушр желает передать в вакф свою землю, то он может сделать это в любое время, так как является владельцем самой земли. Владелец же земли харадж не может сделать этого, поскольку не владеет ей. Причина этого заключается в том, что закон о вакфе требует, чтобы тот, кто отдаёт имущество в качестве вакфа, был владельцем самой вещи, чего не скажешь о владельце земли харадж, поскольку он не владеет самой землёй, а владеет её пользой. Что касается того, кто обладает правом собственности на саму землю харадж, то им является Байт уль-Маль».

2) Касательно земли Тамима ад-Дари, то она не является землёй харадж, поскольку эту землю Посланник Аллаха ﷺ выделил ещё до её завоевания, а значит, она относится к земле категории ушр.

Так в книге «Исламская личность», 2 том, в теме «Земли ушр, харадж и приобретённые путём перемирия (сульх)» говорится: «Также к таким землям относятся земли, которые распределяет Имам ещё до их завоевания, а значит, человек получит такую землю после того, как Аллах даст победу верующим. Подобные земли считаются подарком для того, кому они были выделены. Это подобно тому, как Посланник Аллаха ﷺ наделил Тамима ад-Дари землями Хибра, Хеврона, аль-Мархуна, аль-Айнуна в Халиле, когда тот со своей группой пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и попросил выделить ему эти земли, если Аллах откроет мусульманам эти земли. Посланник Аллаха ﷺ выделил ему землю, записав это на бумаге. Умар был одним из свидетелей этой записи. А когда Аллах дал возможность мусульманам завоевать эти земли во время Умара, то Тамим ад-Дари потребовал их от Умара. Умар отдал их ему, исполняя обещание Посланника Аллаха ﷺ. Об этом также передал Абу Убайд в книге «Аль-Амваль».

Таким образом, земли Тамима ад-Дари являются землями ушр, которая была передана в качестве вакфа. С такой земли нет закята ушр, поскольку закят выплачивается с имущества, у которого есть хозяин, но не выплачивается с имущества, которое принадлежит всем.

 

20 Рабиъ ус-сани 1432 г.х.
25.03.2011 г.