Политическая борьба в Судане

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

На сайте «Al Jazeera» 19.03.2023 была опубликована новость: «В Переходном суверенном совете Судана в субботу заявили, что стороны, не подписавшие рамочное соглашение, выразили желание достичь политического урегулирования, которое положит конец кризису в стране. Это произошло после встречи заместителя председателя Совета Мухаммада Хамдана Хамидати и этих сторон. Примечательно, что Суверенный совет Судана и гражданские силы, в первую очередь — силы «Декларации свободы и перемен» (центральный совет), подписали 5 декабря 2022 года рамочное соглашение о запуске нового переходного этапа в стране. Однако другие силы отказались подписывать соглашение, в том числе — силы «Декларации свободы и перемен» (демократический блок)».

На сайте «Al-Araby Al-Jadeed» 16.03.2023 было опубликовано: «Стороны, подписавшие рамочное соглашение, приняли участие в работе Конференции по правосудию и правосудию переходного периода в Хартуме в четверг в рамках работы заключительного этапа политического процесса».

Учитывая, что в СМИ распространились сообщения о разногласиях между командующим армией, главой Суверенного совета аль-Бурханом и его заместителем в Совете, командующим Силами оперативной поддержки Мухаммадом Хамданом Дакло (Хамидати), действительно ли близок финальный этап? Могла ли Америка устроить эти разногласия для того, чтобы Хамидати стал независимым и отделил Дарфур, как это произошло с Южным Суданом, тем более что Хамидати имеет вес в Дарфуре? Или это искусственные разногласия с целью определить роль каждого игрока? И какое значение имеют взаимные визиты Хартума и Эмиратов именно в это время? Наконец, связаны ли с этими конфликтами попытки аль-Бурхана нормализовать отношения с еврейским образованием? Прошу прощения за большое количество вопросов. Да вознаградит Вас Аллах!

Ответ: Было бы лучше разделить все эти вопросы, но мы постараемся ответить на них в нескольких пунктах:

I

Официальный представитель суданских вооружённых сил бригадный генерал Набиль Абдуллах записал видеообращение к народу, опубликованное в СМИ 11.03.2023, заявив: «Вооружённые силы подтверждают свою приверженность ходу текущего политического процесса и строгому и полному выполнению того, что было подписано в рамочном соглашении, которое ведёт к унификации военной системы и созданию гражданского правительства на оставшуюся часть переходного периода, пока не пройдут выборы». Оппозиционные силы приветствовали это заявление, поскольку у них были сомнения в том, что армия будет соблюдать соглашение, увидев, как она работает над выходом из соглашения, над его прекращением или обходом, а также ставит условия перед его выполнением.

II

Заявление вооружённых сил было сделано на следующий день после того, как распространились новости о грузовиках с вооружёнными группами, связанными с оперативной поддержкой, которые направляются в Хартум из региона Дарфур. Армия развернула крупные силы в ряде столичных районов. Некоторые считали это подготовкой к неминуемой битве между вооружёнными силами во главе с аль-Бурханом и Силами оперативной поддержки во главе с Дакло из-за обострения разногласий между двумя командующими. Официальный представитель вооружённых сил Набиль Абдуллах заявил: «Ситуация в стране находится под контролем, и то, что в некоторых соцсетях сообщают о проникновении вооружённых групп в Хартум, не соответствует действительности» («Alyoum Altali», 10.03.2023). Однако в заявлении офиса официального представителя вооружённых сил говорится: «Он не делал заявлений, отрицающих факт проникновения вооружённых групп в штат Хартум, ни для каких средств массовой информации. Руководство вооружённых сил и служб безопасности страны мудро и терпеливо следит за ситуацией с безопасностью в стране, заботясь о спокойствии страны и граждан» («Asharq Al-Awsat», 11.03.2023). Это подтверждение официального представителя ВС и опровержение из его же офиса указывают на то, что армия играет на нервах людей, и одна из целей состоит в том, чтобы запугать оппозицию и подготовить атмосферу к встрече аль-Бурхана с Дакло для примирения, утверждая, что они находятся в разногласиях и ссорах.

III

Вслед за этим было объявлено, что вечером 11.03.2023 состоится встреча между аль-Бурханом, Дакло и сторонами, подписавшими рамочное соглашение. Суверенный совет Судана опубликовал заявление, в котором говорится, что аль-Бурхан и Дакло «обсудили ход политического процесса и необходимость продвижения в соответствии с согласованными договорённостями» и что они «одобрили продолжение того, что было названо согласованными договорённостями в отношении политического процесса». В завершение консультаций, на которых обсуждалась политическая ситуация и ситуация с безопасностью в стране, они решили «сформировать совместный комитет безопасности между регулярными войсками, соответствующими государственными органами и вооружёнными движениями для наблюдения за ситуацией с безопасностью в стране» («Sudan Tribune», «Al Jazeera», 11.03.2023). Всё должно было выглядеть так, что между аль-Бурханом и Дакло есть конфликт, как будто армия вот-вот столкнётся с Силами оперативной поддержки, но после этих встреч ситуация временно успокоилась.

IV

Дакло (Хамидати) ранее заявлял, что «его участие в перевороте 25 октября 2021 года было ошибкой, добавляя, что этот переворот стал дверьми к возвращению свергнутого режима» («Al Jazeera», 19.02.2023). Дакло решительно отстаивал то, что он вместе с армейским руководством сделал против предыдущего правительства. Не может быть, чтобы его мнение изменилось и чтобы он раскаивался. Скорее, всё это было сделано для того, чтобы обманом заставить оппозицию последовать за ним или приблизиться к нему. Поэтому вслед за этим заявлением он сказал: «Соглашение представляет собой единый пакет, который должен быть реализован как единое целое без фрагментации» («Arabic Post», 21.02.2023). Затем Хамидати усилил свою риторику, показывая, как будто он противостоит руководству армии, и заявил: «Мы не допустим к управлению страной никого, кто хочет стать диктатором. Мы по собственной воле согласились передать власть полноценному гражданскому правительству. Главный спор в стране идёт между теми, кто засиделся у власти, и теми, кто хочет передать её гражданским лицам. Между Силами оперативной поддержки и вооружёнными силами нет проблем, скорее, проблема с теми, кто во всём обвиняет армию. Принцип формирования гражданского правительства был согласован между армией, Силами оперативной поддержки и нашими братьями в Суверенном совете» («Asharq Al-Awsat», 08.03.2023). Похоже, он хочет играть роль в стане гражданских сил и очень хочет полной реализации рамочного соглашения. С другой стороны, аль-Бурхан намекал, что рамочное соглашение не является обязывающим для армии, поскольку в нём не участвуют все политические силы. Но затем аль-Бурхан пообещал продолжить выполнение рамочного соглашения путём объединения Сил оперативной поддержки и вооружённых формирований с армией. Он заявил: «Если будет чёткий разговор об интеграции Сил оперативной поддержки и вооружённых формирований в состав вооружённых сил, мы будем действовать по рамочному соглашению. Любые разговоры, кроме этого, неприемлемы» («Asharq Al-Awsat», 08.03.2023). Всё это показывает, что разногласия между аль-Бурханом и Хамидати были по поводу путей реализации рамочного соглашения при том, что каждый из них показал свою приверженность соглашению.

V

В ответе на вопрос (11.12.2022) по поводу рамочного соглашения, подписанного 05.12.2022, мы написали: «Это соглашение спасает из затруднительного положения военное руководство страны во главе с аль-Бурханом, его заместителем и теми, кто с ними, потому что граждане Судана отвергают их власть и не предоставляют им поддержки внутри страны. Это соглашение обеспечивает военному руководству неприкосновенность и защиту от судебных преследований за те преступления, которые они творили, оставшись ненаказанными. Они оказались неспособны вести административное управление делами страны и потерпели провал в решении обычных проблем граждан. Если они что-то делали, то только когда видели в этом возможность сберечь влияние Америки в стране после того, как пал режим бывшего президента Умара аль-Башира. При этом не стоит забывать, что другая сторона — т.н. «Силы свободы и перемен» и партии, сформировавшие правительство — тоже потерпела провал в попытках управлять страной, решать её проблемы и обеспечить удовлетворение минимальных потребностей населения. Всё, что они делали, было ради защиты интересов Британии в Судане». Также мы написали: «Будет ли это соглашение действовать и исполняться? Сомнительно. Спасёт ли оно положение дел в стране? Вряд ли, потому что имеет неправильные основы <…> Для общества Судана иностранное вмешательство во внутренние дела его страны уже очевидно, потому что иностранцы присутствовали при подписании данного соглашения во Дворце Республики. Скорее всего, эти же иностранцы составили и сам текст соглашения, а именно — посланник ООН под прямым управлением со стороны американцев и англичан — двух сторон борьбы за Судан — под именем четырёхсторонней и трёхсторонней группы». Чтобы воспрепятствовать реализации соглашения, военное командование, включая армию во главе с аль-Бурханом и Силы оперативной поддержки во главе с Дакло, создаёт искусственный конфликт между двумя сторонами. Внимание людей по-прежнему сосредоточено на том, что две стороны в любой момент должны согласиться или не согласиться, и на том, что исход зависит от решения этого спора, а не спора между военными и гражданскими силами.

VI

Что касается февральского визита аль-Бурхана в Эмираты, то есть в пробританский центр в регионе, и последующего визита шейха Шахбута, государственного министра ОАЭ, в Судан и передачи аль-Бурхану секретного письма, то все эти визиты не решают ничего и не привели ни к каким заметным изменениям в позициях, заявлениях и действиях аль-Бурхана. Скорее, эти визиты согласуются с планами Америки. По-видимому, мотив визитов состоит в том, чтобы «шпионить» друг за другом. Каждая сторона пытается пронюхать реакцию другой стороны на предпринятые шаги. При этом каждый прикрывается попытками урегулировать ситуацию. Кажется, гражданские силы попались на уловку спора между аль-Бурханом и Хамидати, подумав, что это настоящий конфликт. Таким образом, военные подтолкнули гражданских к вмешательству для урегулирования конфликта между двумя сторонами и успокоения ситуации. Лидер сил «Декларации за свободу и перемены» Мухаммад Эсмат сказал: «Силы перемен и сторонники гражданского управления прилагают непрерывные усилия, чтобы урегулировать ситуацию между Силами оперативной поддержки и вооружёнными силами и избежать любых столкновений между ними, которые сбросили бы страну в пропасть» («Asharq Al-Awsat», 06.03.2023). Затем в среду вечером, 08.03.2023, в Объединённые Арабские Эмираты отправилась высокопоставленная делегация лидеров бывшей правящей в Судане коалиции «Декларации свободы и перемен», чтобы положить конец политическому кризису в стране. «В состав делегации вошли глава Комитета по коммуникациям и внешним связям, глава партии «Конгресс» Умар ад-Дакир, глава Исполнительного аппарата федерального собрания Бабакар Фейсал, генеральный секретарь «Национальной партии «Умма» аль-Васик аль-Барир и представитель Ассоциации профессионалов в Силах перемен Таха Усман. В заявлении коалиции говорится, что делегация встретится с лидерами Эмиратов, чтобы обсудить завершение политического процесса на основе рамочного соглашения» («Asharq Al-Awsat», 09.03.2023). Всё это говорит о том, что гражданские силы загнаны в угол, и теперь вопрос контролируется только политическими силами. То есть Америка переместила политический конфликт в Судане на новую арену, которая представляет собой искусственный конфликт между американскими агентами. И этот искусственный конфликт доминирует над другими конфликтами и вынуждает проевропейские силы сближаться с Хамидати, тем более что он заявляет о своей поддержке гражданским силам.

VII

Теперь касательно вопроса о нормализации отношений с еврейским образованием. Аль-Бурхан стремится защитить себя от падения и укрепить свою власть, выполняя всё, что хочет от него Америка, включая нормализацию отношений с еврейским образованием. Эта нормализация принесёт пользу только еврейскому образованию, Америке, самому аль-Бурхану и тем, кто с ним, но ничего не даст Судану. Более того, нормализация навредит Судану, так как она греховна по Шариату, ведь означает признание оккупации Палестины — одной из самых дорогих для мусульман территорий, на жителей которой нападают днём и ночью, разрушая их дома, убивая их детей и отбирая их имущество. Кроме того, в Суверенном совете Судана заявили, что «председатель Суверенного совета Абдель Фаттах аль-Бурхан встретился с Коэном (министр иностранных дел «Израиля» — ред.) в Хартуме, и они обсудили расширение перспектив совместного сотрудничества, особенно в сфере безопасности и военной сфере». Министерство иностранных дел Судана заявило, что на встрече они «договорились двигаться вперёд к нормализации отношений между двумя сторонами» («Sudan News Agency», 02.02.2023). Официальное радио еврейского образования сообщило 08.02.2023, что в этот день специальная делегация Суверенного совета Судана тайно посетила еврейское образование. Таким образом, суданский режим больше не стыдится совершать предательство, нормализуя отношения с еврейским образованием, чтобы остаться у власти и заручиться поддержкой Америки.

Вывод:

1) Между аль-Бурханом и Хамидати нет настоящего конфликта, и каждый из них является агентом Америки. Америка привела аль-Бурхана на его нынешний пост именно через Хамидати. «Отношения между аль-Бурханом и Хамидати достигли нынешнего союза после свержения министра обороны Абдуррахмана ибн Ауфа, который пришёл к власти после смещения аль-Башира. Аль-Бурхан стал главой Суверенного совета и командующим армией, хотя он не был в первой линии вооружённых сил. Поэтому считается, что это произошло при поддержке Хамидати и региональной поддержке. При этом сам Хамдан (Хамидати) стал заместителем председателя Суверенного совета, и эти двое объединились против гражданских сил» («Arabic Post», 21.02.2023). Таким образом, конфликт искусственный, а не настоящий, и происходит он по принципу распределения ролей.

2) Если возник вопрос: почему конфликт не может быть реальным, чтобы позволить Хамидати получить независимость и отделить Дарфур по договорённости с Америкой, как это было сделано с Южным Суданом, тем более что Хамидати имеет военный и финансовый вес в Дарфуре? «Силы Хамидати контролируют большую часть богатств региона, в том числе — золотые рудники, из которых только в ОАЭ экспортируется золота на 16 млрд. долл.» («Masr360», 12.05.2023). Ответ будет следующим: в настоящее время нет никаких предпосылок, которые указывали бы на желание отделить Дарфур. Скорее, Америка сейчас сосредоточена на том, чтобы её агенты полностью взяли власть в свои руки и не позволили британским агентам играть какую-либо значимую роль в управлении страной, а также чтобы они занимались примирением аль-Бурхана и Хамидати, а не борьбой против них. Однако нельзя исключать того, что Америка может разделить мусульманскую страну, если у неё появится такая возможность, так как именно этим всегда занимался колонизатор.

3) Аль-Бурхан хочет расширить участие в рамочном соглашении и намекает на препятствование со стороны подписавших сил. И это делается только для того, чтобы затянуть реализацию соглашения. Он проводит встречи с не подписавшими соглашение сторонами, что создаёт некий конфликт между «подписавшими» и «не подписавшими», особенно между подписавшим центральным советом сил «Декларации свободы и перемен» и не подписавшим демократическим блоком сил «Декларации свободы и перемен». Всё это затягивает время окончательного утверждения рамочного соглашения. Позицию аль-Бурхана более чётко выразил член Суверенного совета Шамсуддин Каббаши, заявив, что «армия не пойдёт на подписание рамочного соглашения без политического консенсуса, что подписантов недостаточно для решения политического кризиса в стране и что армия не станет защищать несогласованную конституцию» («Al Jazeera», 20.02.2023). Армия пытается уклониться от рамочного соглашения или обойти его тем или иным образом, иногда под предлогом расширения участия в нём, а иногда выдвижением условий, таких как вхождение Сил оперативной поддержки и вооружённых формирований в состав вооружённых сил. Таким образом аль-Бурхан и Хамидати контролируют окончательное утверждение рамочного соглашения согласно планам Америки.

4) Америке удалось переместить политический конфликт в Судане на новую арену — арену искусственного конфликта между американскими агентами. Эта новая арена доминирует над другими и вынуждает проевропейские силы отвлекаться от реализации рамочного соглашения, а вместо этого сосредотачиваться на примирении аль-Бурхана и Хамидати, думая, что конфликт между ними реален. Военные силы в лице аль-Бурхана и Хамидати выполнили план по отсрочке реализации соглашения под предлогом отсутствия консенсуса и невозможности слияния Сил оперативной поддержки и вооружённых сил. Более того, условия и атмосфера позволяют внести изменения в соглашение и лишить гражданские силы какого-либо реального веса во власти. Это то, что имел в виду аль-Бурхан, сказав, что «страна находится на пути установления гражданского правления, и вполне вероятно, что вскоре будет сформировано гражданское правительство» («Alittihad», 19.03.2023). Рамочное соглашение будет реализовано по условиям военных, а «вскоре» будет то, что сказал аль-Бурхан, и нет разницы, означает ли его «вскоре» долго или быстро. Если же им не удастся реализовать этот план, тогда не исключено, что они попытаются аннулировать рамочное соглашение, инсценируя невозможность слияния Сил оперативной поддержки с армией из-за конфликта аль-Бурхана и Хамидати, то есть попытаются аннулировать конституционную декларацию новым способом. Конституционная декларация была подписана между военными и гражданскими силами 21 августа 2019 года. Было решено, что сначала в президентском совете будут председательствовать военные, а потом, в ноябре 2021 года, в совете начнут председательствовать гражданские силы. А чтобы помешать этому, министр обороны Судана, генерал-лейтенант Ясин Ибрагим, 21.09.2021, то есть за два месяца до даты вступления в председательство гражданских лиц, объявил о том, что в стране пресечена попытка государственного переворота. Затем были выдвинуты требования о роспуске правительства. И на самом деле правительство было распущено, а срок действия конституционной декларации истёк. Мы уже писали об этом в ответе на вопрос 25.10.2021. Не исключено, что сейчас сценарий повторится, но уже путём создания искусственного конфликта с видным проамериканским деятелем Хамидати.

5) В заключение мы ещё раз повторяем, что Судан не увидит проблеска надежды, пока есть агенты, работающие на того или иного колонизатора. Колонизаторы борются за исламскую землю, им нет дела до возрождения страны, решения её проблем, пропитания её народа и обеспечения его нужд. У народа нет другого выхода, кроме как избавиться от агентов и перестать следовать им или их ошибочному пути. Скорее, нужно следовать путём тех, кто обращается к людям, взывает к Аллаху и работает над воплощением исламского правления, а также над объединением и возрождением мусульман. Аллах говорит:

وَمَنۡ أَحۡسَنُ قَوۡلٗا مِّمَّن دَعَآ إِلَى ٱللَّهِ وَعَمِلَ صَٰلِحٗا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ ٱلۡمُسۡلِمِينَ

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я — один из мусульман»?» (41:33).

 

27 Шабана 1444 г.х.
19.03.2023 г.