03
Ср, март

Ответы Амира

от Abdulhamid Fawaghra и Аммара Абу Увайса

Первый вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Мой вопрос касается network marketing (сетевого маркетинга). Один мой друг прислал мне приглашение для дополнительного заработка. Его приглашение позволяет мне заработать через интернет. Я принял участие в ряде вводных встреч об этом дополнительном заработке через приложение «Zoom». В ходе встреч было кратко разъяснено, в чём заключается будущая работа, нам напомнили, что с учётом происходящего в мире, в частности — событий вокруг коронавируса, мы крайне нуждаемся в дополнительном заработке, а также упомянули, что все сделки и операции стали происходить дистанционно и в электронном формате.

Речь идёт о работе в сетевой компании «Jeunesse Global», которая специализируется на косметике и пищевых добавках. Прежде чем человек станет партнёром компании и получит свой интеренет-магазин для продажи продукции или так называемый «электронный кошелёк», ему надлежит для начала купить пакет продукции самой компании, цена которого колеблется между одной и двумя тысячами долларов. Оплата за пакет продукции происходит через банк, только затем продукция приходит к вам на дом. Суть работы заключается не в продаже продукции, купленной вами, будь то через интернет или обычным способом, а заключается в том, чтобы вы приглашали других людей стать частью компании и приглашали их участвовать на встречах через приложение «Zoom». Участие на встречах через «Zoom» позволит им пообщаться с теми, кто уже давно работает в этой сфере и смог заработать большие деньги.

Сам заработок вытекает из сложения комиссионных, полученных за каждого нового партнёра компании. Новый партнёр проходит ту же процедуру, т.е. покупает пакет продукции, которая в большинстве случаев остаётся для личного пользования. Следовательно, чем больше ты привлекаешь других клиентов, тем длиннее становится цепочка привлечённых тобой людей, а значит, сумма твоих комиссионных увеличивается.

Более того, те, кого ты привлёк в компанию, также будут приглашать других людей и получать за это свои комиссионные, но и ты будешь получать за каждого нового их клиента свои комиссионные. В сумме твои комиссионные могут достигнуть 35 долларов за человека.

Таким образом, по мере увеличения числа партнёров подо мной, я получаю новые привилегии, комиссионные и степени. Помимо этого, у меня увеличивается материальная прибыль, которая за два месяца может достигать до 4000 тысяч долларов.

Отсюда у меня возникло подозрение, что такая работа запрещена по Шариату. Поэтому один из моих вопросов касается того, каков хукм Шариата касательно подобного заработка и каково мнение учёных по этому вопросу.

Я надеюсь, что Вы сможете пролить свет на эту тему. Я также прошу прощения за столь большой текст вопроса.

Второй вопрос:

Ассаляму алейкум. В последнее время интернет-продажи получили широкое распространение, особенно сетевой маркетинг. Касательно последнего, то мнения о его дозволенности или запрета разделились. Поэтому я бы хотел узнать у Вас шариатский хукм о сетевом маркетинге. Для большей ясности сделаю небольшое разъяснение принципов сетевых компаний. В первую очередь компания предлагает тем, кто хочет присоединиться к её деятельности, внести определённую сумму денег, чтобы он имел возможность получить свой идентификатор (ID). Получение данной идентификации — своего рода получение права на представительство (викаля). Получение идентификатора (ID) как бы обязует компанию взять у своего клиента деньги за это. После присоединения к деятельности компании работа человека делится на две части:

1) Занятие маркетингом, продажей реально существующей продукции, цена которой известна. Другими словами, нет гарара (продажи чего-то неопределённого), а за продажу продукции работник получает от компании комиссионные. Более того, работник компании передаёт ей данные людей. Помимо того, что компания передаёт всю информацию о продукции своему работнику, она также выплачивает ему комиссионные. Но её работнику не передаётся право собственности на продукцию компании, поскольку он выступает в качестве маркетолога, а не продавца.

2) Данный аспект работы в компании является наиболее важным, поскольку он заключается в привлечении новых работников, которые создадут под ним некоего рода сетку из двух ветвей. Впоследствии привлёкший их человек будет получать за каждого нового работника 500 баллов. Если человек сможет достичь баланса между правой ветвью и левой (например, за деятельность правой ветви человек сможет получить 1000 баллов и за деятельность левой — 1000 баллов) посредством продажи продукции компании и привлечения новых клиентов, то он поднимается на одну ступень. Продвижение по ступеням позволяет иметь стабильные комиссионные в качестве стабильного дохода. И каждый раз, когда происходит увеличение баллов в правой и левой ветвях, работник, привлёкший их, поднимается по ступеням и получает увеличенные комиссионные. Что касается тех, кто находится под ним, то они проделывают ту же работу.

Отсюда вопрос: имеет ли такая работа некий гарар или же какой-нибудь запретный аспект? Или здесь всё правильно, а получаемые комиссионные нужно расценивать как заработную плату?

Очень надеюсь, что Вы разъясните шариатский хукм в этом вопросе. И пусть Аллах воздаст Вам благом!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Ваши вопросы схожи. Ранее к нам уже поступали вопросы о сетевом маркетинге. Для полного ознакомления можете обратиться к ответам на вопрос от 13.10.2007, 08.03.2009, 19.08.2015. Здесь я лишь упомяну те моменты, которые будут достаточными в качестве ответа.

● Договоры в Исламе ясны, просты и понятны. В целом они должны быть известными отношениями, т.е. должна быть понятна их реальность, известны стороны договора, а также должно иметь место знание самих текстов, связанных с такого рода отношениями, изучение этих текстов и выведение хукмов посредством правильного иджтихада.

● Компании, упомянутые в ваших вопросах, посредством сетевого маркетинга реализуют ряд своих товаров. Такие компании практикуют данную сеть продажи (сетевой маркетинг) по различным товарам и ставят условия продавцам её продукции: покупка чего-либо из её продукции. Об этом говорилось в первом вопросе. Также присутствует внесение определённой суммы денег, что позволит получить разрешение на представление интересов (викаля) компании. Об этом упоминалось во втором вопросе. После этого компания предоставляет человеку право приводить новых клиентов взамен на комиссионную плату.

Другими словами, эти люди становятся маклерами (симсарами) компании, которые находят новых клиентов и получают за них комиссионную плату. Компания не даёт комиссионных, пока клиент не приведёт определённое количество других клиентов согласно программе компании. Другими словами, первый клиент берёт комиссионную плату за последующих клиентов, которых он привёл в компанию. Вдобавок к этому, он берёт комиссионную плату за тех клиентов, которых привели уже те, кого он привёл до этого. Своего рода маклерство (самсара) в лице маркетинга продолжается в виде последовательной платы за маклерство по сетевой схеме продажи.

● Такой вид торговых отношений противоречит Шариату, поскольку:

1) Неправильно, если продавец оговаривает, что человек может стать его маклером, если купит у него товар. Продавец может предложить маклеру комиссионные за каждого приведённого клиента, поскольку это соответствует сути маклерства. Повторюсь, продавец не должен ставить своему маклеру условие в виде покупки у него продукции, а подобное положение присутствует в сетевых компаниях, когда они требуют от маркетолога купить их продукцию. Об этом упоминается в первом вопросе.

Или же компания требует внести определённую сумму денег, чтобы быть её маклером и претендовать на комиссионные за привлечение клиентов, как об этом говорится во втором вопросе. Это означает, что договор покупки продукции, с одной стороны, и маклерство — с другой, являются двумя отдельными друг от друга договорами. Это значит, что в данном случае происходит заключение двух договоров в одной сделке, поскольку тут они выступают условием друг для друга. Заключать два договора в одной сделке — харам. Приводит Ахмад в своём «Муснаде» от Абдуррахмана ибн Абдуллаха ибн Масъуда, что его отец сказал:

نَهَى رَسُولُ اللهِ عَنْ صَفْقَتَيْنِ فِي صَفْقَةٍ وَاحِدَةٍ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил заключать два договора в одной сделке». Приведу ещё пару примеров: я говорю Вам: «Если Вы продадите мне, то я возьму у Вас в аренду, или буду для Вас маклером, или куплю у Вас то-то и то-то и т.д.». Именно это положение, как видно, является предметом вопроса. Ведь с компанией заключается два договора: договор о торговле и договор о маклерстве, и всё это — в одной сделке. Покупка продукции компании является условием для работы маклером, т.е. для маркетинговой деятельности, чтобы затем получать комиссионные за привлечение новых клиентов.

2) Маклерство — это договор между продавцом и тем, кто приводит ему покупателей. Комиссионная плата за маклерство в данном договоре предусматривается за тех, кого маклер приводит в компанию, а не за тех, кого приводят другие маклеры. В вышеупомянутой операции компании маклер (маркетолог) получает комиссионную плату как за тех клиентов, которых он приводит сам, так и за тех, которых приводят другие. Такое положение противоречит договору о маклерстве. Однако Шариат дозволяет компании дать в качестве подарка маклеру что-либо за тех клиентов, которых привели другие. Но это не является обязательным положением.

3) Цена покупки у компании содержит в себе аль-габн аль-фахиш (обсчёт), даже если покупатель знает о том, что цена завышена. Такое положение несёт в себе обман вследствие запутанных способов, используемых компанией для продвижения своей деятельности. Так она направляет покупателя оплатить завышенную цену за свою продукцию, которая даже хоть немного не соответствует реальной её стоимости.

Это происходит только из-за многообещающего «светлого будущего», поскольку, по словам компании, человек получает возможность реализовывать продукцию взамен на комиссионную плату за тех клиентов, которых он приведёт в компанию, а также за тех, которые были приведены теми, кого он привёл вначале. А когда клиент оказывается неспособным привести других, т.е. найти клиентов, особенно если это касается тех, кто находится в конце встроенной цепочки, то вот здесь обман и настигает их, поскольку человек, находящийся в конце цепочки, оплатил за продукцию завышенную сумму. Обман в Исламе запрещён, ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

اَلْخَدِيعَةُ فِي النَّارِ

«Кто обманывает, тот пребудет в огне…» (приводит Бухари от Ибн Абу Ауфа (р.а.)). Также Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал человеку, который прибегал к обману во время торговли, следующие слова:

إِذَا بَايَعْتَ فَقُلْ لَا خَلَابَةَ

«Когда заключаешь [с кем-то] сделку, то говори [ему]: «Только без обмана!» (приводит Бухари от Абдуллаха ибн Умара (р.а.)). Под словом «خَلَابَةَ» подразумевается обман. Мантук (буквальное указание) и мафхум (понимаемое указание) хадисов указывают на запрет обмана во время торговли.

Подводя итоги: выстраивание отношений с компанией в том виде, который поясняется в вопросах, противоречит условиям маклерства и несёт в себе обман, а подобные взаимоотношения запрещены Шариатом. Прошу Всевышнего Аллаха оказать нам Своё содействие, помощь в установлении Халифата и воплощении в жизнь экономической системы Ислама. Экономическая система Ислама разъясняет, какими должны быть экономические операции, гарантирующие благополучие и безопасность для всех граждан Халифата. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый.

Это то, чему я отдаю своё предпочтение и считаю правильным, но Аллах знает лучше.

 

23 Джумада аль-ахира 1442 г.х.
05.02.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»