23
Пн, сен

Разрешается ли принимать подарок...

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

 

Вопрос:

Разрешается ли принимать подарок от человека, который заработал свои деньги (имущество) запрещенным по шариату путем (харам), например, путем азартных игр (къумар), ростовщичества, договоров страхования или продажи вина? Разрешается ли членам его семьи принимать его расходы на них, сделанные этими деньгами (имуществом), которые он приобрел запрещенным по шариату путем (харам)?

Ответ:

Запрещенное по шариату (харам) бывает несколько видов:

1 – Харам по своей сути. Например, вино. Подарок в виде данной вещи является запрещённым. Это запрещено как в отношении владельца вина, так и в отношении того, кому оно дарится. Посланник Аллах (с.а.с.) говорил: «Запрещено вино (алкоголь) по своей сути» (вывел ан-Насаи).

2 – Харам в отношении прав человека. Например, это краденное или захваченное имущество. Такое имущество является запретным для вора и берущего его, а значит, нельзя дарить его в подарок. Данный запрет распространяется, как на того, кто присваивает это имущество, так и на того, кто получает его в качестве подарка. Данное имущество – это право его законного по шариату собственника. В случае обнаружения имущества в таком положении, т.е. краденное, его необходимо вернуть законному по шариату собственнику. Доказательством тому служит:

От Самура сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Если у человека украдут какую-нибудь вещь или он потеряет какую-то вещь, затем найдет (встретит) её в руках другого человека, то первый (у кого украли или потерял) имеет на неё больше прав, чем последний, а покупатель должен востребовать у продавца её стоимость» (Ахмад). Данный текст указывает на то, что краденое имущество необходимо вернуть его законному по шариату собственнику.

Захват предусматривает незаконное присвоение чужого имущества. Поэтому захватившему необходимо вернуть захваченную вещь её законному по шариату собственнику, согласно сообщению от Самура, что Пророк (с.а.с.) говорил: «Руки в долгу за то, что взяли, пока не отдадут (вернут)» (ат-Тирмизи – данный хадис хасан).

3 – Харам, полученный от недействительных по шариату финансовых операций. Например, это такие операции, как ростовщичество и имущество от азартных игр. Данный запрет распространяется только на того, кто зарабатывает таким путем, и не затрагивает того, кто получает деньги законным по шариату путем от ростовщика или игрока азартных игр. Например, продать ростовщику какой-то товар за определённую цену, или, если женщина получит от своего мужа, который берет проценты от своих вкладов в банке, расходы на содержание детей и себя. Или, например, если ростовщик подарит одному из своих родственников какой-либо подарок… И тому подобные узаконенные по шариату взаимоотношения. Грех за это имущество ложится на ростовщика, а не на того, кто получил его в качестве оплаты расходов на содержание или подарка. Данный запрет (харам) не может ложиться на ответственность двух лиц в данном положении. Доказательством тому служит:

а) Всевышний Аллах говорит:


وَلا تَكْسِبُ كُلُّ نَفْسٍ إِلا عَلَيْهَا وَلا تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَى


«Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени» (06:164).

б) Достоверно передано, что Пророк (с.а.с.) имел отношения с иудеями в Медине, ведая о том, что большинство своего имущества они заработали путем ростовщичества. Всевышний Аллах говорит:


فَبِظُلْمٍ مِنَ الَّذِينَ هَادُوا حَرَّمْنَا عَلَيْهِمْ طَيِّبَاتٍ أُحِلَّتْ لَهُمْ وَبِصَدِّهِمْ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ كَثِيرًا (١٦٠) وَأَخْذِهِمُ الرِّبَا وَقَدْ نُهُوا عَنْهُ وَأَكْلِهِمْ أَمْوَالَ النَّاسِ بِالْبَاطِلِ


«За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали (или часто сбивали людей) с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они брали лихву (ростовщичество), хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей» (04:160-161).

Также сообщается, что Пророк (с.а.с.) принимал подарки от них. От Ибн Аббаса передается, что «некая иудейка подарила Посланнику Аллаха (с.а.с.) отравленную баранину. Он отправил к ней гонца и спросил её: «Что толкнуло тебя пойти на такой проступок?» Она сказала: «Хотела удостовериться. Если ты Пророк, то Аллах непременно осведомит тебя об этом. Если это не так, то избавила бы людей от тебя».

в) Достоверно передано, что некоторые сподвижники (сахабы) и последователи (табиины) разрешали принимать подарки от ростовщика.

- «Однажды некий человек пришел к Ибн Масъуду и спросил его: «У меня есть сосед, который поедает лихву (ростовщичество), и он продолжает подносить поздравительные подарки». Ибн Масъуд ответил: «Его подарок тебе, а грех – ему» (Абдурразак ас-Санъани в «Мусаннаф»).

- «Однажды аль-Хасана спросили: «Можно ли есть пищу сборщика налогов (или кассира)?», на что он ответил: «Аллах известил вас об иудеях и христианах, что они поедали лихву (ростовщичество), но, при этом, разрешил вам есть их пищу» (Абдурразак ас-Санъани в «Мусаннаф» от Муаммар).

- «Однажды Мансур спросил Ибрахима: «Однажды я поселил одного работника, и он встретил меня в качестве гостя и наградил меня». Ибрахим сказал: «Принимай». Мансур ответил: «Но, ведь он владеет лихвой (ростовщичеством)?». Ибрахим продолжил: «Принимай, если не приказывает тебе (занимается ростовщичеством) и ты не оказываешь ему помощь (в ростовщичестве)» (Абдурразак ас-Санъани в «Мусаннаф» от Муаммар).

г) Тем не менее, лучше не иметь отношений с владельцами запретного имущества, полученного путем ростовщичества, не продавать им и не принимать от них подарки, исходя из набожности, дабы продавец не брал деньги, запачканные ростовщичеством, за свой товар, и не получать подарки от ростовщических денег. Искреннему мусульманину следует избегать всего того, что является нечистым и непрозрачным. Сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.) воздерживались от многих дозволенных вещей, опасаясь приближения к запретному (харам). Достоверно передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Раб не достигнет степени богобоязненных, пока не воздержится от того, в чем нет ничего зазорного, опасаясь того, в чем есть что-то зазорное» (вывел ат-Тирмизи, хадис хасан).

Вывод: Разрешается продавать товар тому, кто берет проценты со своих банковских вкладов и так далее, а также разрешается принимать подаренное им имущество. Однако предпочтительно, не продавать ему и не принимать от него подарки.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта.


04 Сафар 1434г.х.
07.12.2012г.