19
Чт, сен

О запрете спиртного и его иллят

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: «В основе вещей лежит дозволенность, пока не передано довода о ее запретности». Имущество – это вещь, и если не передано о его запретности, оно остаётся дозволенным.

Например, «Некто украл имущество», хукм такого действия как «воровство» – «харам», совершивший данное действие (некто) зарабатывает грех и как следствие, получает наказание. Что же касается самого имущества, то оно остается в своей основе, то есть дозволенным и должно быть возвращено владельцу. Это хукм похищенного, независимо от того, движимое это имущество или недвижимое.

Имущество в целом остается дозволенным (мубах), независимо от тех действий, которые вокруг него, т.е. связанные с ним могут происходить, естественно до того момента, пока не придет частное доказательство. Следовательно, тот, кто получил от такого имущества подарок или расходование на себя, не совершил ничего дурного. «Запрет не может распространяться одновременно на два положения», Аллаху известно лучше. «Хамр (опьяняющие напитки) не дозволен по причине того, что он опьяняет». Т.е. хамр запретен, потому что он есть хамр. Иначе говоря, хамр запретен в своей основе, в том числе и все положения (хукмы) связанные с опьяняющим (продавец, употребляющий и т.д.)».

Но каким образом может запрет распространяться на любое движимое или недвижимое имущество, связанное с хамром и его продажей?! Сам хамр и его запрет, могут ли выступать мотивом (иллятом) запрета имущества? Если это так, то в соответствии с этим получается, что нельзя использовать чашу, из которой однажды употреблялся хамр и т.п., использовать грузовик, который однажды перевозил спиртное, т.к. они попадают под общий мотив (иллят)! Просьба, внести ясность, объяснить и пусть Аллах воздаст вам. 

Ответ: Да, в основе вещей лежит дозволенность, пока нет доказательства о ее запрете. Что же касается твоего вопроса о причине запрета спиртного, а также, например, грузовика, который перевозит его, и чаши, в которой находилось спиртное, то тема заключается в следующем:

Вывел Абу Дауд от Джабира ибн Абдуллах, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «То, что опьяняет в большом количестве, запретно и в малом».

В хадисе очевидно отсутствие причины. Одурманивание не является причиной, аргументируя тем, что, если выпито немного вина, и это количество не опьянит выпившего, запрет все равно действителен, и за это есть наказание. Хадис запрещает и малое количество, если пьянит большое. Отсюда употребление малого является харам.

Также не передан иллят десяти категорий. Вывел Хаким в «Мустадрак», от Абдуллаха ибн Абдуллах ибн Умара, от его отца, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Аллах проклял хамр и того, кто его наливает, и проклял того, кто его изготовляет, того, кто пьет, подает, приносит, того, для кого его приносят, того, кто его покупает, и того, для кого его покупают, того кто его продает, зарабатывает на его продаже». Ясно, что хадис не объясняет причину, поэтому другое не сравнивается с этими категориями.

Отсюда, каждый употребивший одурманивающее «хамр», как в малом, так и в большом количестве, и десять категорий, о которых сказано выше в хадисе, запрещены без объяснения причин. Тем не менее, это положение применяется к уполномоченному за изготовление, и применяется к водителю грузовика, но не применяется к грузовику, в котором перевозят, и к чашке, в которой было спиртное. Хукм, связанный с хамром, не тот же хукм, который связан с грузовиком или кубком...

Вывел ат-Табарани в «аль-Кабир» от Аби Сааляба аль-Хущанни, который сказал: «Я пришел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал: «О, Посланник Аллаха! ... Я бываю на земле людей Писания, которые в посуде едят свинину и пьют из сосудов алкоголь. Могу ли я есть и пить из них ...?» Тогда он (с.а.с.) сказал: «Если найдёшь помимо их посуды, то не ешь из них, но если не найдёшь, то тщательно вымой водой, потом ешь», т.е. если ты нуждаешься в посуде и не нашёл другой, то тщательно вымой её.
 

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта.
11 Раджаб 1434 г.х.
21.05.2013 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.