Достоверность хадиса: «Мои сподвижники подобны звездам, за каким бы из них вы ни последовали, будете на верном пути»

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Ответ на вопрос касательно достоверности хадиса: «Мои сподвижники подобны звездам, за каким бы из них вы ни последовали, будете на верном пути».

Адресовано Мухаммаду Адиб Халилю.

Вопрос:

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение. Да воздаст вам Аллах добром, поддержит вас Своей помощью и обрадует появлением государства Халифата.

Данный мой вопрос адресован нашему почтенному шейху. Ранее я задавал этот вопрос ребятам из Хизб ут-Тахрир, и они ответили мне следующим образом: «Этот хадис имеется в книгах исламского фикха, и этого достаточно». Но мы знаем о необходимости изучать и находить самые сильные доказательства в наших мыслях и принимаемых шариатских законах. В книге «Исламская личность» (т. 3, стр. 294) в тексте восхваления сподвижников, да будет доволен ими Аллах, приводится хадис: «Мои сподвижники подобны звездам, за каким бы из них вы ни последовали, будете на верном пути». Рассматривая данный хадис в энциклопедии хадисов «ад-Дурар ас-суннийя» выяснилось, что он является вымышленным. И кто такой Рузайн, существует ли такой передатчик хадисов?

Ответ:

И вам мир, милость Аллаха и Его благословение.

Этот хадис содержится в некоторых книгах в области хадисов. Из них:

1. Книга «аль-Ибана аль-Кубра», автор: Ибн Батта: Он – Абу Абдуллах Убайду-Ллах ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Хамдан аль-Укбари, известный как Ибн Батта аль-Укбари (умер в 387 г.х.). Его текст:
«Мне рассказал Абу Йусуф Йакуб ибн Йусуф: «Нам рассказал Абу Йахья Закарийя ибн Йахья ас-Саджий: «Нам рассказал Муса ибн Исхак аль-Анвари: «Нам рассказал Ахмад ибн Йунус: «Нам рассказал Абу Шихаб от Хамзы ибн Абу Хамза от Амр ибн Динара от Ибн Аббаса, который сказал что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мои сподвижники подобны звездам, за каким бы из них вы ни последовали, будете на верном пути».

2. Книга «Джами баян аль-ильм ва фазлихи», автор Абу Умар Йусуф ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абд аль-Барр ибн Асым ан-Намри аль-Куртуби (умер в 463 г.х.). Его текст:

«Нам рассказал Ахмад ибн Умар, который сказал: «Нам рассказал Абд ибн Ахмад: «Нам рассказал Али ибн Умар: «Нам рассказал: аль-Кади Ахмад ибн Камиль: «Нам рассказал Абдуллах ибн Равх: «Нам рассказал Салям ибн Суляйм: «Нам рассказал аль-Харис ибн Гъусайн от аль-Аъмаша от Абу Суфьяна от Джабира, который сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мои сподвижники подобны звездам, за каким бы из них вы ни последовали, будете на верном пути». Абу Умар сказал: «Этот иснад не может служить доказательством, потому что аль-Харис ибн Гъусайн является неизвестным».

Оба этих хадиса не лишены подозрения и поэтому некоторые мухаддисы назвали его заиф хадисом. Однако мы считаем его хасан хадисом, потому что он приводится в книгах по фикху и использован в выведении законов. В третьем томе книги «Исламская личность» в определении хасан хадиса говорится:

Хасан хадис делится на два вида:

1. Хадис, в цепи передачи которого есть передатчик, чья справедливость или греховность неизвестны и не установлена его компетентность. Однако сам он известен и не является часто ошибающимся в том, что передает, и не обвиняется во лжи.

2. Передатчики этого хадиса известны как честные и надежные люди. Однако они не доходят до степени передатчиков сахих хадиса. Хасан хадис используется в качестве доказательства также как и сахих хадис. Хадисы, которые содержатся в книгах имамов и их учеников, а также в книгах других ученых и факихов как хасан хадисы и используются в качестве доказательств (потому что они привели их как доказательство на закон или вывели из него закон), являются хасан хадисами, будь то в книгах усуль аль-фикх или в книгах по фикху, но с условием, что это признанные книги, как «аль-Мабсут», «аль-Умм», «аль-Мудаввана аль-Кубра» и другие… (конец текста из книги «Исламская личность»).
Этот хадис приводится факихами в нескольких книгах, из которых:

1. «Мабсут». Автор: Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Сахл Шамс аль-Аимма ас-Сархаси (умер в 483 г.х.)
В разделе суда этой книги содержится следующий текст:

«…ему необходимо выносить решение по книге Аллаха. Если он не находит в ней решения, то должен судить согласно тому, что известно ему от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Если не находит решения и в этом, то судит согласно тому, что известно ему от сподвижников, да будет доволен ими Аллах, Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Ранее мы уже разъясняли это. Итого, если для него достоверно высказывание от какого-то одного из известных сподвижников, да будет доволен ими Аллах, он должен судить по этому высказыванию, предпочитая его кыясу, ибо Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мои сподвижники подобны звездам, за каким бы из них вы ни последовали, будете на верном пути». Кроме этого в том, что передается от сподвижника, да будет доволен им Аллах, имеется вероятность того, что он слышал это от Посланника, ведь они действительно слышали его и выносили фетвы на основе услышанного…».

2. «Хашия ат-Тахтави аля Мараки аль-Фаллях Шарх Нур аль-Изах». Автор: Ахмад ибн Мухаммад ибн Исмаил ат-Тахтави аль-Ханафи (умер в 1231 г.х.)
В ней касательно Сунны содержится следующий текст:

«…Сунна у ханафитов – это то, что ранее делал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники после него. В книге «ас-Сирадж» он сказал: «То, что делал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, или один из его сподвижников. Пророк велел следовать Сунне своих сподвижников словами: «Держитесь моей Сунны и сунны праведных халифов после меня», а также словами «Мои сподвижники подобны звездам, за каким бы из них вы ни последовали, будете на верном пути».

3. «Баян ва тахсил ва шарх ва тавджих ва таълил ли масаиль аль-мустахраджа». Автор: Абу аль-Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд аль-Куртуби (умер в 520 г.х.)
В ней касательно вопроса «Сразились две группы верующих» содержится следующий текст:
«…Ибо Всевышний Аллах восхвалил их в своей книге и языком своего Посланника. Он сказал:


كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ
«Вы являетесь лучшей уммой, появившейся на благо человечества…» (3:110),
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا
«Мы сделали вас справедливой и лучшей уммой…» (2:143),
مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ
«Мухаммад Посланник Аллаха и те, которые вместе с ним…» (48:29).

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мои сподвижники подобны звездам, за каким бы из них вы ни последовали, будете на верном пути». В другом хадисе он сказал: «Десятеро из курайшитов в раю» и назвал в их числе Али, Талху и аз-Зубайра. Имамы ахлу-с-сунна ва-ль-хакк говорят, что Али, да будет доволен им Аллах, и последовавшие за ним были на истине, а Талха и аз-Зубайр ошиблись, но оба имели мнение на основе своего иджтихада, и для них было обязательным то, что они сделали, так как оба они были из муджтахидов.

4. «Аз-Захира». Автор: Абу аль-Аббас Шихабуддин Ахмад ибн Идрис ибн Ад ар-Рахман аль-Малики, известный как аль-Курафи (умер в 684 г.х.)
В ней в части рассмотрения усуль (основ фикха) Малика содержится следующий текст:

«…Потому что согласно одному из усуль Малика действие имеет преимущество перед сообщением одного (хабар вахид). А также кыяс имеет преимущество перед ахад (сообщениями отдельных лиц) как это считает аль-Абхари. Если он не находит в Сунне, то руководствуется словами сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Если они разошлись во мнениях, то следует руководствоваться их высказываниями, которые сопровождались действием. В ином случае следует выбрать одно из их высказываний, но не противоречить им всем. Также было сказано о возможности иджтихада, даже если его результатом станет противоречие им всем. Доводом первого служат слова Посланника,  мир ему и благословение Аллаха: «Мои сподвижники подобны звездам, за каким бы из них вы ни последовали, будете на верном пути». Если он не находит решения во мнениях сподвижников, да будет доволен ими Аллах, то строит решение на усуль после совета с учеными».

5. «Аль-Хави аль-Кабир фи фикхи мазхаб аль-Имам аш-Шафии». Это Шарх Мухтасар аль-Музани. Автор: Абу аль-Хасан Али ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Хабиб аль-Басри аль-Багдади, известный как аль-Маварди (умер в 450 г.х.)

В этой книге в теме о сподвижниках имеется следующее:

«Глава: Четвертая категория.

Что касается четвертой категории, то это сподвижники. Следование им отличается согласно различию их положений в том, что они сказали. Они имеют четыре положения:

Третье положение: слова одного сподвижника, которые не имеют распространенности, и от сподвижников нет противоположного высказывания, и это не является единодушием (иджма). Являются ли его слова доводом, которым нужно руководствоваться или нет? Здесь имеется два высказывания:

Первое: В книге «аль-Кадим» сказано (это соответствует мазхабу Малика и Абу Ханифы), что его слова являются доводом, которым нужно руководствоваться, так как Посланник, мир ем и благословение Аллаха, сказал: «Мои сподвижники подобны звездам, за каким бы из них вы ни последовали, будете на верном пути». Также некоторые сподвижники принимали высказывание к руководству без доказательства, и это свидетельствует о том, что высказывание сподвижников по отдельности служит доводом».

6. «Кашшафу-ль-кина ан матни-ль-икна». Автор: Мансур ибн Йунус ибн Салахуддин ибн Хасан ибн Идрис аль-Бухути аль-Ханбали (умер в 1051 г.х.)
В главе «Возмещение за убитую добычу» (имеется в виду в состоянии ихрама) этой книги говорится:

«…добыча состоит из двух видов. Один из них требует возмещения подобным (из скота по внешнему виду, а не по стоимости), о чем гласит аят. Этот вид, который требует подобного, также делится на два вида, относительно одного из них решили сподвижники: даже если некоторые из них, а не все. Касательно него применяется то, что решили сподвижники. Выше из хутбы приводилось разъяснение сподвижником слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Мои сподвижники подобны звездам, за каким бы из них вы ни последовали, будете на верном пути», а также слов Пророка: «Строго держитесь моей Сунны и сунны праведных халифов» (передали Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал его хасан хадисом). Поскольку они ближе к истине и лучше знают о положениях речи. Их решение было доводом против других, как пример ученого относительно простого человека. Например, касательно страуса предусматривается жертвенный верблюд, о чем выносили решение Умар, Усман, Али, Зайд и большинство ученых, потому что он похож на верблюда по своему внешнему виду, и поэтому входит в общее указание текста. Аль-Хираки отнес страуса к видам птиц из-за того, что у него есть два крыла».

7. «Аль-Мугни». Автор: Абу Мухаммад Муваффак ад-Дин Абдуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Кудама аль-Джамаили аль-Макдиси, а впоследствии ад-Димашкъи аль-Ханбали, известный как Ибн Кудама аль-Макдиси (умер в 620 г.х.)

В главе «Шестой раздел: возмещение за убитое наземное животное предусматривает подобное животное из скота».
«…Малик сказал: решение по нему обжалуется, потому что Всевышний Аллах сказал:

يَحْكُمُ بِهِ ذَوَا عَدْلٍ مِنْكُمْ
«Выносят решение о ней (о жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас» (5:95).

И мы знаем о словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Мои сподвижники подобны звездам, за каким бы из них вы ни последовали, будете на верном пути». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Следуйте за теми, кто будет после меня: Абу Бакром и Умаром». Поскольку они ближе к истине, они сильнее в знании и, следовательно, их решение было доводом против других, как пример ученого человека с простым человеком. До нас дошло их решение, что за убитую гиену (в состоянии ихрама) предусматривается возмещении один баран. Такое решение выносили Умар, Али, Джабир и Ибн Аббас.

Как видите, этот хадис использован в книгах признанных и уважаемых факихов: ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. Поэтому он рассматривается как хасан хадис.
Что же касается упомянутого вами «Рузайна», мы постараемся найти информацию о нем в данной теме.


Ваш брат Ата Ибн Халиль Абу Рашта
26 Шавваль 1434 – 02.09.2013

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.
Ответ можно посмотреть на станице амира в фейсбук:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=206591559508929