Ответ на вопрос касательно законов купли-продажи

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

 بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Адресован Abo Ali.

Вопрос:

Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Мы знаем, что не дозволено покупать золото и серебро или какие-либо другие разновидности товаров-риба (т.е. в которых может быть ростовщичество), кроме как из рук в руки, и не дозволено брать их в долг. Однако мы покупаем иногда соль или хлеб в долг? Является ли запрещенным это дело? Прошу вас разъяснить. Пусть Аллах благословит вас!
Ваш брат Абу Али, Палестина.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятух!

1 - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Золото за золото, серебро за серебро, пшеницу за пшеницу, ячмень за ячмень, финики за финики, соль за соль, подобное за подобное в равном количестве из рук в руки. Если же виды этих [товаров] отличаются друг от друга, то продавайте, как хотите, [при условии, что товар будет передан] из рук в руки» (передал Бухари и Муслим от Убадата ибн Сомит).

Текст ясен в различии этих видов товаров, и что дозволено их продавать, как пожелаешь, т.е. необязательно подобное за подобное, но обязательно из рук в руки. Слово же «виды» передано в общем значении, т.е. все шесть, и ничто из этого не исключается, кроме как другим шариатским текстом. А т.к. такого текста нет, то дозволено покупать пшеницу за ячмень, и пшеницу за золото, или ячмень за серебро, или финики за золото, или соль за серебро и т.д. И неважно, насколько различаются разменная ценность и цена, однако важно, чтобы было из рук в руки, а не в долг. И то, что касается золота и серебра, касается и бумажных купюр по общему мотиву (деньги), т.е. использование их как оплату стоимости товаров и услуг.

2 – Передается исключение (из обязательства передачи из рук в руки) в случае дачи под залог вещи во время покупки четырех видов товаров «пшеница, ячмень, соль и финики» за деньги согласно хадису, переданному Муслимом от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «купил у одного иудея пищу в долг, и оставил ему в залог кольчугу из железа». Т.е. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купил пищу в долг, однако с залогом. Пищей же в то время были эти виды товаров, которые относятся к риба (ростовщичеству). В хадисе передаетсяе: «Пища (тоъам) за пищу подобное за подобное, а пищей в то время был ячмень» (вывел Ахмад и Муслим по пути Маъмар ибн Абдуллах). Потому дозволено покупать эти четыре вида товаров-риба в долг, если продавец взял взамен залог до срока выплаты стоимости.

3 – Однако, если продавец и покупатель доверяют друг другу, то обходятся и без залога, опираясь на доказательство в словах Всевышнего Аллаха:

وَإِنْ كُنْتُمْ عَلَى سَفَرٍ وَلَمْ تَجِدُوا كَاتِبًا فَرِهَانٌ مَقْبُوضَةٌ فَإِنْ أَمِنَ بَعْضُكُمْ بَعْضًا فَلْيُؤَدِّ الَّذِي اؤْتُمِنَ أَمَانَتَهُ وَلْيَتَّقِ اللَّهَ رَبَّهُ

«Если вы окажетесь в поездке и не найдете писца, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа» (2:283).

Этот благородный аят поясняет нам, что залог берется в пути, но можно обойтись без него, если заемщик и должник доверяют друг другу. Этот текст распространяется и на залог во время покупки в долг товара из этих четырех видов «пшеница, ячмень, соль и финики», т.е. как сказал Всевышний:

 فَإِنْ أَمِنَ بَعْضُكُمْ بَعْضًا فَلْيُؤَدِّ الَّذِي اؤْتُمِنَ أَمَانَتَهُ وَلْيَتَّقِ اللَّهَ رَبَّهُ  

«Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа» - доказательство очевидно, в данной ситуации можно обойтись и без залога.

4 – Отсюда вывод, дозволено покупать товары этих четырех видов товаров-риба «пшеница, ячмень, соль и финики» за деньги в долг вместе с залогом, чтобы погасить долг, или без него, если оба доверяют друг другу, т.к. это дело нуждается в уверенности и твердости, и чтобы заемщик и должник хорошо знали друг друга и доверяли друг другу. И данная ситуация не постоянна, и дабы мусульманин не приближался к запретному, то лучше не покупать в долг эти четыре вида товаров, кроме как если он уверен в том, что каждая из сторон полностью доверяет другой. И если каждый, продавец и покупатель, уверены в этом, то в таком случае покупка этих товаров будет дозволена, т.е. соль, о покупке которой в долг вы спрашиваете, дозволена, если условие аята соблюдено  فَإِنْ أَمِنَ بَعْضُكُمْ - «Но если один из вас доверяет другому».

5 – И для заметки, Ибн Баттал в комментариях к «Сахиху аль-Бухари» в главе «покупка пищи в долг» говорит: «Нет разногласия среди ученых, что покупка пищи за определенную плату и на определенный срок (в долг) дозволена».

А в книге по фикху четырех мазхабов Ибн Джаузи о покупке товаров-риба говорится: «Если один из товаров деньги, а второй пища, то в этом дозволена отсрочка».
И в «аль-Мугъни» Ибн Аль-Къаййим, когда говорит о запрете продажи этих четырех видов одного за другой в долг, упоминает: «За исключением, если они (пшеница, ячмень, соль и финики) были проданы за дирхамы или за другие из украшений женщин, т.к. в этом есть нужда».


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
22 Шавваль 1434 г.х.
29.08.2013

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.
Ответ можно посмотреть на станице амира в фейсбук:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=205591039608981