Ответ на вопрос касательно принятия хадиса и его отвержения

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

 

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Адресован Мухаммаду Махмуду Сархан.

Вопрос:

Не подобает и нескромно вам как знающему удалять комментарии, которые критикуют ваши фетвы, несмотря на то, что они не переходили границы знаний и этики, ограничиваясь словами «такой-то ваш комментарий принят». Чье это руководство? Или же это слепой фанатизм и следование шейху в том, что он говорит или считает?
Бойтесь Аллаха и придерживайтесь метода ученых, отвечая на знания знаниями, а, не удаляя их и пренебрегая ими из-за фанатизма.

Ответ:

Несмотря на то, что вы начали свой вопрос не с приветствия, а со спора, все же мы, начнем ответ, предполагая, что вы, по крайней мере, поприветствовали нас в сердце. Мы начнем ответ:
И вам мир от Аллаха, милость Его и благословение.

1- Несмотря на то, что администратор уже ответил вам и напомнил о моем сообщении для посетителей моей страницы о том, чтобы они понимали нас, если мы задержимся с ответом, однако вы стали пускать свои стрелы, переходить от одной темы к другой, спрашивать и спрашивать. Более того, вы стали вести нападки одну за другой, добрались до страницы Египта и поступили там точно так же…, говоря и говоря. Несмотря на это администратор ответил вам и поведал о словах ученых в достаточной степени. Но вы вернулись и стали продолжать, и словно между нами и вами только споры да споры…! Тот, кто спрашивает, чтобы узнать истину и стремится к ней, чтобы руководствоваться ею, подобен тому, кто спрашивает с благом и во благо. Он спрашивает подобно человеку, ищущему знания, и уважает того, кого он спрашивает. И даже если он считает себя ученым, то в своем вопросе он идет по пути обладателей знания…

2- Я поражаюсь вам и вашим непрестанным атакам на наши ответы в отношении хадиса «мои сподвижники подобны звездам…»! Я был занят некоторое время, а затем до меня дошел ваш комментарий относительно упомянутого хадиса. Я увидел как вы разбрасываетесь своей критикой и идете наобум. Вы говорите, что «хадис с отвергаемым матном (текстом)…» и мотивируете это тем, что неправильно подражать сподвижникам в виду разногласий среди них в одном вопросе! Разве вы не знаете, что каждый сподвижник является муджтахидом, и дозволено следовать за ним в шариатском решении, даже если среди них было разногласие? Разве мусульмане не следовали за Абу Бакром в вопросе талака (развода) и не считали три талака – одним словом, т.е. одним талкаком (разводом), а затем, когда пришел Омар и считал это тремя полными талаками, и мусульмане следовали ему в этом? И не только это в отношении принятия имамом законов. Напротив, дозволено следовать любому муджтахиду при определенных условиях, за исключением тех вопросов, в которых имам сделал табанни… Затем, разве вы не изучали в книгах фикха и не видели, что в одном вопросе у муджтахидов бывают различные мнения, и несмотря на это, дозволено следовать им, поскольку каждый из них вывел решение из книги Аллаха и Сунны Его Пророка (с.а.с.) и того, на что они указали согласно предположению каждого из них?

Разве это не очевидно для ищущего знания человека или ученого, если вы хотите себя называть так?! Обязательно ли, чтобы все муджтахиды были одного мнения в одном вопросе? Или же важно, чтобы их иджтихад был основан на книге Аллаха и Сунне Его Пророка (с.а.с.) согласно основам иджтихада? Разве вы не рассматривали различные вопросы в книгах фикха? А если вы рассматривали, то видели, как выводятся законы из доказательств, которые считаются доказательствами у одних, но не считаются таковыми у других, согласно их методу в предпочтении доказательств? Например, шариатское решение относительно музараа (аренда земли из доли урожая), о котором вы упомянули: среди факихов есть те, которые дозволяют его и те, которые запрещают, согласно шариатским доказательствам, к которым они склоняются. Этого шариатского решения достаточно вам, чтобы понять, что мнения муджтахидов в одном вопросе могут быть различными. И дозволено, согласно тому на чем ты стоишь, принимать закон шариата: если ты являешься мукаллидом или муттабиъ, то дозволено тебе следовать за муджтахидом, в знаниях которого у тебя нет сомнений, после ознакомления с его доказательствами. Но если ты считаешь себя муджтахидом или обладаешь способностью совершать иджтихад согласно его условиям, то совершай иджтихад…

3- Я захотел начать именно так как начал, потому что был поражен вашим желанием исправлять ошибки, не размышляя хорошо над самими доказательствами. Вы полагаете, что хадис, оказавшись слабым у одного, уже не может быть сахих или хасан у другого. Вы думали, что, если таково определение хасан у одного, то не может быть другого определения! Хотя вы сами в своих ответах на нашей странице говорите: «Ученые дали хасану более десяти определений». И продолжаете: «Определение аль-Хаттабий было подвергнуто критике со стороны ученых», «А определение ат-Тирмизи – к нему очень много вопросов и много преданий от него чем разъяснений». То есть аль-Хаттабий – он тот, кем он является и ат-Тирмизи ученый в науке о хадисах – они вам не нравятся. Что касается нашего определения, то он не только не понравилось вам. Более того, вы критикуете его и не только. И даже тот хадис, который приняли ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты и к которому применимо наше определение хасан все равно этот хадис ничто у Мухаммада Махмуда Сархан! Вы еще больше возражаете этому, потому что этот хадис, даже если и достоверный, то это означает подражание следование сподвижнику. А это для вас невозможно, потому что сподвижник находится в разногласии в этом вопросе с другим сподвижником! Субханаллах! Воистину, творения Аллаха различны!

Таким образом, ни определение аль-Хаттабий вас не устраивает, ни ат-Тирмизи вас удовлетворяет, и наше определение вам не дает пользы, и даже следование сподвижнику вас не убеждает!

Кстати, вы словно ученик того, кто считал слабым около тридцати хадисов в сахихе Муслим и около пятнадцати в сахих аль-Бухари… Я говорил с одним из его учеников, вопрошая как это так, ведь Аль-Бухари – великий ученый в науке о хадисах и Муслим точно так же. Он мне ответил: «Ну и что тут такого, все мы люди. Главное – это цепочка!» Вас устраивает это? Разве можно так просто считать хадисы слабыми, и отвергать их… о, обладатель прекрасного имени «Мухаммад»?

4- Принятие и отвержение хадиса – это знания, в двери которых не должен входить тот, кто не постиг их подобающим образом. Я напомню вам здесь кое-что, и пусть Аллах наставит вас на лучшее для вас дело:

А- Есть такие передатчики, которые заслуживают доверия у некоторых ученых по хадисам, и не считаются таковыми у других или считаются неизвестными у некоторых ученых и считаются известными у других. Есть такие хадисы, которые считаются достоверными по одному пути и не считаются достоверными по другому пути. Есть такие пути передачи, которые считаются правильными у одних и неправильными у других. Есть такие хадисы, которые были дискредитированы одними учеными и приняты в качестве доказательства другими учеными. Есть такие хадисы, которые были дискредитированы некоторыми учеными по хадисам, но приняты в качестве доказательства большинством факихов. Не правильно принуждать людей считать тот или иной хадис сахихом или хасан, это противоречит реальности хадисов. Кто знаком с иджтихадом факихов знает, что кто-то принимает один хадис в качестве доказательства, а другой нет, потому что он считается достоверным у первого и не считается таковым у другого. Это можно увидеть у ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов и др. Необходимо поразмыслить о хадисе прежде, чем дискредитировать его. Рассматривающий передатчиков и хадисы увидит разногласия в этом вопросе среди ученых по хадисам. Примеров этому множество:

Б- Например: Передает Абу Давуд от Амра ибн Шуайба, а тот от своего отца и деда, который сказал: «Пророк (с.а.с.) сказал: «Мусульмане – равноценна кровь их, устремляется под их защиту самый ничтожный, покровительствуют они отдаленным от них, и они одна рука против тех, кто помимо их, сильные из них делятся со слабыми, вышедшие с оставшимися…». Передатчик этого хадиса Амр ибн Шуайб, а Амр ибн Шуайб от своего отца, а тот от деда. По этому поводу было известное разногласие, и, несмотря на это многие приняли этот хадис в качестве доказательства, а другие отвергли…  

В- Например у ад-Дарукутни от аль-Хасана от Убада и Анаса ибн Малика передается, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Нельзя обменивать одинаково взвешиваемые товары, если они были одного вида. То же самое можно отнести к отмериваемым вещам. Но если эти виды были различны, то нет ничего плохого в этом». В цепочке этого хадиса ар-Рабиъ ибн Субайх, который заслуживает доверия у Абу Зуръа, а другие считают его слабым передатчиком. Если кто-то принял этот хадис в качестве доказательства или хадис, в цепочке которого есть ар-Рабиъ ибн Субайх, то считается, что он пользовался шариатским доказательством…

Г- Например: Передал Ахмад, сказав нам: «Рассказал ибн Нумайр, рассказал Малик ибн Анас, мне рассказал Абдулла ибн Йазид вольноотпущенник аль-Асвада ибн Суфъяна от Абу Айяша от Саъда ибн Абу Ваккаса сказавший: «Пророка (с.а.с.) спросили об обмене свежих фиников на сухие. Он сказал: «Разве свежие не становятся легче, если высохнут?» Ему сказали: «да». Он запретил это». Передал Абу Давуд со словами: «Нам рассказал Абдулла ибн Масълама от Малика, от Абдуллы ибн Йазида, что Зайд Абу Айяаш поведал его о том, что Саъд ибн Абу Ваккас сказал: «Я слышал как Пророка (с.а.с.) спрашивали о покупке сухих фиников за свежие. И Пророк (с.а.с.) спросил: «Уменьшаются ли в весе свежие, если высохнут?» Люди ответили: «Да». И Пророк (с.а.с.) запретил им это делать».

Этот хадис считается достоверным у ат-Тирмизи, но другие как ат-Тахавий, ат-Табарий, ибн Хазм и Абдуль Хаккъ сказали, что в его цепочке есть Зейд Абу Айяаш, который не известен. Он сказал в «ат-Талхыс и аль-Джаваб», что ад-Дарукутний сказал, что он заслуживает доверия. Аль-Мунзирий сказал: «От него передают два заслуживающих доверия лица, и Малик принял от него, несмотря на сильную свою критику в его адрес». Если кто-то посчитал этот хадис шариатским доказательством или принял хадис, в котором Зейд Абу Айяаш, то считается, что он использовал шариатское доказательство.
Поэтому принятие или отвержение хадиса – это знания, в двери которых должен входить тот, кто заслуживает этого…

5- Затем есть то, о чем я хочу сказать вам. Может быть, это было причиной того, что вы запутались в этом вопросе. Это ваше предположение о следовании (подражании) «за кем бы вы из них ни последовали – пойдете прямым путем», что это означает принятие их слов, действий и утверждений в качестве доказательства точно так же, как в отношении Пророка (с.а.с.). И вы не знали, как это применимо к сподвижникам, и, может быть, это предположение побудило вас сказать «хадис с отвергнутым текстом»!

На самом деле это не так. Следование الاقتداء в арабском языке имеет различные значения, и контекст определяет значение. Что касается следования в терминологическом значении, т.е. принятия в качестве доказательства слов, действий или утверждений, то это касается Пророка (с.а.с.). Он (с.а.с.) является объектом подражания в этом значении. Что касается других значений, далеких от этого терминологического значения, то можно использовать как следовать за таким-то и быть подобным ему, подражать ему и довольствоваться тем, чем довольствуется он… Это можно применять не в отношении Пророка (с.а.с.), согласно контексту, связанному с обладателями знаний или силы в богобоязненности, сознания, ума или четырьмя имамами и тому подобное. И кто подобен сподвижникам Пророка (с.а.с.)? Они лучшие из людей после Пророка (с.а.с.) и лучшая эпоха – это их эпоха после Пророка (с.а.с.).

В толковом словаре арабского языка «Лисан аль-Аараб» приводится: «Имам, за которым следуют, и множественное число его аимма…»

Коран – имам мусульман, и наш господин Пророк Мухаммад (с.а.с.) имам всех имамов и халиф – имам всех подданных и имам войска и их глава…
Сказал аль-Харавий: تَأَسَّى بِهِ اتَّبَعَ فِعْلَهُ وَاقْتَدَى بِهِ  - последовал за ним.

Вы видите здесь, что слово «следование» (подражание) не в терминологическом значении можно использовать в отношении богобоязненных, чтобы уподобиться им или брать во внимание их мнения, или следовать им в их иджтихаде, или следовать им в намазе, или урегулировании рядов на джихаде и рибате (заставах)…

6- Наше определение хасана, о, обладатель прекрасного имени – это то, что мы считаем правильным. Оно не было принято для коллекции, а было принято после тщательного изучения, по воле Аллаха. Администратор египетской страницы привел вам некоторые мнения ученых по этому вопросу, и мы в своем ответе о хадисе «мои сподвижники подобны звездам…» привели достаточно для того, кто желает истины и стремится идти по истинному пути. Мы упомянули, что наше определение хасан – это то, что мы считаем правильным и соответствует упомянутому хадису. В то же время мы ограничились тем, что не упоминали передатчиков, заслуживающего доверия, которые так же передали его. И это Разин ибн Хабиб аль-Джахний ат-Тимар из жителей Куфы как приводится в книге «Мишкат аль-Масабих», автором которой является Мухаммад ибн Абдулла аль-Хатыб аль-Умурий, Абу Абдулла, Валиюддин, ат-Табризий умерший в 741г.х. Ибн Хиббан в своей книге «Сикат» (заслуживающие доверия передатчики) относит Разина ибн Хабиба аль-Джахний к ним, а также ибн Абу Хатим в своей книге «Оправдание и дискредитация» и Абу Джамалуддин аль-Мизий в своей книге «Тахзиб аль-Камаль фи асма ар-Риджаль»… И некоторые упомянутые нами факты достаточны для того, чтобы считать хадис хасаном. И как по поводу того, что мы привели полностью? Таким образом, хадис у нас считается хасан, даже если и некоторые считают его слабым. Тот, кто постиг эти знания, размышлял и осознал их значения, Аллах дал ему истину, и он знает ее ясно. Аллах наставляет на правильный путь.

7- В завершение, вот мы разъяснили вам все, что было неясным для вас или о чем вы неправильно полагали. Я надеюсь, что этот ответ и прошлый будут полными и достаточными для вас. Если Аллах раскроет вашу грудь и это принесет вам пользу и пелена исчезнет с глаз – это то, к чему мы стремимся. А если эта тема была затронута в качестве перепалки, то есть для спора, то мы не хотим этого, поскольку наше время ограничено. Мы будем спрошены, за него и нам не подобает тратить его на то, от чего нет никакой пользы, т.е. на споры. Мусульманин, который читает слова Всевышнего Аллаха:

مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (50:18)

он прилагает усилия, чтобы быть подальше от споров. В толковом словаре «Лисан аль-Араб» говорится о споре: «В основе спора, когда человек вытягивает из своего собеседника речь и смыслы, ведущие к вражде и т.д. Целью споров не является познание истины и следование ей, а перепалка для того, чтобы вызвать беспокойство». И мы не нуждаемся в этом! Приводит ат-Табараний в «аль-Кабир» от Абдуллы ибн Язида ибн Адам ад-Димашкый сказавший: «Мне рассказал Абу ад-Дардаа, Абу Умама, Василя ибн аль-Аскаъ и Анас ибн Малик, которые сказали: «Однажды к нам вышел Пророк (с.а.с.). Когда мы спорили о каком-то вопросе религии, и он сильно разгневался на нас, как еще никогда не гневался. Затем он поругал нас, сказав: «Будьте бдительны, о, Умма Мухаммада. Те, которые были до вас, погибли именно из-за этого. Они спорили из-за незначительности блага в нем». Далее, если человек спорит – это указывает на то, что он не занят благими делами. Если бы он был серьезным, и усердствовал бы в своих действиях, то не нашел бы времени для споров. В книге хадиса от аз-Зухри приводится, автором которой является Убайдулллах ибн Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Убайдуллах ибн Саъд ибн Ибрахим ибн Абдуррахман ибн Ауф аль-Уфий  аз-Зухрий  аль-Карший  Абу аль-Фадль аль-Багдадий (умерший 381г.х.): «Нам рассказал Абу аль-Фадль аз-Зухрий, рассказал Абдуррахман, Ибрахим ибн Хани, Усман ибн Салих, рассказал ибн Вахб от Хафсы то есть ибн Омара, а он от того, кто ему рассказал, от Малика, то есть ибн Динара, который сказал: «Я сидел вместе с Хасаном, и он услышал, как люди спорили в мечети, и сказал: «О, Малик, те люди устали от поклонения и стали презирать набожность. Они узнали, что разговоры легче для них, чем действие». Да, если бы они искренне работали, то не нашли бы достаточно времени для споров.

8- И в заключительном слове, я прошу у Аллаха для нас, для вас и для всех посетителей сайта и для всех мусульман, чтобы Он наставил нас к тому, что лучше, и уберег нас от споров, ведущих к злу. Чтобы Он исторг из сердец мусульман злобу друг к другу, и чтобы они были братьями на ложах, обратившись лицом друг к другу.

وَنَزَعْنَا مَا فِي صُدُورِهِمْ مِنْ غِلٍّ إِخْوَانًا عَلَى سُرُرٍ مُتَقَابِلِينَ
«Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу» (15:47).

И чтобы Аллах накрыл нас в жизни сей тенью знамени «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммад – Посланник Аллаха», и чтобы в последующей жизни Он накрыл нас Своей тенью, в день, когда не будет тени, кроме Его тени. И это великая победа.


Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта
04 Зуль-Каада 1434г.х.
10.09.2013

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.
Ответ можно посмотреть на станице амира в фейсбук:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=210573039110781&;