22
Чт, авг

О шариатском одеянии женщины

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Адресован Hassan Ali Ali.

Вопрос: Ас-саляму алейкум!

Мой вопрос касается хиджаба: является ли он фардом с доказательствами или же это просто традиция, которая стала фардом, чтобы отличить свободную женщину от рабыни (хиджаб в основе – это закон, несущий значение определения классовости, и его целью является отличие свободной женщины от рабыни). И это понимание сподвижников, поскольку Омар ибн аль-Хаттаб, обходя Медину, увидел рабыню в хиджабе, которую он ударил своей плетью, и когда с ее головы слетел хиджаб, он сказал ей: «Зачем рабыни уподобляются свободным женщинам?»

В конце хочу сказать, что во времена, когда нет рабынь, хвала Аллаху, покрывание хиджабом отменяется. И в Коране и Сунне нет текстов, говорящих, что хиджаб является фардом, потому что он предотвращает фитну или придает целомудрие. Кто говорит так, тот грешник и измышляет на Аллаха ложь. Женщина, которая покрывается хиджабом в качестве традиции своего народа или общества, не совершает никакого греха, пока осознает, что хиджаб не является фардом от Аллаха… Но женщина, которая покрывается хиджабом и призывает к нему утверждая, что Аллах приказал это, то она совершает великий грех, потому что она сделала соучастником Аллаху в Его законах других людей, которые установили законы, не исходящие от Аллаха и Его Пророка (с.а.с.). И она сбилась с правильного пути. Хиджаб не является исламским фардом, напротив, это социальная традиция, имевшая место до Ислама и не имеющая никакого отношения к религиям. Самое опасное, что может быть – это путать традиции с тем, что приказывает нам Аллах в Коране, потому что утверждение о том, что некая традиция исходит от Аллаха – это ложное утверждение подобное придаванию сотоварищей Аллаху, и ложь в отношении Него. Прошу прокомментировать эти слова, и пусть Аллах воздаст вам и ведет нас и вас прямым путем.

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Шариатское одеяние женщины имеет ясные шариатские доказательства, и эта одежда не относится к традиции, так что если люди привыкли к нему, то могут носить, а если – нет, то – нет. Напротив, это фард, вмененный в обязанность женщинам Всевышним Аллахом.

Шариат обязал женщину при выходе из дома в общественную жизнь, надевать определенную одежду, регламентированную шариатом. Он обязал ее надевать одежду поверх своей одежды, когда она выходит в общественное место или идет по общественной дороге. Он обязал ее надевать покрывало в шариатском значении (джильбаб) поверх своей одежды, опуская его длину так, чтобы покрывались ее стопы. Если у нее нет джильбаба, то она заимствует его у своей соседки, или подруги, или родственницы. Если она не может позаимствовать или никто не дает ей джильбаб, то она не может выходить без джильбаба. И если она вышла без джильбаба, который она одевает поверх одежды, то совершила грех, потому что она оставила фард, вмененный ей в обязанность Всевышним Аллахом.

Это то, что касается нижней части одеяния женщин. Что касается верхней части, то должен быть химар (платок) или что-то подобное, покрывающее всю голову, шею и разрез одежды на груди, и чтобы оно предназначалось для выхода на рынок или общественное место, то есть это должна быть верхняя одежда для общественной жизни. Если у нее присутствуют вышеназванные две составляющие одежды, то она может выходить из дома на рынок или идти по общественному пути, т.е. в общественную жизнь. Если у нее нет этих двух составляющих одежд, то ни в коем случае она не может выходить из дома. Что касается доказательств обязательности этих одежд для общественной жизни, то слова это Аллаха о верхней одежде:

وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ

«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» (24:55),

и слова Аллаха о нижней одежде:


يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُلْ لأزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلابِيبِهِنَّ

«О, Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала» (33:59).

Также передается от Умму Атыйя, что она сказала: «Посланник Аллаха (с.а.с.) велел нам на два праздника (розговенья и жертвоприношения) выводить молодых девушек, которых скрывают от посторонних взоров, а также тех женщин, которые в это время имеют месячные. Эти женщины, имеющие месячные, не совершают, присутствуют на празднике и слушают призыв мусульман. Я сказала Пророку (с.а.с.), что у одной из нас нет покрывала, и он ответил: «Пусть ее сестра даст ей из своих покрывал» (Приводит Муслим). Эти доказательства очевидны в указании на одежду женщины в общественной жизни. Всевышний Аллах описал в вышеприведенных двух аятах эту одежду, которую Аллах обязал надевать женщине в общественной жизни, и данное описание является точным, полным и всеобъемлющим. Он сказал о верхней одежде женщин: «Пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди», т.е. пусть головной убор охватывает шею и грудь, чтобы они могли скрыть ту одежду, которая виднеется на шее и груди.

Относительно нижней части одежды Он сказал: «Опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала», то есть пусть опускают на себя покрывала, которые они одевают поверх одежды перед выходом, пусть опускают донизу. И сказал об общем методе, согласно которому на ней бывает одежда: «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас». То есть пусть не показывают места украшений как уши, руки, голень и т.д., кроме тех, которые видны в общественной жизни во время ниспослания аята, то есть в эпоху Пророка (с.а.с.), и это лицо и кисти рук.

Таким детальным описанием становится предельно ясно, каково одеяние женщины в общественной жизни, и каким оно должно быть. И хадис Умму Атыйя ясно разъяснил обязательность джильбаба (покрывала), который она должна одевать сверху своей одежды при выходе из дома. Поскольку она сказала Пророку (с.а.с.): «У одной из нас нет покрывала». Пророк (с.а.с.) сказал ей: «Пусть ее сестра даст ей из своих покрывал». То есть когда она спросила у Пророка (с.а.с.): «Если у нее нет покрывала, чтобы одеть сверху своей одежды, чтобы выйти в нем?», тогда Пророк (с.а.с.) приказал ей взять покрывало у сестры. А это значит что, если сестра не одолжит, то она не может выходить из дома. И это довод (къарина), указывающий на то, что приказ в этом хадисе указывает на обязательность. То есть женщина обязана надевать покрывало поверх своей одежды, если захочет выйти из дома. Если не оденет, то не может выйти из дома.

Обуславливается, чтобы покрывало опускалось вниз, чтобы покрыло стопы, потому что Всевышний Аллах сказал в аяте: «Чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала». То есть опускали покрывало, потому что (مِنْ) здесь не для выделения части, а для разъяснения. То есть пусть опускают покрывало вниз. И потому что передается от сына Омара, что он сказал: «Пророк (с.а.с.) сказал: «На волочащего свою одежду из высокомерия не взглянет Аллах в день Суда». Умму Сальма спросила: «Как быть женщинам?» Он сказал: «Пусть опустят их на пядь». Она спросила: «А что если их ноги видны?» Он сказал: «Пусть удлинят их на локоть, но не больше» (Приводит ат-Тирмизи, и сказал этот хадис хороший и достоверный). Это ясно показывает, что покрывало, которое она набрасывается поверх своей одежды должно опускаться вниз, пока не дойдет до ступней. Если ступни не видны из-за надетых носков или обуви, то это не может заменять и считаться опусканием донизу одежды, т.к. именно верхняя одежда должна опускаться донизу, до ступней. Отсюда пропадает необходимость в том, чтобы ступни были закрыты (например, носками), если они уже покрыты верхней одеждой, но не наоборот. Глаз должен видеть, как верхняя одежда опускается вниз до самых ступней, чтобы можно было понять, что это одежда общественной жизни, которую женщина должна надевать в общественной жизни, и она должна опускаться согласно словам Аллаха «Чтобы они опускали».

Как вы видите, это определенная одежда в ясной форме и ясными текстами, в которых нет неясности в указании, и даже когда Пророка (с.а.с.) спросила Умму Атыйя о выходе из дома, если у нее нет покрывала (джильбаба), то Пророк (с.а.с.) сказал ей, чтобы она позаимствовала у соседки, или же не выходила. Это сильные доказательства, указывающие на обязательность данной формы одежды.


Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта.
01 Мухаррам 1435 г.х.
04.11.2013  

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.  
Ответ можно посмотреть на станице амира в фейсбук:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=228418450659573