29
Сб, апр

Форма совершения намаза истихара

Ответы Амира
Функции
Вид

Вопрос: Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение! Прошу Вас разъяснить сущность намаза истихары, а также то, что тот, кто совершит истихару, может ли увидеть что-либо, связанное с делом, которое он хочет совершить, во сне? Пожалуйста, ответьте как можно скорее, и да вознаградит Вас Аллах. От Джуда Ридвана Ридвана.

Ответ: И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение!

Посланник Аллаха (с.а.с.) подробно разъяснил совершение истихары в хадисе, переданном в «Сахихе» Бухари от Джабира ибн Абдуллаха (р.а), который рассказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) обучал нас молитве истихара в каждом деле так, как обучал нас суре из Корана, и говорил: «Когда кто-то из вас решит совершить какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два ракята и потом скажет: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом. И я прошу тебя из Твоей Великой милости, ибо, поистине, Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты – Знающий скрытое. О Аллах, если это дело будет благом для меня, моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или он (с.а.с.) сказал: для этой жизни и будущей), то предопредели его и облегчи мне, а затем сделай его для меня благословенным. А если это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или он (с.а.с.) сказал: для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него. И предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим»». И сказал: «И пусть он укажет своё дело»».

Хадис ясно разъяснил способ совершения истихары. Кто желает помощи от Аллаха в каком-либо деле, пусть совершит молитву в два ракята, а затем попросит Аллаха словами, упомянутыми в хадисе. Таким образом, истихара будет завершена, и такова форма её совершения. Но есть и другие вопросы, связанные с истихарой, а именно:

1 – Если человек намеревается совершить какое-либо дело, которое он всесторонне, со всеми его деталями и подробностями изучит, а затем склонится к его совершению, то только потом он совершает молитву в два ракята и просит Аллаха облегчить совершение этого дела, если оно действительно обернётся для него благом, или отвратить (совершение данного дела), если оно обернётся для него злом. То есть неправильно будет совершать молитву истихара иначе, кроме как после всестороннего изучения данного дела и после того, как человек склонится к его совершению. Обратите внимание на хадис: «Когда кто-то из вас решит совершить какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два ракята, и потом скажет: О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием…», – передал Бухари.

2 – Не существует достоверных текстов от Посланника Аллаха (с.а.с.), где он бы ставил условием видение во сне чего-либо после совершения истихары. Наряду с тем, что он (с.а.с.) неоднократно наставлял людей совершать истихару, нигде не упомянуто им (с.а.с.) то, что результат будет виден во сне (совершение дела или его оставление). В хадисе, переданном от Джабира, говорится: «…то предопредели его и облегчи мне, а затем сделай его для меня благословенным», – и в словах: «…то отдали его от меня и отдали меня от него. И предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим», – то здесь нет ничего из того, что он (с.а.с.) связал с видением во сне, а напротив, говорится об облегчении Аллахом совершения данного дела. Это означает, что человек совершает дело, касательно которого совершил истихару, и если это дело является для него благом, то Аллах облегчит совершение этого дела. В ином же случае, если оно является для него злом, то Аллах отвратит это дело от него. То есть сущность истихары – в том, что человек оставляет выбор на Всевышнего Аллаха, где Он выберет благо по Своему абсолютному знанию для того, кто Его просит, и облегчит дело, которым Он доволен, для Своего раба. А если Он не доволен данным делом (оно не будет являться благом для человека), то отвратит совершение этого дела.

3 – Из слов посланника Аллаха (с.а.с.): «…то отдали его от меня и отдали меня от него. И предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим», – можно понять что-либо из того, что называется «склонением сердца», и это является выбором Аллаха для человека. То есть если сердце склонится к совершению дела, которое желает совершить человек, то он его совершает, если же сердце склонится оставить совершение дела, то он оставляет это дело. Передал Шавкани в книге «Нейлю ль-Автар» следующее: «После совершения истихары человек должен поступить так, к чему склонится его сердце. Он не должен опираться на своё желание (совершить дело) до совершения истихары, а должен оставить это дело, даже если оно было для него желанным. В противном случае, если после совершения истихары, сердце человека склонится оставить это дело, но всё же он совершит его, то здесь он сделает предпочтение своей страсти, нежели выбору Аллаха для него. Так проявится отсутствие искренности в прошении помощи от Аллаха в выборе совершения или оставления дела, а также отказ от решения и знания Аллаха в данном деле, то есть он не полагается на Того, у кого просит помощи. Если он был искренним по отношению к Аллаху, то оставит то, к чему он склонялся до совершения истихары, и будет доволен выбором Аллаха для него». Но наиболее вероятно, что подобные признаки не являются правильными, так как отсутствуют тексты по данному поводу. Санад (цепочка передатчиков) хадиса, на который опираются те, кто пытается привести его в качестве довода к вышеуказанному, является очень слабым. Хадис приводится следующим образом:

Ибн Сунни в книге «Амалю ль-евми ва ллейла» вывел: «Нам сообщил Абу Аббас ибн Кутейба Аскалани, нам рассказал Убайдуллах ибн Химйари, рассказал нам Ибрахим ибн Аля ибн Надр ибн Анас ибн Малик, что передал ему отец от своего отца, а тот от своего деда, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О Анас, если ты пожелал совершить какое-либо дело, то попроси у Аллаха помощи в выборе семь раз, затем поступай (согласно тому), к чему склонится твоё сердце, ибо в этом и будет благо»». Ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари» сказал: «Навави в «Азкар» по поводу того, что происходит после истихары, то есть про склонение сердца совершать или не совершать дело, приводит в качестве довода хадис, переданный Анасом (р.а.): «…если ты пожелал совершить какое-либо дело, то попроси у Аллаха помощи в выборе семь раз, затем поступай (согласно тому), к чему склонится твоё сердце, ибо в этом и будет благо». Если бы этот хадис был достоверным, то был бы основным доводом касательно истихары, но санад этого хадиса очень слабый…».  

А поэтому остаётся только то, что мы упомянули исходя из хадиса, что истихара совершается после того, как человек изучил дело со всех сторон и принял решение совершить его. Доводом правильности такого понимания служит хадис, переданный Хакимом в сборнике «Мустадрак» от Абу Аюба аль-Ансари, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не разглашай сватовство, а сначала возьми омовение наилучшим образом, затем соверши молитву, затем произнеси слова похвалы и возвеличь своего Господа, затем скажи: «О Аллах! Поистине, Ты – Сильный, а я – слабый, поистине Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты – Знающий скрытое. О Аллах, если Ты видишь её (называет имя той, к кому желает посвататься) благом для меня (в качестве супруги), для моей религии и моей ближней и будущей жизни, то предопредели мне женитьбу на ней. А если Ты видишь благо для меня, моей религии и моей ближней и будущей жизни в другой, то предопредели мне другую»». Из данного хадиса становится очевидно, что мустахир (тот, кто стоит перед выбором) решил посвататься к определённой женщине, но скрыл своё желание, пока не совершил истихару, и оставил исход дела на Аллаха. То есть если для него она будет благом, то Аллах облегчит ему женитьбу на ней, а если благо будет в другой, то Аллах облегчит ему женитьбу на другой и отвернёт его от первой. Здесь нет ничего, связанного с тем, что человек увидит во сне, свататься на ней или нет, либо почувствует после совершения истихары то, к чему склонится его сердце.

Подведём итог:

Если человек решил совершить какое-либо дело, то ему предстоит изучить его во всех аспектах. Когда он решится совершить его, то совершает молитву в два ракята и просит Аллаха так, как упомянуто в хадисе, и приступает к совершению, будучи уповающим на Аллаха в облегчении этого дела, если оно является для него благом, или в отвращении от совершения этого дела, если оно благом для него не является. Неправильно будет совершать истихару до изучения какого-либо дела и пока не будет предпочтения к тому, чтобы совершить его. Обратите внимание на слова: «Когда кто-то из вас решит совершить какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два ракята, а потом скажет: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием…»», – передал Бухари.

Это – наиболее правильное понимание хадиса, а не то понимание, что человек совершает истихару, а затем ожидает видение во сне, или ожидает, к чему склонится его сердце касательно выбора в совершении или оставлении этого дела, так как хадис гласит: «Когда кто-то из вас пожелает совершить какое-либо дело…», – передал Бухари. И как я уже говорил выше, это – наиболее правильное решение по сравнению с другими мнениями, но Аллах знает лучше.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
1 джумада аль-уля 1437 г.х
10.02.2016

Серия ответов шейха учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные ему на его странице в соцсети «Фейсбук» (Фикх)