Относительно нововведений (Бидъа)

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Ответ адресован Abdulla Amer.

Вопрос: Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Вчера, выходя из мечети, после совершения пятничной молитвы в момент скопления людей у входа в мечеть, один человек сказал: «Произнесите салават Пророку» (Саллю аля ан-Набий), на что другой ответил: «Прекрати, ведь подобные слова бидъа».

Вопрос заключается в том, на самом ли деле произнесенные тем мусульманином слова могут быть бидъа или нет? И пусть Аллах воздаст вам благом.

Ответ: Ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Слова того мусульманина: «Произнесите благословение Пророку» у входа мечети не являются нововведением (бидъа). Бидъа – это есть обратное действие велению Законодателя, в отношении которого в шариате сообщаются подробности способа его исполнения. В арабском языке слово «бидъа» означает: «аль-Мубтадиъ – человек, совершающий поступок в ранее неизвестном виде…», говорят: «ибтадаъту аш-шайа» – т.е. изобрел вещь, не схожую ни с чем. Так же в терминологии – это существование определенного «образа», в чем было выражено действие Пророка (с.а.с.), в разрез с которым поступает тот либо иной мусульманин, что означает в исполнении шариатского веления, способ который разъяснил сам шариат, поступать в разрез с данным способом. На это значение указывает содержание следующего хадиса:

وَمَنْ عَمِلَ عَمَلًا لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ

«Если кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно отвергнуто» (аль-Бухари, Муслим). Таким образом, если кто-то совершит три земных поклона (саджда) в своем намазе вместо двух – он совершит бидъа, потому что вступит в противоречие в действиями Пророка (с.а.с.). Тот, кто бросит восемь камешек вместо семи в Джамараты (бросание камней в столбы) в Мине – он привнесет нововведение, потому что он, так же поступит вразрез с действиями Пророка Аллаха (с.а.с.). Тот, кто добавит лишнего в слова азана, либо убавит что-то – тот совершит бидъа, потому что он поступит иначе, нежели повелел Пророк Аллаха (с.а.с.).

Что же касается вступления в противоречие с велением Законодателя, относительно которого не приводится способа его исполнения, то это подпадает под всем известные шариатские постановления (ахкям шаръия). Следовательно, вышесказанное правильным будет называть – харам, макрух и т.д., если это имеет отношение к обращению в виде поручения (Хытаб Таклиф), а если в виде положения (Хытаб Вадъ), – батыль (недействительность), фасад (испорченность) и т.д. Естественно, все это происходит согласно сопровождающей текст карины (указание)…

Например, Муслим вывел от Аишы (р.а.), которая, описывая образ совершения Пророком намаза, сообщает:

... وَكَانَ إِذَا رَفَعَ رَأْسَهُ مِنَ الرُّكُوعِ لَمْ يَسْجُدْ، حَتَّى يَسْتَوِيَ قَائِمًا، وَكَانَ إِذَا رَفَعَ رَأْسَهُ مِنَ السَّجْدَةِ، لَمْ يَسْجُدْ حَتَّى يَسْتَوِيَ جَالِسًا ...

«… когда Пророк (с.а.с.) поднимал свою голову с поясного поклона (рукуъ), то он пока не выравнивался, не шел на земной поклон (саджда), когда же он поднимал свою голову с саджда, то не совершал повторного саджда, пока не выравнивался в сидении…». В данном случае Пророк Аллаха (с.а.с.) пояснил, что мусульманину следует после поднятия с рукуъ, выровняться и только потом идти на саджда, а когда поднимаешься с саджда не совершать второго, пока не утвердишься в сидении. Таков образ совершения намаза был разъяснен Пророком Аллаха (с.а.с.), и тот, кто вступает в противоречие с этим, тот привносит бидъа. Если совершающий намаз, поднимаясь с рукуъ должным образом не выровнявшись, пойдет на саджда, то он совершает бидъа, потому как вступает в противоречие со способом совершения намаза, поясненным Пророком (с.а.с.). Данный бидъа есть заблуждение, совершивший ее – грешник.

Однако, например, Муслим вывел от Убады ибн ас-Самита, который сказал:

إِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: يَنْهَى عَنْ بَيْعِ الذَّهَبِ بِالذَّهَبِ، وَالْفِضَّةِ بِالْفِضَّةِ، وَالْبُرِّ بِالْبُرِّ، وَالشَّعِيرِ بِالشَّعِيرِ، وَالتَّمْرِ بِالتَّمْرِ، وَالْمِلْحِ بِالْمِلْحِ، إِلَّا سَوَاءً بِسَوَاءٍ، عَيْنًا بِعَيْنٍ، فَمَنْ زَادَ، أَوِ ازْدَادَ، فَقَدْ أَرْبَى

«Истинно, я слышал, как Посланник Аллаха, воспрещал продажу золота за золото, серебра за серебро, пшеницы за пшеницу, ячменя за ячмень, вяленых фиников за вяленые финики, соли за соль, а только равное за равное, присутствующий на месте сделки объект материальной ценности (золото, деньги — п.п.) за присутствующий на месте сделки объект продажи. Ну, а кто добавит или возьмёт сверх этого, тот совершает акт ростовщичества». Если мусульманин в своем поведении противоречит данному хадису и продает золото за золото в большей степени, а не равную по весу единицу за единицу, то не говорится, что он совершает бидъа, следует говорить, что он совершает запретный (харам) поступок, т.е. занимается ростовщичеством (риба).

Вывод: Вступление в противоречие со способом исполнения определенного закона, который был разъяснен Пророком Аллаха (с.а.с.) – это бидъа. Поступать, в целом, вразрез с велением Пророка Аллаха (с.а.с.), способ исполнения которого не был им пояснен, подпадает под шариатские постановления – Харам, Макрух… Батыль, Фасид …, согласно приводимому доводу.

Касательно приведенного вопроса, то Пророк (с.а.с.) не дал разъяснения относительно вида слов при выходе из мечети по окончанию пятничной молитвы. Поэтому слова того мусульманина при выходе из мечети: «Произнесите благословение Пророку» не подпадают под бидъа, их следует отнести к шариатским постановлениям. Говоря же о постановлениях, то подобные слова дозволены и в них нет ничего предосудительного, более того за ними следует вознаграждение соразмерно намерению этого мусульманина, с соизволения Аллаха.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
28 Раджаб 1434 г.х.
07.06.2013 г.