25
Вт, июль

Прикрытие ступней женщины во время намаза

Ответы Амира
Функции
Вид

от Muhamad Awesat

 

Вопрос: Мир Вам! Каков закон касательно ступней женщины в намазе? Нужно их закрывать так же, как закрывается аурат, и является ли это условием действительности намаза?

Ответ: И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение!

Ступни являются ауратом для женщины, и она обязана их прикрывать. Доказательствами этого является следующее:

1. Аллах Всевышний касательно одежды женщины говорит о нижней её части:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُلْ لأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَنْ يُعْرَفْنَ

«О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать» (33:59).

Т.е. «пусть они опускают свои джильбабы (просторные цельные платья) донизу». Неправомерно говорить, что под словом «опускают» имеется в виду «опускают как угодно». Здесь имеется в виду «опустить к ступням», как минимум, и прикрыть их. Если же они прикрывают свои ступни носками или обувью, то можно опустить джильбаб до щиколоток. Если же на женщине нет носков и нет обуви, то она обязана опустить джильбаб до земли так, чтобы закрылись ступни. Значит, ступни являются ауратом.

2. От Ибн Умара передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ جَرَّ ثَوْبَهُ خُيَلاَءَ لَمْ يَنْظُرِ اللَّهُ إِلَيْهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَقَالَتْ أُمُّ سَلَمَةَ فَكَيْفَ يَصْنَعْنَ النِّسَاءُ بِذُيُولِهِنَّ قَالَ يُرْخِينَ شِبْرًا فَقَالَتْ إِذًا تَنْكَشِفُ أَقْدَامُهُنَّ قَالَ فَيُرْخِينَهُ ذِرَاعًا لاَ يَزِدْنَ عَلَيْهِ

«Аллах не посмотрит в Судный День на того, кто влачит свою одежду (по земле) из высокомерия». Тогда Умму Саляма спросила: «А что же делать женщинам с подолами их платьев?». Он (с.а.с.) сказал: «Пусть опустят их на пядь». Она сказала: «Тогда будут открываться их ступни». Он сказал: «Пусть опустят их на локоть, но не больше» (хадис передал ат-Тирмизи, сказав, что он — хороший).

В этом хадисе ясно говорится о том, что женщина должна закрыть свои ступни. Умму Саляма (р.а.) не ограничилась лишь тем, чтобы опустить подол платья только на пядь, опасаясь, что во время ходьбы женские ступни откроются, особенно если учесть тот факт, что в те времена многие женщины ходили по земле босиком. В ответ на это Посланник Аллаха (с.а.с.) разрешил женщине опускать подол платья на локоть, но не больше. Мотив (иллят), прозвучавший в хадисе, — ясный: «Тогда будут открываться их ступни».

Необходимо обратить внимание на то, что ступни у женщины являются ауратом, который необходимо прикрывать так же, как и прочие места аурата.

К сведению, есть мнение, принадлежащие Абу Ханифе, которое он извлёк в тафсире слов Всевышнего:

وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» (24:31).

Из этого Абу Ханифа посчитал, что к числу «видных» частей относятся не только лицо и кисти рук, но и ступни. Но это мнение, как мы сказали, отклоняется по вышеперечисленным доказательствам из благородного аята и хадиса от ат-Тирмизи, а Аллах знает лучше.

Таково мнение, принятое нами относительно общественной жизни, а поэтому не дозволено женщине выходить на улицу с открытыми ступнями, как мы об этом сказали выше.

Т.е. «пусть они опускают свои джильбабы (просторные цельные платья) донизу». Неправомерно говорить, что под словом «опускают» имеется в виду «опускают как угодно». Здесь, имеется в виду «опустить к ступням», как минимум, и прикрыть их. Если же они прикрывают свои ступни носками или обувью, то можно опустить джильбаб до щиколоток. Если же на женщине нет носков и нет обуви, то она обязана опустить джильбаб до земли так, чтобы закрылись ступни. Значит, ступни являются ауратом.

Остаётся лишь рассмотреть вопрос, связанный с прикрытием ступней во время намаза.

К условиям действительности намаза относится прикрытие аурата, и, согласно нашему мнению, во время намаза ступни должны быть закрыты, но Абу Ханифа считает, что ступни не считаются ауратом. В разъясняющей книге (шархе) «Мухтасар ат-Тахави», автором которой является Ахмад ибн Али Абу Бакр ар-Разий аль-Джассас аль-Ханафи, умерший в 370 г.х., в разделе «Аурат женщины в молитве» говорится:

«Абу Джаъфар говорит: «У женщины всё является ауратом в молитве, кроме лица, кистей рук и ступней».

Абу Бакр говорит в комментарии: «Это потому, что всё тело женщины является ауратом, на которые посторонний человек не может смотреть, за исключением перечисленных частей тела».

На это указывают слова Всевышнего:

وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» (24:31).

Передаётся, что такими прикрасами являются подводка глаз и кольцо, а значит, лицо и кисть руки не являются ауратом. Сказал Пророк (с.а.с.):

لا يَقْبَلُ اللَّهُ صَلاةَ حَائِضٍ إِلاَّ بِخِمَارٍ

«Аллах не принимает намаза женщины (вошедшей в возраст, когда у неё бывают) месячные, кроме как с покрывалом для головы (химар)».

Это указывает на то, что её голова является ауратом, а то, что является ауратом, необходимо прикрыть в намазе. Кисти рук, лицо и ступни не относятся к аурату и их не обязательно прикрывать в намазе».

Это мнение отклонено нами, как сказано выше... Но в вопросе намаза мы не выносим табанни, потому как этот вопрос относится к обрядам поклонения, а поэтому женщине, придерживающейся ханафитского мазхаба в намазе, не обязательно прикрывать свои ступни. Но наше мнение таково, что в намазе она должна прикрывать свои ступни, т.к. они являются ауратом.

Подытоживая, следует сказать:

1. Мнение, к которому мы пришли, таково, что ступни женщины мы считаем ауратом, и мы приняли это как табанни для женщины в общественной жизни. Женщина не может выйти из своего дома иначе, кроме как в джильбабе, который прикрывает её ступни, всё равно, будь то джильбаб, который опускается до самой земли так, что его материи достаточно для прикрытия её ступней, если она идёт без носков или обуви, скрывающей ступни, или же это был джильбаб, опускающийся только до щиколоток в случае, если она надела носки, закрывающие её ступни, которые продолжают собой джильбаб, должный закрывать её ступни, о чём мы детально пояснили в книге «Социальная система».

2. Мы пришли к мнению, что в намазе женщина должна закрывать свои ступни, но мы не приняли это как табанни, потому как намаз — это вопрос поклонения, а поэтому женщина, придерживающаяся мазхаба Абу Ханифы, не обязана прикрывать свои ступни в намазе.

Таково наше мнение в этом вопросе, а Аллах знает лучше.

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
27 Джумада ас-сани 1438 г.х.
26.03.2017 г.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS