23
Вс, апр

Постановление Шариата относительно изображений

Ответы Амира
Функции
Вид

Адресован Ahmad AlHashlamon

 

Вопрос: Меня зовут Висам аль-Хашламун, я являюсь членов Хизб ут-Тахрир. У меня возник ряд вопросов, и мне хотелось бы получить от Вас ответы на них.

1. Каково решение Ислама относительно рисования?

2. Каково решение Ислама относительно рисования отдельных частей тела человека?

3. Применимо ли решение относительно рисования к высеканию?

Да вознаградит Аллах Вас благом!

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы уже давали исчерпывающий ответ относительно рисования, а точнее, изображения. По всей видимости, Вы не читали тот ответ, который затрагивал заданные Вами вопросы и другие аналогичные вопросы, связанные с этой же темой. Мы повторим Вам свой ответ.

Прежде, чем приступить к ответу на вопросы относительно изображений, следует отметить следующие моменты:

Во-первых, нижеследующие ответы представляют собой шариатское постановление относительно изображения, т.е. рисования рукой. Именно это значение приводится в хадисах, а не изображение при помощи фото- или видеокамеры, что, в свою очередь, является дозволенным (мубахом), и данные хадисы об этом не говорят.

Во-вторых, нижеследующие ответы касаются изображений, от которых не падает тень, т.е. различных видов рисунков на плоской поверхности.

В-третьих, что касается изображений, от которых падает тень, т.е. скульптур, о чём было упомянуто в заданном вопросе под значением «высекание», то запрещается изготовлять их, как об этом мы поясним в конце ответа.

Ответы на вопросы по изображениям, от которых не падает тень, т.е. по различным видам рисунков на плоской поверхности:

Относительно первого и второго вопросов:

* Переделка изображений и их коррекция (т.е. устранение морщин, изменение цвета глаз, или некоторых черт лица и т.д.).

* Изображение людей или животных, в чём-то схожих с реальными.

Эти два вопроса связаны с рисованием одушевлённых существ или внесением рукой корректировок в фотографии одушевлённых существ, таких как удаление морщин и некоторых черт лица. К данному действию относится запрет, приводимый в доказательствах, независимо от того, был ли этот рисунок выполнен кистью или компьютерной «мышью». И поскольку в обоих случаях рисунок является результатом человеческих усилий и он изображает одушевлённое существо, стало быть, данный рисунок относится к числу запретного рисования на основании хадиса, приводимого Имамом Бухари от Ибн Аббаса (р.а.):

مَنْ صَوَّرَ صُورَةً فَإِنَّ اللَّهَ مُعَذِّبُهُ حَتَّى يَنْفُخَ فِيهَا الرُّوحَ وَلَيْسَ بِنَافِخٍ فِيهَا أَبَدًا

«Кто нарисует картину, то, поистине, Аллах будет мучить его, пока тот не вложит в неё душу, а он никогда не сможет сделать этого», —

а также сообщения от Ибн Умара, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يَصْنَعُونَ هَذِهِ الصُّوَرَ يُعَذَّبُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يُقَالُ لَهُمْ أَحْيُوا مَا خَلَقْتُمْ

«Поистине, те, которые создадут это изображение, будут наказаны в Судный День. Им будет сказано: «Оживите то, что вы сотворили».

Относительно третьего и четвёртого вопросов:

* Использование готовых изображений в печати.

* Использование изображений или логотипов (эмблем) других художников вместо того, чтобы рисовать их самому.

В данном случае речь идёт о копировании изображений с других источников. К данной ситуации применяется постановление Шариата относительно приобретения изображений, что выражено тремя положениями:

а) Если изображения были скопированы для того, чтобы вставить их в местах поклонения, как на ковриках для намаза, шторах в мечети, информационной доске при мечети и тому подобное, то это является недозволительным, т.е. запрещённым согласно следующим доказательствам:

— От Ибн Аббаса сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) отказался входить в Каабу, пока не будут стёрты изображения внутри неё. Отказ Посланника Аллаха (с.а.с.) от вхождения в Каабу, пока не будут стёрты изображения, является предпосылкой (къариной), указывающей на категорический запрет на размещение изображений в местах поклонения. Данный хадис служит доказательством запретности размещения изображений в мечетях:

Вывел Имам Ахмад от Ибн Аббаса следующее:

أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم لَمَّا رَأَى الصُّوَرَ فِي الْبَيْتِ يَعْنِي الْكَعْبَةَ لَمْ يَدْخُلْ وَأَمَرَ بِهَا فَمُحِيَتْ

«Когда Пророк (с.а.с.) увидел изображения в Каабе, то не зашёл вовнутрь и приказал стереть их, и всё было стёрто».

б) Если речь идёт о копировании изображений с других источников с целью размещения их в других местах, а не в местах поклонения, то доказательства, приводимые в источниках исламского законодательства, поясняют дозволенность этого в следующем порядке:

— Макрух. Если изображение копируется для того, чтобы его использовать и размещать не в местах поклонения, а на видных людям объектах с целью обращения внимания, возвеличивания или прославления, как на шторах дома, указательных табличках просветительских учреждений, на верхней одежде, на стенгазетах в общеобразовательных заведениях, в библиотеках и объявлениях, которые не имеют отношения к поклонению, или прикрепить в середине зала или на одежду для улучшения внешнего вида и так далее, — всё это является нежелательным, т.е. макрухом.

— Мубах. Если изображение копируется для того, чтобы размещать и использовать его не в местах поклонения и не с целью обращения внимания, возвеличивания или прославления, а для обычного применения, как, например, рисунок на подстилке для ног, на матраце для сна, на подушках для сиденья, или просто рисунок на тротуаре, по которому ходят люди, и тому подобное, — всё это является дозволенным, т.е. мубахом. Доказательством тому служит следующее:

— Имам Муслим приводит в своём сборнике хадисов от Абу Тальхи, что он слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

إِنَّ الْمَلَائِكَةَ لَا تَدْخُلُ بَيْتًا فِيهِ كَلْبٌ صُورَةٌ

«Воистину, ангелы не входят в дома, в которых обитает собака и есть изображение».

В другой версии данного хадиса, переданного по другой цепочке, Посланник Аллаха (с.а.с.) говорит:

إِلَّا رَقْمًا فِي ثَوْبٍ

«за исключением изображения на одежде».

Хадис указывает на то, что нанесённое на поверхность одежды изображение является исключением. Из этого хадиса понимается, что ангелы входят в дом, где есть одежда с изображениями. Это значит, что допускается изображение на поверхности одежды или ткани, поскольку ангелы входят в дом, где есть такие изображения. Однако существуют другие хадисы, поясняющие вид данного разрешения:

— Вывел Бухари, что Аиша, дочь Абу Бакра, рассказала:

دَخَلَ عَلَيَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَفِي الْبَيْتِ قِرَامٌ فِيهِ صُوَرٌ فَتَلَوَّنَ وَجْهُهُ ثُمَّ تَنَاوَلَ السِّتْرَ فَهَتَكَهُ

«Однажды ко мне пришёл Посланник Аллаха (с.а.с.), а у меня дома было покрывало с изображениями. Увидев его, Посланник Аллаха (с.а.с.) поменялся в лице, затем схватил это покрывало и порвал его».

В оригинальном тексте хадиса слово «покрывало» обозначается арабским словом «قِرَامٌ», что означает «плотный вид ткани, который был вывешен в дверном проёме комнаты». Факт того, что Посланник Аллаха (с.а.с.) поменялся в лице и сорвал это покрывало, расценивается как требование оставить это и не делать подобного, а именно — вешать в дверном проёме покрывало с изображениями. Если это объединить с вышеприведённой допустимостью вхождения ангелов в дома, где имеются изображения, нанесённые на поверхность одежды, то становится понятно, что требование оставить не является категорическим, т.е. речь идёт о нежелательном действии (макрух). И поскольку изображение было на покрывале, вывешенном в дверном проёме дома, а это — место внимания, стало быть, размещение изображений в местах внимания расценивается нежелательным действием (макрух).

— Вывел Ахмад от Абу Хурайры, что Джибриль, мир ему, сказал Посланнику Аллаха (с.а.с.):

وَمُرْ بِالسِّتْرِ يُقْطَعْ فَيُجْعَلَ مِنْهُ وِسَادَتَانِ تُوطَآَنِ

«Пусть из занавески сделают две подушки, на которых вы сможете опираться, когда сидите».

В хадисе видно, как Джибриль, мир ему, велел Посланнику Аллаха (с.а.с.) снять покрывало с места внимания и сделать из него две подушки, которые будут использоваться в быту. Это означает, что использование изображений, нарисованных другими людьми, не в местах внимания является дозволенным, т.е. мубахом.

Относительно пятого и шестого вопросов:

* Рисовать знаки, символы с изображением людей или животных (например, дорожные знаки «пешеход», «выход при пожаре», или «прогулка с собаками запрещена»).

* Рисовать части тела человека, либо животных (например, рисунок с рукопожатием, или изображение указательного пальца, или голова лошади в виде символики).

Ответом на эти вопросы будет следующее пояснение:

— Если знаки, изображают одушевлённое существо, то запрещается их рисовать. Поскольку хадисы, запрещающие рисование, говорят именно об изображении одушевлённых существ. И это относится к картинам, которые полностью или частично изображают одушевлённое существо, как, например, голову, присоединённую к другим явно изображённым частям тела, таким как руки, ноги и т.д.
— Если же знаки не указывают на изображение одушевлённых существ, например, рисунок только одной кисти, или указательного пальца, показывающего направление, или двух рук, пожимающих друг друга, и тому подобное, то на всё это не распространяется запрет.

— Что касается изображения только головы в отдельности от изображений остальных частей тела, то учёные исламского права, т.е. факихи, расходятся во мнениях по этому вопросу. После глубокого рассмотрения я пришёл к выводу, что наиболее верным мнением является дозволенность изображения только головы в отдельности от изображений остальных частей тела. Основанием этому служат хадисы, которые дозволяют отрывать головы скульптурам, чтобы они были схожи, например, с деревом, как об этом приводится в хадисе от Абу Хурайры, где Джибриль, мир ему, говорит Посланнику Аллаха (с.а.с.), что скульптуры перестают быть запретными, если скульптуре отделить голову.

فَمُرْ بِرَأْسِ التِّمْثَالِ الَّذِي فِي الْبَيْتِ يُقْطَعُ، فَيَصِيرُ كَهَيْئَةِ الشَّجَرَةِ،

«Так повели же отделить голову скульптуре, которая у дверей, чтобы она (скульптура) стала подобной дереву»,

فَمُرْ بِرَأْسِ التِّمْثَالِ يُقْطَعْ فَيُصَيَّرَ كَهَيْئَةِ الشَّجَرَةِ

«Так повели же отделить голову скульптуре, чтобы она (скульптура) стала подобной дереву» (вывел Ахмад).

Этот хадис означает, что сама по себе голова отдельно, как и оставшиеся элементы тела статуи сами по себе — каждый из них в отдельности не является запретным. Невозможно сказать, что запрет не распространяется только на тело статуи, с оторванной головой, а что касается оторванной головы, то она запрещена, потому что Джибриль приказал Посланнику Аллаха (с.а.с.) отделить голову скульптуре, что означает, что подобное отделение дозволяется, следовательно, всё, что из этого вытекает, так же считается дозволенным.

К сведению, учёные ханбалитской и маликитской правовых школ дозволяют рисовать только голову в отдельности от остальных частей тела. Что касается учёных шафиитской правовой школы, то они разошлись между собой во мнениях — большинство из них вынесло решение о запретности рисования только головы, а остальные разрешили это.

Относительно седьмого и восьмого вопросов:

* Изображение людей или животных, несхожих с реальными (карикатуры).

* Изображение фантастических существ, вообще не существующих в реальности.

Ответом на эти вопросы служит следующее: пока эти изображения будут представлять собой одушевлённые существа, даже если они вымышленные (т.е. их нет в реальности), на них будет распространяться положение запрета, поскольку тексты затрагивают эту реальность. В хадисе, приведённом в сборнике Имама Муслима, Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал Аише (р.а.) снять занавеску, висевшую в дверном проёме, ибо на ней были изображены крылатые лошади. Естественно, в природе не существует лошадей с крыльями. В своём сборнике хадисов Имам Муслим передаёт следующий рассказ Аиши (р.а.):

قَدِمَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ سَفَرٍ وَقَدْ سَتَّرْتُ عَلَى بَابِي دُرْنُوكًا فِيهِ الْخَيْلُ ذَوَاتُ الْأَجْنِحَةِ فَأَمَرَنِي فَنَزَعْتُه

«Посланник Аллаха (с.а.с.) вернулся с дороги, я же повесила на свою дверь занавеску (из ткани), на которой были изображены крылатые лошади. (Увидев это) Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал мне снять (эту занавеску)».

Ответ на вопрос по изображению, от которого падает тень, т.е. скульптуры, о которых шла речь в заданном вопросе под значением «высекание»:

Запрещается производить одушевлённые скульптуры, за исключением игрушек для детей. Доказательством тому служит:

— В своём сборнике хадисов Имам Ахмад сообщается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

أَتَانِي جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلَام، فَقَالَ: إِنِّي كُنْتُ أَتَيْتُكَ اللَّيْلَةَ، فَلَمْ يَمْنَعْنِي أَنْ أَدْخُلَ عَلَيْكَ الْبَيْتَ الَّذِي أَنْتَ فِيهِ إِلَّا أَنَّهُ كَانَ فِي الْبَيْتِ تِمْثَالُ رَجُلٍ، وَكَانَ فِي الْبَيْتِ قِرَامُ سِتْرٍ فِيهِ تَمَاثِيلُ، فَمُرْ بِرَأْسِ التِّمْثَالِ يُقْطَعْ، فَيُصَيَّرَ كَهَيْئَةِ الشَّجَرَةِ، وَمُرْ بِالسِّتْرِ يُقْطَعْ، فَيُجْعَلَ مِنْهُ وِسَادَتَانِ مُنْتَبَذَتَان تُوطَآَنِ، وَمُرْ بِالْكَلْبِ يُخْرَجَ. فَفَعَلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، وَإِذَا الْكَلْبُ جَرْوٌ كَانَ لِلْحَسَنِ وَالْحُسَيْنِ عَلَيْهِمَا السَّلَام تَحْتَ نَضَدٍ لَهُمَا

«Явился ко мне ангел Джибриль, мир ему, и сказал: «Я приходил к тебе вчера и не зашёл лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре, чтобы она стала подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из него два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку».

— От Ибн Аббаса передаётся, что к нему пришёл человек и сказал: «Я — художник, и рисуя картины, я зарабатываю себе на жизнь. Что ты мне посоветуешь?». Ибн Аббас сказал ему: «Подойди поближе ко мне». Когда спрашивающий подошёл к нему вплотную, Ибн Аббас обнял его за голову и сказал: «Я скажу тебе лишь то, что слышал от Посланника Аллаха (с.а.с.). Я слышал, как он говорил:

كُلُّ مُصَوِّرٍ فِي النَّارِ، يُجْعَلُ لَهُ بِكُلِّ صُورَةٍ صَوَّرَهَا نَفْسٌ فَيُعَذِّبُهُ فِي جَهَنَّمَ، فَإِنْ كُنْتَ لَا بُدَّ فَاعِلاً، فَاجْعَلْ الشَّجَرَ وَمَا لَا نَفْسَ لَهُ

«Кто нарисует картину (с изображением одушевлённого существа), тот прибудет в огне. И каждое сделанное им изображение станет живым и будет подвергать мучениям своего автора. Если же тебе необходимо заниматься этим, то изображай деревья и все то, в чём нет души».

Изображение — это рисование и высекание кого-либо или чего-либо. Как рисунок, так и скульптура являются изображением.

— В своём сборнике хадисов Имам Муслим передаёт от Али (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.), отправляя его в военный поход, говорил: «Увидев любую скульптуру, разрушь её». Следовательно, создание изображений одушевлённых существ, независимо от того, падает ли от этих изображений тень или нет, т.е. являются ли они (изображения) скульптурами или картиной на ровной поверхности, является запрещённым, т.е. харамом.

Исключением в создании запрещённых изображений выступает тот случай, если изображения предназначены для детей, как, например, детские комиксы и вымышленные персонажи мультфильмов для увеселительных или поучительных целей. Всё это дозволяется согласно шариатским текстам по этому вопросу. Приведём некоторые из них:

— В своём сборнике хадисов Имам Абу Дауд сообщает следующий рассказ Аиши, дочери Абу Бакра:

قَدِمَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ غَزْوَةِ تَبُوكَ أَوْ خَيْبَرَ وَفِي سَهْوَتِهَا سِتْرٌ فَهَبَّتْ رِيحٌ فَكَشَفَتْ نَاحِيَةَ السِّتْرِ عَنْ بَنَاتٍ لِعَائِشَةَ لُعَبٍ فَقَالَ مَا هَذَا يَا عَائِشَةُ قَالَتْ بَنَاتِي...

«Посланник Аллаха (с.а.с.) вернулся из похода на Табук или Хайбар, и у неё (Аиши) в палатке была занавесь. Подувший ветер отдёрнул верх этой занавеси и показал «дочерей» Аиши, т.е. её кукол. Он (с.а.с.) спросил: «Что это, о Аиша?». Она ответила: «Мои дочери».

— В сборниках достоверных хадисов Имама Бухари приводится от Аиши (р.а.), где она говорит:

كُنْتُ أَلْعَبُ بِالْبَنَاتِ عِنْدَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ...

«Я играла с дочерями (куклами) возле Пророка (с.а.с.)…».

— В сборниках достоверных хадисов Имама Бухари приводится следующий хадис ар-Рабиъй бинт Муаввиз аль-Ансарий (р.а.):

وَنَجْعَلُ - وفي رواية مسلم ونصنع - لَهُمْ اللُّعْبَةَ مِنْ الْعِهْنِ فَإِذَا بَكَى أَحَدُهُمْ عَلَى الطَّعَامِ أَعْطَيْنَاهُ ذَاكَ حَتَّى يَكُونَ عِنْدَ الْإِفْطَارِ

«Мы делали (в версии от Имама Муслима говорится: «изготовляли») для них игрушки из шерсти, когда же кто-нибудь из них плакал по поводу еды, мы ему давали эти игрушки до тех пор, пока не наступало время для разговения (ифтара)», —

т.е. забавляли, отвлекали детей игрушками до наступления времени разговения (ифтара).

Все эти хадисы указывают на дозволенность изготовления игрушек для детей, даже если они будут в форме одушевлённых скульптур. Следовательно, рисунки на ровной поверхности с той же целью тем более считаются дозволенными, какими бы они ни были.

Надеюсь, данный ответ с разъяснением некоторых новых подробностей, имеющих отношение к заданному вопросу, стал исчерпывающим.

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
20 Джумада ас-сани 1438 г.х.
19.03.2017 г.