Относительно вмешательства государства в экономический сектор и о налогах

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Адресован Anis Labidi.

Вопрос: Ас-саляму алейкум, дорогой Шейх. Да сохранит тебя Аллах и проявляет заботу!

Интересуюсь, какова степень полномочий Исламского государства во вмешательстве в экономику в целом, и насколько власть имеет полномочия облагать население налогами (каков способ сбора налогов в исламским праве, в целом)?

Ответ: Ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Твой вопрос о вмешательстве государства в экономику и по поводу налогов…

1. Относительно вопроса вмешательства со стороны государства в экономику – экономическая система Ислама четко обозначает обязанности и права государства, обязанности и права населения, регламентируя это шариатскими нормами, регулирующими каждую из сторон, как правителя, так и подчиненных. В связи с тем, что на экономическую систему оказывают глубокое воздействие собственности с точки зрения способов их приобретения и расходов, Ислам внес ясность и определил виды собственностей. Ислам призвал к их сохранению и опеке от любого посягательства.

Отсюда: частная собственность, государственная и общественная, не допуская, чтобы каждая из них преступала черты другой. Таким образом, вмешательство государства в сектор экономики известными нам сегодня способами, например, конфискация частной собственности и передача ее в руки государства, либо превращение ее в общественную; или общественное достояние, прибирается к частным рукам, например, предоставляя привилегии добычи нефти и полезных ископаемых отдельным лицам, как внутри страны, так и за ее пределами – все это недопустимо в Исламе. Более того, все это не должно выходить за свои рамки вида собственности: индивиды обладают правом частной собственности, государство имеет свою собственность, как трофеи и налоги с земель (хараджа), а Умма обладает правом общественной собственности, как нефть полезные ископаемые источники энергии и т.д. Следовательно, в Исламском государстве отсутствует подобного рода вмешательство в экономический сектор, как это происходит сегодня, известными способами.

2. Что касается налогов, то в Исламе не существует таких налогов, которые могут взыматься с населения. Пророк Аллаха (с.а.с.) занимался ведением дел народа и от него (с.а.с.) не передается, чтобы, когда-нибудь он облагал налогом людей. Ничего подобного от него (с.а.с.) не передалось. Когда Пророк (с.а.с.) узнал о тех, кто находится у границ государства и собирает налоги за ввоз товара, он воспретил подобное. Передается от Укбы ибн Амира, что он слышал от Пророка Аллаха (с.а.с.) слова:

لا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ صَاحِبُ مَكْسٍ

«Сборщик налогов никогда не войдет в Рай» (вывел Ахмад, аль-Хаким сказал сахих хадис). Данный хадис сообщает о сборщиках налогов, т.е. тех, кто собирает налоги за ведение торговли. Это указывает на запрет взимания налогов в том значении, как на это смотрит Запад. Также в хадисе, переданном от двух шейхов от Абу Бакара сообщается, что Пророк (с.а.с.) сказал:

إِنَّ دِمَاءَكُمْ وَأَمْوَالَكُمْ وَأَعْرَاضَكُمْ عَلَيْكُمْ حَرَامٌ كَحُرْمَةِ يَوْمِكُمْ هَذَا فِي بَلَدِكُمْ هَذَا فِي شَهْرِكُمْ هَذَا...

«Воистину, ваша кровь, ваше имущество и ваша честь запретны для вас, как запретен этот ваш день, в этом вашем месяце, в этом вашем городе…». Это общий текст и он касается каждого человека в отдельности и государства в том числе. Взимание налогов означает отчуждение имущества мусульманина без его на то согласия, что указывает на недопустимость подобного.

Все же существует одно обстоятельство, которое шариат узаконил и допускает взимание требуемого количества имущества, без надбавок. Оно взимается исключительно с богатых, причем с излишек их имущества. Этим обстоятельством выступает тот случай, когда существующая на Байт-уль-Мал и на мусульманах требуемая статья расходов недостаточна для ее покрытия. Тогда данные расходы должны покрыться излишним имуществом богатых людей. Если же расходы ложатся только на Байт-уль-Мал, исключая мусульман, тогда с мусульман не взимаются дополнительные средства, если их недостает в Байт-уль-Мал, расходуется только то, что имеется в Байт-уль-Мал.

Например, покрытие основных потребностей бедняков, в которые входит питание, жилье и одежда. Это прямая обязанность государства, которое расходует из Байт-уль-Мал, наряду с тем, что это также обязанность мусульман. Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал:

وَأَيُّمَا أَهْلُ عَرْصَةٍ أَصْبَحَ فِيهِمْ امْرُؤٌ جَائِعٌ فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُمْ ذِمَّةُ اللَّهِ تَعَالَى

«Если среди любого народа находится человек испытывающий голод, эти люди будут лишены опеки Аллаха» (вывел Ахмад от Ибн Умара). Таким образом, если средств не достаточно в Байт-уль-Мал для покрытия основных нужд бедняков, то с имущества богатых мусульман взимается достаточное количество средств, чтобы покрыть данные нужды, без надбавок…

Например, средства, расходуемые на Джихад – это ложится на плечи, как Байт-уль-Мал, так и на мусульман, потому как Всевышний Аллах говорит:

وَجَاهِدُوا بِأَمْوَالِكُمْ وَأَنْفُسِكُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ

«И сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами» (9:41).

وَالْمُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنْفُسِهِمْ

«Которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами» (4:95).

По этой причине покрытие расходов Джихада рассматривается в той же плоскости.

Следовательно, налогов в Исламе не существует, кроме единственного случая, когда в силе два условия:

Первое: бремя расходов ложится на Байт-уль-Мал и на мусульман, согласно очевидным шариатским доказательствам;

Второе: в Байт-уль-Мал недостаточно средств, покрыть данные нужды.

Только в таком случае взимаются в достаточной мере, без надбавок с излишнего имущества богатых мусульман средства. Утверждается из излишнего имущества, т.е. того, что не входит в еду, одежду, жилье богатого человека, расходы и содержание слуг, жен, средства передвижения, в чем он испытывает нужду и т.п., потому что Всевышний Аллах говорит:

وَيَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنْفِقُونَ قُلِ الْعَفْوَ

«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек»» (2:219).

Т.е. за расходованием этого имущества не последуют затруднения, в смысле оно должно быть сверх достаточного имущества согласно принятым нормам в обществе. Пророк Аллаха (с.а.с.) говорит:

أفضلُ الصَّدَقَةِ مَا كَانَ عَنْ ظَهْرِ غِنًى

«Лучшей милостыней является та, которая подаётся от достатка» (муттафакъун алейхи, передан путем Хакима ибн Хаззама и Абу Хурайры). Слова «от достатка» означают сверх потребностей, принятых в обществе.

Вывод: налогов в Исламе не существует, кроме единственного вышеупомянутого случая и то в требуемой мере без надбавок, и взимается только с имущества людей, живущих в достатке. Подобного рода случаи малоизвестны в исламской истории, а такие ситуации редко имели место, потому как постоянные источники доходов государства, которые установлены Исламом, достаточны для этого. Все же, если подобное имеет место, тогда допустимо взимать налоги согласно разъясненным выше примерам.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
01 Шаъбан 1434 г.х.
10.06.2013 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.

Видеоряд с озвучкой по ссылке.