23
Ср, авг

Относительно аренды земли (музараъа)

Ответы Амира
Функции
Вид

Адресован Moomen Alharby

ВОПРОС:

Ас-саляму алейкум!

Каков хукм в отношении того, у кого есть участок сельскохозяйственной земли, и он его не обрабатывает, учитывая, что система посева у нас это арендованная у государства земля, либо же земля должна быть в собственности? Вопрос в дозволенности этого, если вода и семена обеспечены, а тот, кто берет землю, заботится о почве, посеве, урожае за долю со всего полученного, возможно четверть, треть или половина. Прошу ответить, да вознаградит вас Аллах за это Раем и прохладой глаз в установлении Халифата.

ОТВЕТ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятух!

Твой вопрос об аренде земли (музараъа)…

Мой брат, музараъа – это «аренда земли для посева», т.е. это когда ты отдаешь свою землю, свободную от деревьев и т.д., для посева и обработки взамен на определенную сумму денег или долю урожая. Ученые разошлись относительно шариатского решения (хукм) в этом вопросе. Есть среди них те, кто дозволяет это с определенными условиями, и есть те, кто запрещает. Преобладающим же мнением для нас (сильным) в соответствии с доказательствами является то, что этот договор недействителен ни при каких обстоятельствах, неважно, является ли земля харадж или ушр.

Вот некоторые доказательства:

- Передает Абу Дауд от Рафиъ Ибн Худайж, который сказал: «Мы обрабатывали землю во время Посланника Аллаха (с.а.с.) за издольщину, и он упомянул, что кто-то из его дядек пришел к нему и сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил нам дело, в котором была для нас польза, а подчинение Посланнику Аллаха (с.а.с.) более полезно для нас». Он сказал: «И мы спросили: и что это за дело?» Он сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто имеет землю, пусть засеет её сам или даст засеять брату, но ни в коем случае не сдает её в аренду за треть или четверть или за оговоренный продукт».

- Вывел Ибн Къудама в «аль-Мугъни», и передает Муслим и аш-Шафии с некоторыми расхождениями в передаче от Ибн Умара, который сказал: «Мы не видели в музараъа ничего плохого, пока не услышали Рафиъ Ибн Худайж, как он говорит: «Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил ее».

- Передал Муслим по пути Джабира: «Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил обрабатывать землю за издольщину», издольщина – это и есть аренда (музараъа).

- Передает аль-Бухари от Джабира, который сказал: «Люди сдавали землю в аренду за треть, четверть и половину урожая, и тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто имеет землю, пусть засеет её сам или подарит брату, а если не сделает этого, то пусть держит свою землю».

- Передает Абу Дауд от Зейд ибн Сабита, который сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил обрабатывать землю за издольщину. Я спросил: «А что значит издольщина?» Он ответил: «Когда ты берешь землю за треть, четверть или половину урожая».

- Вывел ан-Насаий и Муслим от Абу Саид аль-Худрий, который сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил мухакъаля», мухакъаля – аренда земли за пшеницу.

- В «Сунан» ан-Насаий от Асида бни Зухейр: «Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил сдавать землю в аренду. Мы спросили его: «О, Посланник Аллаха (с.а.с.), если сдадим её в аренду взамен на некую часть зерна?», – он ответил: «Нет». Затем сказали ему: «Мы сдавали в аренду взамен на солому», - он ответил: «Нет». Затем сказали ему: «Мы брали арендную плату только за долину малой речки вблизи водоема»,– он ответил: «Нет. Засей её или подари своему брату».

Это и есть преобладающие для нас доказательства. Мы это приняли, и в качестве ответа даем то, что является преобладающим у нас, т.к. среди ученых есть те, кто дозволяет музараъа с определенными условиями, в соответствии со своими доказательствами.

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
06 Шаъбан 1434г.х.
15.06.2013г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS