16
Чт, авг

Прикосновение Шайтана, колдовство и сглаз

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

от Мухаммада Адиля Джамиля аль-Гули

Вопрос: С именем Аллаха — Милостивого, Милосердного...

Уважаемый дорогой брат, амир Хизб ут-Тахрир! Да хранит Вас Аллах Всевышний! Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение!

Сказал Всевышний:

وَاتَّبَعُوا مَا تَتْلُو الشَّيَاطِينُ عَلَىٰ مُلْكِ سُلَيْمَانَ ۖ وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَـٰكِنَّ الشَّيَاطِينَ كَفَرُوا يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ

«Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана. Сулейман не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству...» (2:102).

В нашей стране распространились болезни. Некоторые связывают это с прикосновением Шайтана, некоторые — со сглазом, а некоторые — с колдовством. Связано ли колдовство с проникновением джинна в тело человека? Есть ли у этого последствия? Дозволяет ли Шариат лечить его заклинаниями, или это считается шарлатанством? Я надеюсь, что Вы объясните этот вопрос. Пусть Аллах воздаст Вам благом.

Ваш брат Сейфу Тайб Мутаххар аль-Гули — Йемен.

Ответ: И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение! Ваш вопрос состоит из четырёх частей:

1. Тема, которая в народе известна как «прикосновение Шайтана».
2. Тафсир благородного аята и его указание на колдовство.
3. Тема зависти и сглаза.
4. Как вести профилактическое лечение этого: заклинанием или чем-то иным?

Ответ будет следующим:

1. — Тафсир благородного аята, в котором считается, что он указывает на прикосновение Шайтана:

الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ

«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстаёт тот, кого дьявол поверг своим прикосновением...» (2:275).

Разъяснение этого аята я приведу из книги «Облегчение в основах Тафсира»:

«Те, которые пожирают лихву...» — означает «те, которые берут её, к чему относится любое пользование ростовщичеством». В Благородном Коране используется слово «пожирают» для указания на грех (ростовщичества, лихвы).

Всевышний в других аятах говорит:

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَىٰ ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا ۖ وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнём и будут гореть в Пламени» (4:10),

وَالَّذِينَ كَفَرُوا يَتَمَتَّعُونَ وَيَأْكُلُونَ كَمَا تَأْكُلُ الْأَنْعَامُ وَالنَّارُ مَثْوًى لَّهُمْ

«А неверующие пользуются благами и едят, подобно скоту. Их обителью будет Огонь» (47:12).

В данном случае — так же.

«...восстанут...» — говорится о Судном Дне.

«...как восстаёт тот, кого дьявол поверг...» — они будут воскрешены в своих могилах и встанут так, как встаёт барахтающийся человек, сражённый припадком — т.е. потерявший рассудок. Это будет воздаянием ему в Судный День, и оно является указанием на категоричную запретность ростовщичества, указанием, подтверждающим запрет ростовщичества в этом аяте.

«...своим прикосновением...» — т.е. безумием. Говорят так: «Коснулось мужчины, а значит, он сошёл с ума». Слово «барахтание», «повержение» (الخبط) (использованное в аяте) означает удар, после которого не выровняться, и человек идёт, не разбирая дороги.

Относительно аята «...кого дьявол поверг своим прикосновением...» есть различные толкования, но правильным я считаю то, когда человека охватывает безумие, Шайтан начинает больше на него влиять посредством своих наущений, человек начинает воображать себе разные вещи, приводящие его к умопомрачению, и всё это — из-за расстройства разума.

Что касается слов о том, что именно Шайтан приводит человека к приступам или к сумасшествию, то аят не говорит об этом. Аллах (с.в.т.) не говорит в аяте: «Шайтан своим прикосновением сводит с ума», — а говорится: «...кого дьявол поверг своим прикосновением...», — т.е. «повергает человека по причине сумасшествия последнего, а значит, сумасшествие человека предшествовало умопомрачению, в которое его повергает Шайтан».

Также слова некоторых учёных о том, что аят «...кого дьявол поверг своим прикосновением...» является метафорой, иносказательной формой изречения, согласующийся с речевым способом арабов описывать эпилептический удар (в общем — сумасшествие) как прикосновение джинна, приведшее к сумасшествию — согласно этому арабы и вывели слово «сумасшествие» (джунун) от слова «джинн», — то правильность такого толкования маловероятна, потому что на метафорический, иносказательный смысл не опираются, кроме как если истина не известна. В данном же случае истина известна: Шайтан наущает сумасшедшего, внушая ему множество иллюзий, которые помрачают его разум, отчего и говорят, что «его поверг Шайтан».

Я не стану затягивать речь о правильном толковании аята, потому что подход будет таким же, т.е. если при толковании аята нет возможности опереться на прямой смысл, то только тогда можно опереться на лексические приёмы арабского языка, потому что Коран был ниспослан на языке арабов. Поэтому я считаю правильным следующее: аят «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстаёт тот, кого дьявол поверг своим прикосновением...» говорит о людях, к которым Шайтан прикоснулся по причине их сумасшествия, т.е. сумасшествие предшествовало повержению Шайтаном человека. Итого, сначала человек сходит с ума по той или иной причине, потом Шайтан повергает его, начинает наущать сильнее и представлять ему иллюзии.

Шайтан не приводит человека к припадкам, к сумасшествию в общем, потому как в противном случае в аяте было бы сказано «кого дьявол поверг посредством своего прикосновения...» (на арабском вместо частицы «мин» использовалась бы частица «би»), потому что «би» используется как предлог, который присоединяет предыдущее слово к последующему. В таком случае это бы значило, что действительно прикосновение Шайтана приводит к безумию. Но в данном случае истина (прямой смысл) известна, а поэтому неправильно будет склоняться к метафорическому, иносказательному смыслу, а нужно истолковывать смысл слова «Шайтан» прямо, т.к. истина его существования известна».

Шайтан не прикасается к человеку таким образом, что после этого тот впадает в припадок и сходит с ума, у Шайтана нет власти над человеком, т.к. сказал Аллах в Коране:

وَمَا كَانَ لِيَ عَلَيْكُم مِّن سُلْطَانٍ

«У меня не было над вами никакой власти» (14:22),

إِنَّ عِبَادِي لَيْسَ لَكَ عَلَيْهِمْ سُلْطَانٌ

«Воистину, ты не властен над Моими рабами» (15:42).

Шайтан не вызывает в человеке припадков. Его дело — наущение. Человек же сам избирает свою позицию относительно наущений. Если человек их отвергнет, то выберет истину, а если ответит на них положительно, то выберет заблуждение.

فَمَاذَا بَعْدَ الْحَقِّ إِلَّا الضَّلَالُ

«Что может быть за истиной, кроме заблуждения?» (10:32).

Таково моё мнение, к которому я склоняюсь в этом вопросе, но Аллах знает лучше.

2. Вы привели благородный аят в своём вопросе — аят, указывающий на существование колдовства. Я уже дал ответ по этой теме, а на сам Ваш вопрос ответ мой будет таким:

Колдовство (магия) — это знание, которое реализуется с применением слов неверия при заклинаниях или определённых действиях. Оно заставляет тебя видеть иллюзию, когда какая-то вещь перед тобой предстаёт чем-то иным, но сама по-настоящему не меняется, т.е. перед тобой представляют иллюзию, а значит, если ты притронешься к этой вещи или пристально проверишь её, то найдёшь, что она осталась тем, чем была, а значит, всё дело — в иллюзии.

Доказательством того, что колдовство реализуется с применением слов неверия в заклинаниях или поступках, служит понимание, исходящее из аята «Сулейман не был неверующим». Имеется в виду, что Сулейман не совершал колдовства. Выражение «совершил неверие», применённое в аяте, является метафорическим обозначением колдовства, а значит, колдовство ведётся с использованием слов или поступков неверия, а поэтому тот, кто занимается колдовством, совершает неверие. Это подтверждают слова Всевышнего в продолжении этого аята: «Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству». Таким образом, колдовство — это неверие. Мусульманин, который стал заниматься колдовством, становится вероотступником, которого казнит Исламское Государство.

Доказательством того, что представление колдуна — не настоящее, а является всего лишь иллюзией, являются слова Всевышнего:

سَحَرُوا أَعْيُنَ النَّاسِ

«Когда же они бросили, то очаровали взоры людей» (7:116),

فَإِذَا حِبَالُهُمْ وَعِصِيُّهُمْ يُخَيَّلُ إِلَيْهِ مِن سِحْرِهِمْ أَنَّهَا تَسْعَىٰ

«И тут ему представилось, что их верёвки и посохи от их колдовства пришли в движение» (20:66).

Это значит, что палки остались палками на самом деле, но перед глазами людей они представились живыми змеями. Истина не поменялась на другую, т.е. палки не стали змеями в реальности, а поэтому если бы человек прикоснулся к тем змеям, то обнаружил бы, что это — палки, и если бы он пристально рассмотрел эти змеи, то так же обнаружилось бы, что это — палки, которые из-за иллюзии были представлены движущимися змеями. Когда колдуны бросали свои палки, то сами в этот момент видели, что палки остаются палками, а поэтому иллюзия была предназначена для людей, чтобы те увидели в палках змей. Когда же Муса (а.с.) бросил свой посох, и колдуны увидели, что посох превращается в настоящую живую змею, тем более, когда та стала пожирать их палки, то истина была доказана для них окончательно. Они поняли, что сделанное Мусой (а.с.) не является колдовством, т.к. колдовство не меняет истины вещей. Колдуны поняли, что увиденное ими — не колдовство, а правда от Господа миров, как и заявлял Муса (а.с.), после чего они сами уверовали, и их вера была удивительной.

К примеру, будь у тебя стул, и пришёл к тебе человек, встал на расстояние от него и сказал: «Сейчас я начну производить заклятия, говорить слова и делать действия, находясь на расстоянии от стула, после чего ты увидишь, что стул станет подушкой», — потом произнёс слова, в которых есть фразы неверия, отчего пред тобой возникла иллюзия, что стул будто бы преобразился в подушку, на самом деле оставаясь стулом, то знай, что если ты притронешься к стулу, то не обнаружишь подушки, а обнаружишь только стул. Если этот человек провёл такое действие без того, чтобы предмет изменился в действительности, зачитывал заклинания, в которых звучат слова неверия, но предметы остались теми, что и были, то значит, он навёл иллюзию, а сам он — колдун и неверный.

Что же касается обманчивых фокусов, как, например, если кто-то взял салфетку и птицу и положил их вместе, потом приступил к определённым жестикуляциям и спрятал птицу, показав тебе только салфетку, а потом сказал тебе, что сейчас превратит эту салфетку в птицу, произнёс какие-то слова и показал тебе настоящую птицу вместо салфетки, то это не считается колдовством, а считается фокусом, потому что птица была у него на самом деле в руках, которую он во время фокуса спрятал, а потом показал. Другими словами, у него была и салфетка, и птица. Сначала он спрятал от тебя птицу и показал салфетку, а потом спрятал салфетку и показал тебе птицу. И птица, и салфетка были у него в руках, а то, что он сделал, считается обманным фокусом. Или, например, фокус с коробкой, под которой находится вторая скрытая коробка, которую ты не видишь. Заходит человек в первую коробку у тебя на глазах, после чего эту коробку распиливают на две части, а в итоге из неё выходит тот же человек абсолютно живой. Всё потому, что когда он залазит в коробку, то опускается в скрытый отдел видимой части коробки, которую и распиливают на две части, а сам человек выходит здоровым без всяких повреждений. Это — не колдовство, а обман во время фокуса. Если человек залез в коробку со скрытым дном, а потом вылез из неё, или если у коробки было несколько частей, и человек залез в одну из них, а отрезана была другая, то это — не колдовство, а обманный фокус.

Что же касается заклинателей и шарлатанов, то они не в состоянии навести иллюзии, и скрыть тем самым истину, равно как и не могут заниматься обманом людей при помощи фокусов, заявляя при этом о том, что они знают сокровенное, читая в книге или видя это в чаше, или несут ересь, мол, они умеют разговаривать с джиннами или способны на подобные заклинания, то это называется не колдовством, а манипуляцией и шарлатанством, за которое такой человек заслуживает физическое наказание (таазир), и это наказание растёт согласно размеру причинённого этим человеком вреда.

Колдовство в том смысле, о котором я сказал ранее, т.е. когда человек, произнося слова неверия, совершает заклинания (и делает так, что ты видишь то, чего на самом деле нет, так что истинная суть предметов не меняется, а перед тобой возникает лишь иллюзия) — такой вид колдовства сегодня по сути исчез, потому что ему нет былой площадки для развития, кроме того, колдуну грозит казнь. Исламское Государство, существовавшее веками, по сути покончило с колдунами... по этим двум причинам: была ликвидирована площадка развития колдовства и было введено наказание за него, так что знание о колдовстве по сути исчезло.

Для сведения, наказание колдуна, использующего слова неверия во время проведения колдовства, отчего он и обвиняется в неверии, — следующее:

В вышеупомянутом тафсире к суре «Аль-Бакара» пишется:

«Наказание колдуна — как было пояснено — приравнивается к наказанию вероотступника, потому как он стал неверным по вышеупомянутому смыслу. Сподвижники Пророка (с.а.с.) казнили колдунов. Пример тому был во времена Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.), когда был казнён колдун при единодушном согласии сподвижников. Умар вынес вердикт без упрёка со стороны кого-либо из сподвижников. Эту историю приводит Ахмад от Суфьяна, от Тарика Джаз ибн Муавии, дяди Ахтафа ибн Кайса, который сказал: «За год до смерти Умара до нас пришёл его указ, гласящий: «Убейте всех колдунов». Возможно, Суфьян говорил, что там было написано: «... и колдуний».

Что касается фокусов, которыми вводят людей в заблуждение, если потом фокусники не объясняют, в чём правда, а также шарлатанства различных шейхов и заклинаний, которые они делают, то за это их наказывают согласно (шариатскому наказанию) «таазир» (физическое наказание) согласно уровню нанесённого ими вреда, когда они вводили людей в заблуждение. Известно, что наказание таазир в Исламе может достигать смертной казни, если уровень преступления настолько серьёзен.

Разница же между казнью колдунов от казни таазир состоит в том, что в первом случае казнят вероотступника, за которым не читается джаназа и которого не хоронят на мусульманском кладбище, а во втором случае казнят мусульманина-грешника, распутника, согласно виду его преступления, которое он совершил, после чего за ним читают джаназа-намаз и хоронят на кладбище мусульман».

Для общей пользы хочу привести некоторые мнения толкователей различных мазхабов в некоторых тафсирах:

Тафсир ибн Касира, т. Саляма (1/371)

وَاتَّبَعُوا مَا تَتْلُو الشَّيَاطِينُ عَلَىٰ مُلْكِ سُلَيْمَانَ ۖ وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَـٰكِنَّ الشَّيَاطِينَ كَفَرُوا يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ

«Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана. Сулейман не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству...» (2:102).

Учёные разошлись во мнении относительно того, кто обучается колдовству и использует его. Абу Ханифа, Малик и Ахмад сказали: «Он совершает неверие». Из числа сторонников мазхаба Абу Ханифы были те, кто сказал: «Если кто-то изучал колдовство, чтобы его избежать или отстраняться от него, то он не совершил неверие, а если изучал, веруя в его дозволенность или для получения пользы из него, то этим он совершил неверие. Также и тот, кто верит, что Шайтан может сделать против него всё, что пожелает, тоже совершает неверие». Шафии, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек изучает колдовство, то мы должны сказать ему: «Опиши своё колдовство». Если он описал его так, что его ответ — это неверие, то он — неверный, а если он не отвечает словам неверия, но он верит, что его колдовство дозволено, то и тогда он — неверный».

Ибн Хубейра сказал: «Казнят ли за сам поступок колдовства и его применение?». Малик и Ахмад сказали: «Да». Шафии и Абу Ханифа сказали: «Нет». Если посредством колдовства был убит человек, то, согласно мнению Малика, Шафии и Ахмада, совершителя колдовства казнят, а согласно Абу Ханифе его не казнят, пока от него не повторится подобное или пока за этим определённым человеком не закрепится подобное. Казнь колдуна-убийцы согласно мнению всех проводится в качестве наказания «Хадд» (пресечение), кроме Шафии, который сказал: «Его казнят «Кисас» (тем же самым, равным воздаянием)».


Тафсир Куртуби: (2/47)

«11 — Учёные разошлись во мнениях о том, каков хукм колдуна-мусульманина и зиммия. Малик считает, что если мусульманин сам начал заниматься колдовством своими словами, то становится неверным, от него не требуют раскаяния и оно не принимается, ибо его рассматривают как еретика (зиндык)... А также потому, что Аллах Всевышний назвал колдовство неверием, сказав:

وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولَا إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلَا تَكْفُرْ

«Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим» (2:102).

Так говорят Ахмад ибн Ханбаль, Абу Сур, Исхак, Шафии и Абу Ханифа.

Колдуна казнят. Об этом передают от Умара, Усмана, Ибн Умара, Хафсы, Абу Мусы, Кайса ибн Саада и от семерых табиинов...

Сказал ибн Араби: «Аллах Всевышний ясно сказал в Своей Книге, что колдун является неверным: «Неверующими были дьяволы» (2:102), — потому что они обучали колдовству. Ангелы Харут и Марут говорят: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим» (2:102), — что подтверждает сказанное».

3. Сглаз и зависть (порча): я отвечал на вопрос по этой теме ранее, поэтому приведу тот свой ответ на заданный Вами вопрос:

«Зависть — это желание, чтобы исчезло благо того, кому завидуют. Сглаз — это нанесение урона глазом. Говорят: «Сглазил человека», — т.е. нанёс урон глазом.

Сглаз и зависть одинаковы в последствиях, которые они оказывают на человека, но различаются в способах своего применения. Так, зависть наносит порчу как тому, кто присутствует, так и тому, кто отсутствует, а сглаз наносит вред только тому, кто присутствует, кого видит глаз. Зависть вбирает в себя сглаз, а поэтому просьба защиты от зависти вбирает в себя просьбу защиты от сглаза, в то время как просьба о защите от сглаза является лишь частичной просьбой защиты от зависти. Аллах Всевышний говорит в Коране:

قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ... وَمِنْ شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ

«Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета... от зла завистника, когда он завидует» (113:1...5).

Эти слова также включают в себя защиту от сглаза, что указывает на красноречие Корана и его чудотворность.

Что же касается вреда, который наносят завистью и сглазом, то эта тема состоит из двух частей:

Первое. Завистник и наводящий сглаз, желающий, чтобы благо покинуло того, кому он завидует и наводит сглаз, является грешником, и наказание его велико. Аллах Всевышний приказал нам прибегать к Его помощи от их зла таким образом, как было описано выше.

Второе. Что касается того, кому завидовали и кого сглазили, то вред, причинённый ему завистью и сглазом, оборачивается болезнью, поражающей человека. Этому вреду можно противодействовать средствами и способами, которые я объясню немного ниже.

Слово «зависть» также имеет метафорическое значение, т.е. когда завидующий желает для себя такого же блага, какое есть у другого, но не желает, чтобы у другого оно пропало. В таком случае нет ничего страшно в том, чтобы, к примеру, при виде человека, изучающего Коран, желать быть таким же, как он, или при виде человека, раздающего милостыню, желать быть как он. Вывел Бухари в своём «Сахихе» от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لاَ حَسَدَ إِلَّا فِي اثْنَتَيْنِ: رَجُلٌ عَلَّمَهُ اللَّهُ القُرْآنَ، فَهُوَ يَتْلُوهُ آنَاءَ اللَّيْلِ، وَآنَاءَ النَّهَارِ، فَسَمِعَهُ جَارٌ لَهُ، فَقَالَ: لَيْتَنِي أُوتِيتُ مِثْلَ مَا أُوتِيَ فُلاَنٌ، فَعَمِلْتُ مِثْلَ مَا يَعْمَلُ، وَرَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ مَالًا فَهُوَ يُهْلِكُهُ فِي الحَقِّ، فَقَالَ رَجُلٌ: لَيْتَنِي أُوتِيتُ مِثْلَ مَا أُوتِيَ فُلاَنٌ، فَعَمِلْتُ مِثْلَ مَا يَعْمَلُ

«Нет зависти, кроме как к двоим: мужчине, которого Аллах обучил Корану, после чего тот читает его ночью и днём, а потом его услышал сосед и сказал: «О если бы мне было дано то, что дано такому-то! Я бы делал то, что делает он!», — а также мужчине, которому Аллах дал имущество, и тот тратит его по праву, на что (иной) мужчина сказал: «О если бы мне было дано то, что было дано такому-то! Я бы делал то, что делает он!».

4. Как бороться со сглазом, завистью и колдовством:

Сглаз и зависть. С ними борются так, как на то указывают шариатские тексты:

а) Приближаться к Аллаху Всевышнему посредством поклонения, молитв, чтения Корана и полагаться на Него должным образом. Сказал Всевышний:

وَنُنَزِّلُ مِنَ الْقُرْآنِ مَا هُوَ شِفَاءٌ وَرَحْمَةٌ لِلْمُؤْمِنِين

«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих» (17:82),

وَمَنْ يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ

«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (65:3).

б) Прибегание к защите Аллаха от зла человека и джинна, просьба Его защиты детям, потомкам и чтение последних двух сур из Корана:

«Посланник Аллаха (с.а.с.) обращался к Аллаху за защитой от сглаза джиннов и людей, но когда были ниспосланы «муаввизатейн» (две последние суры Корана), то он стал читать их и оставил всё иное» (хадис вывели Нисаий, Ибн Маджа, Альбани подтвердил как достоверный).

— Слова:

أَعُوذُ بِكَلِماتِ اللهِ التَّامَّاتِ مِن شَرِّ ما خَلَقَ

«Я прибегаю к защите постоянных слов Аллаха от зла, которое Он сотворил» (вывел Муслим),

بِسْمِ اللهِ الَّذِي لا يَضُرُّ معَ اسْمِهِ شَيْءٌ في الأرضِ ولا في السَّماءِ وَهُوَ السَّمِيعُ العَلِيمُ

«С именем Аллаха, с именем Которого не вредит ничего на земле и на небе! Он — Слышащий, Знающий!» (вывели Абу Дауд и Тирмизи)

— Передаётся от Ибн Аббаса (р.а.), который сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) просил у Аллаха защиты для Хасана и Хусейна, говоря:

إِنَّ أَبَاكُمَا كَانَ يُعَوِّذُ بِهَا إِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ أَعُوذُ بِكَلِمَاتِ اللَّهِ التَّامَّةِ مِنْ كُلِّ شَيْطَانٍ وَهَامَّةٍ وَمِنْ كُلِّ عَيْنٍ لامَّةٍ

«Ваш отец прибегал к защите Аллаха для Исмаила и Исхака такими словами: «Я прибегаю к защите постоянных слов Аллаха от всех шайтанов и беспокойств, и от всех вредящих сглазов» (вывел Бухари).

в) Узаконенное шариатом заклинание в случае, если постигла беда:

— От Абу Саида передаётся, что Джибриль пришёл к Пророку (с.а.с.) и сказал:

يَا مُحَمَّدُ اشْتَكَيْتَ فَقَالَ نَعَمْ قَالَ بِاسْمِ اللَّهِ أَرْقِيكَ مِنْ كُلِّ شَيْءٍ يُؤْذِيكَ مِنْ شَرِّ كُلِّ نَفْسٍ أَوْ عَيْنِ حَاسِدٍ اللَّهُ يَشْفِيكَ بِاسْمِ اللَّهِ أَرْقِيكَ

«О Мухаммад! Ты жаловался?». Он ответил: «Да». Джибриль сказал: «С именем Аллаха! Я заклинаю тебя от всякой вещи, приносящей тебе беду, от зла всякой души или от сглаза завистника! Да исцелит тебя Аллах! С именем Аллаха, я заклинаю тебя!» (передал Муслим).

— От Аиши (р.а.) сообщается:

أَمَرَنِي رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم أَوْ أَمَرَ أَنْ يُسْتَرْقَى مِنْ الْعَيْنِ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал мне или приказал (другому, или группе, или всем) заклинать от сглаза».

В любом случае Защитник — Аллах

وَإِنْ يَمْسَسْكَ اللَّهُ بِضُرٍّ فَلا كَاشِفَ لَهُ إِلَّا هُوَ وَإِنْ يَمْسَسْكَ بِخَيْرٍ فَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِير

«Если Аллах коснётся тебя бедой, то никто не сможет избавить от неё, кроме Него. Если же Он коснётся тебя благом, то ведь Он способен на всякую вещь» (6:17).

Колдовство:

Что касается колдовства, в случае, если оно произошло, то, как было сказано ранее, оно по сути уже исчезло, а то, что имеет место сегодня быть, ближе к шарлатанству и обману, которые ничем не вредят, кроме как тем, что кто-то ими обманывает людей, да убережёт нас Аллах от этого. Заклинаниями против этого будут те же, что и от зависти и сглаза, которые приведены выше, сюда же можно отнести хадис о чтении суры «Бакара». В ней — множество блага, в т.ч. пресечение любого влияния, которое оказывает колдовство, если оно произойдёт... Передал Муслим в своём «Сахихе»:

«Передал мне аль-Хасан ибн Али аль-Хульвани от Абу Тауба, коим являлся Рабиа ибн Нафи, от Муавии, т.е. Ибн Салямы, от Зейда, как он слышал, что Абу Саляма говорил: «Передал мне Абу Умама аль-Бахили, который сказал:

سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَقُولُ اقْرَءُوا الْقُرْآنَ فَإِنَّهُ يَأْتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ شَفِيعًا لِأَصْحَابِهِ اقْرَءُوا الزَّهْرَاوَيْنِ الْبَقَرَةَ وَسُورَةَ آلِ عِمْرَانَ فَإِنَّهُمَا تَأْتِيَانِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ كَأَنَّهُمَا غَمَامَتَانِ أَوْ كَأَنَّهُمَا غَيَايَتَانِ أَوْ كَأَنَّهُمَا فِرْقَانِ مِنْ طَيْرٍ صَوَافَّ تُحَاجَّانِ عَنْ أَصْحَابِهِمَا اقْرَءُوا سُورَةَ الْبَقَرَةِ فَإِنَّ أَخْذَهَا بَرَكَةٌ وَتَرْكَهَا حَسْرَةٌ وَلَا تَسْتَطِيعُهَا الْبَطَلَةُ

«Читайте Коран, ибо, поистине, в День Воскрешения он придёт и будет заступаться за своих (чтецов). Читайте две цветущие (суры): «Аль-Бакара» и «Семья Имрана», потому что в День Воскрешения они явятся, словно два облака, или две тени, или две стаи птиц, выстроившихся рядами, и будут заступаться за читавших их. Читайте суру «Аль-Бакара», ибо чтение её — благодать, а оставление — печаль, и (колдунам) не справиться с ней».

Лучшим заклинанием является вера в Аллаха Всевышнего, вера в то, что Защитник — Аллах.

وَإِنْ يَمْسَسْكَ اللَّهُ بِضُرٍّ فَلا كَاشِفَ لَهُ إِلَّا هُوَ وَإِنْ يَمْسَسْكَ بِخَيْرٍ فَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِير

«Если Аллах коснётся тебя бедой, то никто не сможет избавить от неё, кроме Него. Если же Он коснётся тебя благом, то ведь Он способен на всякую вещь» (6:17).

Под конец хочу сказать, что не является здоровым, когда мусульманина беспокоят подобные вещи, наоборот, они должны толкать его выполнять свои обязанности, приближаться к Аллаху зикрами, молитвами и дополнительными актами поклонения... Ему подобает быть спокойным за то, что Аллах Всевышний защищает его, и за то, что Аллах Всемогущий — вместе со Своим рабом... Достоверно известны слова Посланника Аллаха (с.а.с.):

— Передал Хаким в «Мустадраке» от Абу Дарды (р.а.), который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّ اللَّهَ يَقُولُ: أَنَا مَعَ عَبْدِي إِذَا هُوَ ذَكَرَنِي وَتَحَرَّكَتْ بِي شَفَتَاهُ

«Поистине, Аллах говорит: «Я — со Своим рабом, если он Меня упомянул и (поминая) Меня шевелились его губы».

— Вывел Бухари от Абу Хурайры, который сказал: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

إِنَّ اللَّهَ قَالَ: مَنْ عَادَى لِي وَلِيًّا فَقَدْ آذَنْتُهُ بِالحَرْبِ، وَمَا تَقَرَّبَ إِلَيَّ عَبْدِي بِشَيْءٍ أَحَبَّ إِلَيَّ مِمَّا افْتَرَضْتُ عَلَيْهِ، وَمَا يَزَالُ عَبْدِي يَتَقَرَّبُ إِلَيَّ بِالنَّوَافِلِ حَتَّى أُحِبَّهُ، فَإِذَا أَحْبَبْتُهُ: كُنْتُ سَمْعَهُ الَّذِي يَسْمَعُ بِهِ، وَبَصَرَهُ الَّذِي يُبْصِرُ بِهِ، وَيَدَهُ الَّتِي يَبْطِشُ بِهَا، وَرِجْلَهُ الَّتِي يَمْشِي بِهَا، وَإِنْ سَأَلَنِي لَأُعْطِيَنَّهُ، وَلَئِنِ اسْتَعَاذَنِي لَأُعِيذَنَّهُ، وَمَا تَرَدَّدْتُ عَنْ شَيْءٍ أَنَا فَاعِلُهُ تَرَدُّدِي عَنْ نَفْسِ المُؤْمِنِ، يَكْرَهُ المَوْتَ وَأَنَا أَكْرَهُ مَسَاءَتَهُ

«Поистине, Аллах сказал: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (навафиль), пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его».

Этого достаточно, ин ша Аллах.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
19 Шаъбана 1439 г.х.
05.05.2018 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, взятые с его страницы в фейсбуке «Фикх»