14
Вт, авг

Хадис про надругательство над мёртвыми

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

1 — Хадис про надругательство над мёртвыми

2 — Откровенные места (аврат) у наложницы

От Умм Ахмад

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, наш дорогой брат и амир! Да защитит Вас Аллах от ошибок.

Моё внимание обратил на себя хадис во втором томе книги «Исламская личность» в теме «Военная политика» на странице 192 (от ред. — в арабской версии книги). Хадис звучит следующим образом:

أَمَا وَالَّذِي أَحْلِفُ بِهِ إِنْ أَظْفَرَنِيَ اللَّهُ بِهِمْ لَأُمَثِّلَنَّ بِسَبْعِينَ مَكَانَكَ

«Клянусь, если Аллах даст мне победу над ними, я надругаюсь над семьюдесятью из них из-за него!».

Однако при рассмотрении данного хадиса я заметила, что этот хадис является слабым, и никто из учёных не считал его достоверным и не принимал его в качестве аргумента. Насколько мне известно, мы не применяем слабые хадисы. Но в чём причина приведения этого хадиса в качестве доказательства, или существует некое иное понимание применения его в данной теме? Как я поняла, упоминаемое в теме постановление Шариата не было выведено из хадиса, а скорее — из благородного аята:

وَإِنْ عَاقَبْتُمْ فَعَاقِبُوا بِمِثْلِ مَا عُوقِبْتُمْ بِهِ وَلَئِنْ صَبَرْتُمْ لَهُوَ خَيْرٌ لِلصَّابِرِينَ

«Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых» (16:126).

Однако почему автор приводит этот хадис в качестве доказательства? Можете ли Вы пояснить нам? Да вознаградит Аллах Вас благом!

Ещё один вопрос возник у меня в этой книге при изучении позиции Ислама к рабству и порабощению, а именно — относительно аврата (постыдных мест) у наложницы. Не могли бы Вы раскрыть нам его более обширнее, чем в книге. Известно, что учёные разошлись во мнениях в этом вопросе. Не могли бы Вы пояснить наиболее сильное мнение по Вашему усмотрению?

Да вознаградит Вас Аллах благом.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Первое — относительно хадиса: «Клянусь, если Аллах даст мне победу над ними, я надругаюсь над семьюдесятью из них из-за него!», — который упоминается во втором томе книги «Исламская личность».

Тема заданного Вами вопроса рассматривается во втором томе книги «Исламская личность» в следующем порядке:

«Причиной ниспослания этого аята был тот случай, когда многобожники надругались над телами мусульман в день битвы при Ухуде. Они вспороли их животы, отрезали их половые органы и носы. Они надругались над всеми мусульманами, за исключением Ханзалы ибн ар-Рахиба. Посланник Аллаха (с.а.с.), увидев, как они надругались над Хамзой, увидев ужасающий вид вспоротого его живота и отрезанного уха, сказал:

أَمَا وَالَّذِي أَحْلِفُ بِهِ إِنْ أَظْفَرَنِيَ اللَّهُ بِهِمْ لَأُمَثِّلَنَّ بِسَبْعِينَ مَكَانَكَ

«Клянусь, если Аллах даст мне победу над ними, я надругаюсь над семьюдесятью из них из-за него!», — передал ат-Табарани в «Аль-Кабир».

Верно, есть такие, которые посчитали этот хадис слабым по причине упоминания Салиха аль-Марий в цепочке передатчиков этого хадиса. Аль-Хафиз ибн Касир сказал, что цепочка передачи этого хадиса весьма уязвимая (слабая), поскольку в ней присутствует передатчик Салих, который считается незаслуживающим доверия передатчиком среди исламских учёных.

Тем не менее, с другой стороны, можно обратить внимание на следующие моменты:

1 — Известный исламский учёный аль-Хаким вывел в своей книге «Аль-Мустадрак» сообщение, переданное Салихом аль-Марий, а также это сделал Имам ат-Табарани в своей книге «Аль-Кабир». Ниже мы приведём текст передачи сообщения аль-Хакима в книге «Аль-Мустадрак» (том 11, стр. 225):

4882 — Сообщил Абу Бакр ибн Исхак, рассказал Мухаммад ибн Ахмад ибн ан-Надр, рассказал Халид ибн Хаддаш, Салих аль-Марий от Сулеймана ат-Туайма, от Усмана ан-Нахдий, от Абу Хурайры (р.а.), что Пророк Мухаммад (с.а.с.) в день Ухудского сражения увидел, как растерзанное тело убитого Хамзы лежало на земле. И ничто так сильно не расстраивало Пророка Мухаммада (с.а.с.), как увиденное в тот день чудовищное зрелище. Подойдя к телу Хамзы, Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Да смилуется над тобой Аллах! Ты был человеком, укрепляющим родственные узы, совершающим множество добрых дел. Не будет у меня больше такого горя и печали, как сегодня, в день твоей гибели», — а затем он сказал: «Клянусь, если Аллах даст мне победу над ними, я надругаюсь над семьюдесятью из них из-за него». В тот час были ниспосланы следующие аяты Корана:

وَإِنْ عَاقَبْتُمْ فَعَاقِبُوا بِمِثْلِ مَا عُوقِبْتُمْ بِهِ وَلَئِنْ صَبَرْتُمْ لَهُوَ خَيْرٌ لِلصَّابِرِينَ

«Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых» (16:126), —

и до конца суры. Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) отказался от своей клятвы и удержал себя от того, что хотел сделать.

Аль-Хаким проявил молчание в отношении этого хадиса, не посчитал его слабым и не сказал о нём, что он — достоверный. Но, несмотря на это, он упомянул его в своём сборнике достоверных хадисов «Аль-Мустадрак».

2 — Факихи — учёные исламского права — применяли данный хадис в своих книгах:

а) Абу Бакр аш-Шафии в книге «Аль-Фаваид аш-Шахир биль-Гиляният», которую он диктовал своему ученику Абу Талибу Мухаммаду ибн Гиляну:

«232 — Нам рассказал Абу Бакр аш-Шафии в пятничный день в середине месяца аль-Мухаррам в 354 году, что Хамид ибн Мухаммад услышал от Башира ибн аль-Валида, Салиха аль-Марий, от Сулеймана ат-Туайма, от Усмана ан-Нахдий, от Абу Хурайры (р.а.), что Пророк Мухаммад (с.а.с.) в день Ухудского сражения остановился у тела погибшего Хамзы ибн Абдуль-Мутталиба. Перед ним предстало самое ужасное, что он когда-нибудь видел. Увидев, что тело Хамзы было сильно растерзано, Посланник Аллаха (с.а.с.) сильно расстроился и сказал: «Да смилуется над тобой Аллах! Ты был таким, каким я тебя научил. Ты укреплял родственные узы, совершал множество добрых дел. Не будет у меня больше такого горя и печали, как сегодня, в день твоей гибели», — а затем он сказал: «Клянусь, если Аллах даст мне победу над ними, я надругаюсь над семьюдесятью из них из-за него». И тогда ниспустился ангел Джибраил к Пророку Мухаммаду (с.а.с.) с последними аятами суры «Ан-Нахль» (пчёлы):

وَإِنْ عَاقَبْتُمْ فَعَاقِبُوا بِمِثْلِ مَا عُوقِبْتُمْ بِهِ وَلَئِنْ صَبَرْتُمْ لَهُوَ خَيْرٌ لِلصَّابِرِينَ

«Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых» (16:126), —

и до конца суры. Посланник Аллаха (с.а.с.) проявил терпение, вернул свои клятвенные слова назад и удержал себя от того, чего хотел сделать».

б) Абу Мухаммад аль-Ханафий Бадруддин аль-Айни, умерший в 855 году по хиджре, автор книги «Аль-Бинаяту шарх-уль-Хидаяти», упомянул этот хадис от Абу Хурайры по другой цепочке:

«Что касается слов Всевышнего Аллаха: «وَإِنْ عَاقَبْتُمْ» («Если вы подвергните их наказанию»), — то ат-Тахавий, да смилуется над ним Аллах, поведал от Мукассима, от Ибн Аббаса, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) в день гибели Хамзы, да будет доволен им Аллах, пообещал отомстить за погибшего дядю, сказав: «Если я одержу победу над ними», — в другой версии хадиса говорится: «Клянусь, если Аллах даст мне победу над ними, я надругаюсь над семьюдесятью из них из-за него». Затем Всевышний Аллах ниспослал следующие аяты из суры «Ан-Нахль» (пчёлы):

وَإِنْ عَاقَبْتُمْ فَعَاقِبُوا بِمِثْلِ مَا عُوقِبْتُمْ بِهِ وَلَئِنْ صَبَرْتُمْ لَهُوَ خَيْرٌ لِلصَّابِرِينَ

«Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых» (16:126).

Посланник Аллаха (с.а.с.) проявил терпение, вернул свои клятвенные слова назад и удержал себя от того, что хотел совершить. Таким образом, становится очевидным смысл этого аята».

На основании вышеприведённого мы пришли к следующему: «Допускается применение этого хадиса в качестве познания причины ниспослания аята в теме «Военная политика» во втором томе книги «Исламская личность».

Второе: Относительно аврата (откровенных мест) у наложницы:

Прежде чем приступить к ответу, хотел бы сказать, что мне непонятно, почему Вы задаёте такой вопрос в то время, как в сегодняшней реальности не существуют наложницы? Но, как бы там ни было, исламские учёные (факихи) разошлись во мнениях относительно откровенных мест наложницы по отношению к постороннему мужчине. Одни сказали, что их откровенные места — такие же откровенные места, как и у свободной женщины.

Другие решили, что её откровенные места — такие же, как и у мужчины. Третьи, в частности — приверженцы ханафитской школы, посчитали, что у наложницы — такие же откровенные места, как и у женщины перед её махрамами. Каждая группа учёных совершала свой иджтихад и следовала ему. Меня больше убеждает мнение приверженцев ханафитской школы, которые считают, что откровенные места наложницы — такие же, как у свободной женщины перед её махрамами. Об этом мы подробно изложили в книге «Социальная система в Исламе»:

«Это те части тела женщины, которые обычно не украшают. Спереди — от колена до колья на шее, а сзади — от колен до конца спины женщины.Все эти участки тела наложницы являются откровенными местами — авратом. Таким образом, её ноги могут быть открытыми до колен, а также шея, волосы и локти. Остальные части тела, т.е. от колена до колья на шее спереди и от колен до конца спины сзади, запрещено оголять перед посторонними мужчинами. Всё тело наложницы является запретным — авратом — за исключением волос, шеи, локтей и ног до колен».

И нет необходимости вдаваться в подробности доказательств. Халиф примет то шариатское постановление, которое он посчитает наиболее сильным согласно своему иджтихаду. И если халиф примет, что откровенные места наложницы — такие же, как и у свободной женщины, то гражданам Исламского Государства следует придерживаться этого решения. Если он примет, что откровенные места наложницы — такие же, как и у свободной женщины перед её махрамами, которое я считаю наиболее сильным мнением, то нужно будет придерживаться этого решения.

Аллах знает лучше!

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
24 Шавваля 1439 г.х.
08.07.2018 г.


Серия ответов учёного, шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы посетителей его страницы в «Facebook» «Фикхий»