15
Пн, окт

Условие справедливости в выборе халифа

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Адресовано Абдулькариму

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Одним из условий халифа является справедливость. Для подобного суждения мы прибегаем к кыясу; можно ли вместо этого использовать в качестве доказательства нижеприведённый аят:

وَإِذا حَكَمتُم بَينَ النّاسِ أَن تَحكُموا بِالعَدلِ

«Когда вы судите среди людей, то судите по справедливости» (4:68)?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Ваш вопрос связан с одним из условий заключения присяги халифу, изложенных в нашей книге «Госаппараты Халифата», где приходит следующее: «Пятое: халиф должен быть справедливым и не может быть нечестивым. Справедливость является необходимым условием для заключения баята на Халифат и для дальнейшего пребывания халифа в этой должности. Относительно свидетеля Всевышний Аллах поставил условие, что он должен быть справедливым. Всевышний Аллах сказал:

وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِّنكُمْ

«И возьмите свидетельство двух справедливых мужчин из вас» (65:2).

Тем более халиф, роль которого находится выше свидетеля, должен быть справедливым, так как наличие справедливости как условия для свидетеля тем более касается и халифа».

Как Вы видите, в данном случае речь идёт о таком качестве халифа, как справедливость, которым он должен обладать. Т.е. смысл не сводится к тому, что он выносит справедливое решение или разрешает спор между двумя конфликтующими сторонами по справедливости. Иной раз и неверующий может рассудить стороны по справедливости, тем не менее, он не может обладать качеством справедливости. Поэтому правильным посылом на доказательство будет считаться то, что мы упомянули выше — справедливость как обязательное условие для свидетеля и тем более для халифа.

Таким образом, необходимо, чтобы халиф обладал таким качеством, как справедливость, был справедливым, правил по справедливости. Что же касается доказательства этого условия, то оно возвращается к справедливости свидетеля, откуда халиф тем более должен обладать этим качеством. А если халиф обладает таким качеством, то и его власть, правление будут характеризоваться справедливостью.

В случае, если ссылаться на приведённый в вопросе благородный аят в качестве доказательства, то он больше говорит о принимаемом справедливом решении, что порой может осуществить и неверный. Однако способность рассудить конфликтующие стороны по справедливости не означает, что неверный обладает таким качеством, как справедливость. Отсюда следует, что приводить доказательство, ссылаясь на наш довод, более правильно.

Следует отметить, что слово «хакяма» в арабском языке применимо к смыслу «выносить решение»; это с точки зрения языка как такового (хакика лугавия), о чём говорят такие словари, как «Камус аль-Мухит» и «Лисан аль-Араб».

Однако во времена Пророка (с.а.с.) и праведных халифов данное слово стало термином, который несёт в себе смысл власти, и это называется «использование слова в традиции людей» (хакика урфия).

Отсюда следует, что с точки зрения арабского языка слово «хакяма» означает «выносить решение», что называется хакика лугавия, а как термин, который стал распространён среди людей (хакика урфия), это слово означает «власть».

Аллах знает лучше.

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
2 Зуль-каъда 1439 г.х.
15.07.2018 г.


Серия ответов учёного, амира Хизб ут-Тахрир, шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в «Facebook»