25
Вт, сен

Фард и Ваджиб

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Адресовано Абдуллаху Абу Муфиду

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

В книге «Система Ислама» упоминается, что «фард» — это действие, за исполнение которого предписано вознаграждение, а за неисполнение — наказание. Однако в третьем томе «Исламской личности» говорится, что это — действие, ведущее к наказанию за неисполнение, и при этом не упомянуто о вознаграждении для исполнителя. Скажите, какое из этих определений будет табанни (принятое)?

Да благословит Вас Аллах!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Для начала стоит отметить, что нет разницы между упомянутым в «Системе Ислама» и в третьем томе «Исламской личности», если не затрагивать контекст рассмотрения. Рассмотрение слова «фард/ваджиб» в «Системе Ислама» приближено к общему определению, т.е. не ограничивается только рассмотрением довода (къарины) категоричности (аль-джазм) на исполнение или оставление действия. Это ясно прослеживается в самой книге:

«Таким образом, человек, исполняющий поступки, относящиеся к категории фард и ваджиб, заслуживает похвалы, а воздерживающийся от совершения этих обязательных поступков заслуживает порицания. Другими словами, человек, который оставляет выполнение поступка, который решительно требуется выполнить, заслуживает наказания. Человек же, который выполняет запрещённое действие, заслуживает порицания, а отказывающийся от запретного действия заслуживает похвалы, или, иными словами, человек, выполняющий запретные поступки, заслуживает наказания».

«Порицание и похвала» упоминаются в общем определении «фарда», а затем упомянут довод (къарина) на категоричность (аль-джазм) в пользу фарда: «Человек, который оставляет выполнение поступка, который решительно требуется выполнить, заслуживает наказания». Но о похвале ничего не говорится, поскольку сама по себе похвала не подразумевает, что действие — фард, ведь может подразумеваться и мандуб. А вот упоминание наказания за неисполнение уже указывает на то, что действие несёт в себе категоричность. То же самое касается довода (къарины) на категоричность для «харама», как приведено в книге: «Человек, выполняющий запретные поступки, заслуживает наказания».

Что касается определения в третьем томе «Исламской личности», то оно несёт характер рассмотрения вопроса в рамках усуль-фикха, фокусируя внимание на доводе (къарине) категоричности (аль-джазм), а не на общем определении. В третьем томе «Исламской личности» сказано:

«Обязательным — ваджиб или фард — является то действие, за умышленное невыполнение которого человек заслуживает порицание. Под порицанием человека, который умышленно не исполняет это предписание, имеется в виду порицание, которое приводится в Коране, Сунне и Иджма Сахаба. В данном случае речь не идёт о порицании со стороны людей за отказ от выполнения действия, ибо суть заключается в порицании со стороны Шариата... Если обращение Законодателя касается категоричного требования воздержаться, значит, речь идёт о запрете, т.е. хараме или махзуре. Согласно исламской терминологии, харам — это действие, совершитель которого заслуживает порицания».

Тут виден акцент на доводе (къарине) категоричности с упоминанием порицания, а не похвалы. Причина в том, что в данном случае порицание указывает на харам, ведь порицание служит в пользу категоричности. Таким же образом порицание за неисполнение действия указывает на то, что этот поступок — фард. И, как Вы видите, тут нет упоминания о похвале, потому что похвала не говорит в пользу категоричности, так как похвалы заслуживает не только тот, кто совершает фард, но и тот, кто совершает мандуб.

Вывод заключается в том, что в «Системе Ислама» определение приведено в более общем и широком выражении:

«Таким образом, человек, исполняющий поступки, относящиеся к категории фард и ваджиб, заслуживает похвалы, а воздерживающийся от совершения этих обязательных поступков заслуживает порицания. Другими словами, человек, который оставляет выполнение поступка, который решительно требуется выполнить, заслуживает наказания. Человек же, который выполняет запрещённое действие, заслуживает порицания, а отказывающийся от запретного действия заслуживает похвалы, или, иными словами, человек, выполняющий запретные поступки, заслуживает наказания».

А в третьем томе «Исламской личности» внимание акцентировано на доводе категоричности: «Обязательным — ваджиб или фард — является то действие, за умышленное невыполнение которого человек заслуживает порицание. Под порицанием человека, который умышленно не исполняет это предписание, имеется в виду порицание, которое приводится в Коране, Сунне и Иджма Сахаба. В данном случае речь не идёт о порицании со стороны людей за отказ от выполнения действия, ибо суть заключается в порицании со стороны Шариата... Если обращение Законодателя касается категоричного требования воздержаться, значит, речь идёт о запрете, т.е. хараме или махзуре. Согласно исламской терминологии, харам — это действие, совершитель которого заслуживает порицания».

Надеюсь, что этого разъяснения достаточно для ответа на поставленный вопрос.

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
27 Зуль-каъда 1439 г.х.
09.08.2018 г.

Серия ответов учёного, амира Хизб ут-Тахрир, шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в «Facebook». Ответ на вопрос по фикху: