09
Вс, дек

К могилам должно проявляться уважение. Не дозволяется их выкапывать или сидеть на них

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

От Хасана Мухаммада

Вопрос:

Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение! Да хранит Вас Аллах, наш амир и шейх! Пусть Аллах окажет Вам помощь и даст победу!

Дорогой наш шейх, к Вам срочный вопрос, если позволите, который требует ответа, дабы мы знали, как поступить в данной ситуации, которая, как нас оповестили, должна произойти...

Ситуация следующая: есть проект по строительству солнечных батарей на сваях, и в результате кризиса с электроэнергией, от которого страдает город Ятта в провинции Хеврон, люди хотят реализовать этот проект. Но проблема, по поводу которой я обращаюсь, заключается в том, что батареи хотят установить поверх площади земли в 15 дунам (1,5 га), на которой расположено кладбище — как старые, так и новые могилы. Дозволено ли установить эти батареи на сваях, как на самих могилах, так и рядом с ними, чтобы батареи располагались сверху над могилами?

Пусть Аллах воздаст Вам благом!

Ответ:

И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение!

Посланник Аллаха (с.а.с.) пояснил нам, что к могилам должно быть проявлено уважение, их нельзя выкапывать или сидеть на них, а также вести над ними всякую работу, которая их задевает и нарушает уважение к ним. Доказательства тому — следующие:

1. Вывел Абу Дауд от Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

كَسْرُ عَظْمِ الْمَيِّتِ كَكَسْرِهِ حَيّاً

«Сломать кость мёртвого — то же самое, что сломать живого».

В книге «Ауну Мабуд» — шархе к «Сунан» Абу Дауда — пишется следующее: «Поясняя причину хадиса, Суюти сказал, что передаётся от Джабира (р.а.): «Мы пошли вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.) на джаназа, Пророк (с.а.с.) сел на краю могилы, и мы сели вместе с ним. Когда могильщик вытащил старую кость или предплечье и пошёл ломать её, Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لَا تَكْسِرْهَا فَإِنَّ كَسْرَكَ إِيَّاهُ مَيِّتاً كَكَسْرِكَ إِيَّاهُ حَيّاً وَلَكِنْ دُسَّهُ فِي جَانِبِ الْقَبْرِ

«Не ломай её. Сломать её мёртвой — то же самое, что сломать живой. Всунь её рядом с могилой».

Это значит, что если там находилась кость, то к ней нужно отнестись бережно и оставить в земле.

Соответственно, раскапывать могилы мусульман не дозволено, пока кости не распадутся в прах, после чего разрешается возделывать эти земли, возводить на них постройки и вести прочую дозволенную деятельность. Если кости ещё присутствуют, то могилы нельзя раскапывать, нельзя возводить на них дома и вести на них прочие работы, кроме как в частных случаях, связанных с самим покойником и т.п., как об этом поясняется в текстах. Касательно же того, сколько времени требуется для определения распада останков до состояния праха, то это нужно спрашивать у специалистов, знающих специфику местных почв.

2. Все учёные фикха единогласны в том, что садиться на могилу для испражнения нужды не дозволено, но нет единого мнения в том, когда человек садится для чего-то иного... В Кувейтской энциклопедии по фикху пишется:

«Ханафиты, шафииты и ханбалиты сказали, что садиться на могилы макрух согласно переданному Абу Марсудом аль-Ганави, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لاَ تَجْلِسُوا عَلَى الْقُبُورِ وَلاَ تُصَلُّوا إِلَيْهَا

«Не садитесь на могилы и не обращайтесь с мольбами к ним».

От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لأَنْ يَجْلِسَ أَحَدُكُمْ عَلَى جَمْرَةٍ فَتُحْرِقَ ثِيَابَهُ فَتَخْلُصَ إِلَى جِلْدِهِ خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَنْ يَجْلِسَ عَلَى قَبْرٍ

«Если кто-то из вас сядет на горящий уголь так, что тот прожжёт его одежду и дойдёт до кожи, то это будет лучше для него, чем сесть на могилу».

По этому поводу ханафиты и шафииты сказали: «Если человек захочет посетить могилы, то пусть сядет подальше или рядом согласно степени отношений с покойником при его жизни». Высказывание шафиитов гласит: «Тому, кто навещает могилу, следует приблизиться к ней не больше, чем он приближался при визите к покойнику, когда тот был ещё жив».

Тахави передаёт от ханафитов, относя высказывание к Абу Ханифе, Абу Юсуфу и Мухаммаду, о дозволенности сидеть на могиле. К этому мнению также склоняются и маликиты согласно тому, что передаётся от Али (р.а.), который клал голову на могилу и сидел на ней. Тафави сказал: «Нет абсолютно никакого макруха в том, чтобы сесть для чтения (Корана)».

3. Поэтому, если люди хотят построить солнечные батареи на сваях поверх земли площадью в 15 дунамов, где находится кладбище, как новые, так и старые могилы, то пусть обратят внимание на следующее:

Могут ли эти сваи быть установлены и батареи эксплуатируемы без того, чтобы наступать на могилы, повредить их, раскопать, вырвать часть костей на поверхность, в особенности, что касается старых могил? Я от такого отстраняюсь... Если же Вы скажете: «Мы гарантируем, что не наступим ни на какую могилу, ни одна свая не войдёт ни в одну могилу на новом кладбище», — то эти слова ещё можно оправдать, ибо новые могилы видны наглядным образом и отдалиться от них возможно... Но если на старом кладбище нельзя определить, где именно границы могил, то как они гарантируют, что не пройдутся по ним сверху и т.д.?

Согласно этому, во избежание харама или, как минимум, макруха, отстранитесь от кладбищ и найдите другое место... Аллах более Знающий и Мудрый.


Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта
11 Рабиъ уль-авваль 1440 г.х.
19.11.2018 г.


Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» «Фикх»