22
Вт, янв

Хадисы Пророка (с.а.с.), которые запрещают две сделки в одном соглашении

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Адресовано Jaber Thawabta‎‏

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи!

Вопрос касательно соглашения:

Мы планируем арендовать землю (с целью добычи камня) за фиксированную сумму, в случае же, если камень окажется некачественным — перевести форму оплаты аренды от фиксированной к проценту от продажи камня. Дозволен ли подобный вид сделки, потому что в одном договоре присутствует два вида договоров? Просьба дать ответ в кратчайшие сроки.

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Дорогой брат, включение одного договора в другой при наличии обусловленности недопустимо. Вы говорите, что первый договор — об аренде, и он обусловлен тем, что если камень выходит некачественным, то соглашение из аренды переходит в торговлю, откуда оплата за землю производится в процентном отношении от продажи камня. Всё же Ваш вопрос остаётся неясным, поскольку Вы не указали, что подразумеваете под выражением «в процентном отношении». Во всяком случае, из содержания вопроса понимается, что речь идёт ещё об одном договоре, который не относится к первому договору аренды.

Если основываться на этом утверждении, то тут можно применить хадисы Пророка (с.а.с.), запрещающие две сделки или соглашения в одном договоре:

— Ат-Тирмизи вывел в своём «Сунане» хадис, переданный от Абу Саламы, что Абу Хурайра (р.а.) сказал:

نَهَى رَسُولُ اللَّهِ عَنْ بَيْعَتَيْنِ فِي بَيْعَةٍ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил совершать два соглашения в одном».

Абу Иса сказал: «Хадис Абу Хурайры — хасан хадис».

— Ахмад вывел в своём «Муснаде» от Абдуррахмана ибн Абдуллаха ибн Масъуда, что его отец сказал:

نَهَى رَسُولُ اللهِ عَنْ صَفْقَتَيْنِ فِي صَفْقَةٍ وَاحِدَةٍ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил заключать две сделки в одной».

Во втором томе «Исламской личности» в главе о купле-продаже в рассрочку говорится следующее:

«Итак, если одна из сторон купли-продажи скажет: «Я продал тебе свой дом за тысячу денежных единиц при условии, что ты продашь мне свой дом за тысячу денежных единиц», — а вторая сторона ответит: «Я согласен», — то это будет одним договором купли-продажи, в котором имело место два договора купли-продажи, что не дозволено Исламом, поскольку Пророк (с.а.с.) запретил заключать два договора купли-продажи в одном договоре и две торговые сделки в одной».

Таким образом, данный договор недействителен. И, как я сказал, мой ответ основан на том, что в вопросе выражение «в процентном отношении» было понято как появление нового договора о купле-продаже камней, а не входило в изначальный договор об аренде. Другими словами, договор об аренде за фиксированную плату переходит в договор, зависящий от объёма продаж добытых камней. Если имелось в виду нечто другое, то перефразируйте, пожалуйста, свой вопрос и задайте его повторно. Пусть Аллах всегда будет с Вами!


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
26 Рабиъ уль-авваль 1440 г.х.
04.12.2018 г.

Серия ответов учёного, амира Хизб ут-Тахрир, шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в «Facebook». Ответ на вопрос по фикху