19
Пт, апр

Последствия вычетов работодателем части заработной платы работника и процентные надбавки к ней

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

от Abdul Basir

Вопрос:

Ассаляму алейкум, шейх! Да хранит Вас Аллах и дарует посредством Вас победу Умме! Амин.

Во многих западных странах есть так называемая «пенсионная система», при которой работник отдаёт определённую часть своей заработной платы в руки компании, в которой сам и работает. В свою очередь, компания так же вкладывает определённую сумму, отдельную от заработной платы, но с учётом пенсионного удержания от работника. При достижении работником определённого возраста компания начинает выплачивать ему пенсию, состоящую из его выплат и выплат компании.

Некоторые компании инвестируют вклады работников в такие вещи, как покупка акций компаний, торгующих алкогольной продукцией, или акции других компаний, в то время как другие компании не делают этого, т.е. не инвестируют вклады сотрудников.

Разъясните пожалуйста, разрешена ли в Исламе такая пенсионная система, ведь многих из нас принуждают к этой системе, т.к. правительство сделало её обязательной.

Надеюсь, мой вопрос ясен.

Заранее джазакумуллаху хайран.

Ответ:

1) Изначально работодатель должен договариваться с работником о том, что его лечение или выплата пенсии (по истечении определённого количества лет) будет осуществляться в обмен на ту часть заработной платы, которая удерживалась работодателем. Если упомянутое было оговорено в самом договоре как условие трудового контракта между работодателем и работником, то это дозволено. Причина в том, что основной договор является договором найма, и это — известное дело, а что касается обязательств работодателя по поводу предоставления лечения работнику или выплаты пенсии, то это будет уже условием, внесённым в трудовой контракт. Дополнительные условия в договорах не запрещаются, если только не существует шариатского текста, гласящего об обратном.

Например, запрещены такие условия, которые дозволяют запретное или запрещают дозволенное. В остальных случаях нет необходимости в наличии текста, который дозволил бы то или иное условие, т.к. текст необходим на запрещение, а не на дозволение. Передаёт Касир ибн Абдуллах ибн Амр ибн Ауф аль-Мазани от своего отца, а он — от своего, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

وَالْمُسْلِمُونَ عَلَى شُرُوطِهِمْ إِلَّا شَرْطًا حَرَّمَ حَلَالًا أَوْ أَحَلَّ حَرَامًا

«Мусульмане стоят на своих условиях, кроме тех, которые запрещают дозволенное или дозволяют запретное» (ат-Тирмизи).

Также смотрите раздел «Нормы относительно положений (вадъ)» в книге «Исламская личность» 3 том, тема «Условие (шарт)». Это с одной стороны.

С другой стороны, то, что даётся работнику после, представляет собой эквивалент удержанной части заработной платы и неких выплат со стороны самой компании. Поэтому работодатель выплачивает работнику из его накопленных денег ту сумму, которую тот пожелает.

2) Если же договор о медицинском лечении или выплате пенсии является отдельным договором, то заключать такой договор запрещено. Другими словами, если какая-то организация заявляет общественности, что готова обеспечить в будущем лечение или выплату пенсии в обмен на выплату ей каждый месяц определённой суммы, то заключение подобного договора будет запретным, т.к. присутствует неясность. И поэтому данного рода договоры будут запрещёнными, т.к. недействительны в своей основе (батыль).

3) Что касается организаций, которые инвестируют деньги в запретные вещи, то здесь всё возвращается к Вашему согласию. Другими словами, давали ли Вы согласие на подобные действия или нет! Вы не должны давать согласия на ростовщические сделки, но если это происходит без Вашего разрешения, т.е. это не Ваш выбор, а является требованием законодательства государства, то на Вас нет греха.

Подводя итоги: Вы являетесь работником, и в соответствии с законодательством работодатель удерживает из Вашей заработной платы некую часть денег, либо делает надбавку, либо инвестирует их куда-то без Вашего согласия, т.е. на основе требований закона государства, а затем, по истечении какого-то периода, Вам начинают выплачивать пенсию или оплачивать лечение, — то в таком случае дозволяется брать эту пенсию или лечиться, потому что всё это делается в обмен на обязательное удержание какой-то части Вашей заработной платы со стороны работодателя.

Таково моё мнение в этом вопросе, а Аллах знает лучше.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
4 Рабиъ уль-ахира 1440 г.х.
11.12.2018 г.

 

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» «Фикх»