22
Пт, фев

Реальность накопления имущества и шариатский хукм относительно этого

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

от Nazia Rehman‎

Вопрос:

Ассаляму алейкум, дорогой шейх, пусть Аллах защитит и почтит Вас Своей милостью!

Не могли бы Вы разъяснить, что значит запретное накопление? Ведь живя во время неопределённости и под капиталистической системой, появились суждение, что необходимо иметь накопления, так как в случае непредвиденных ситуаций, или повышения цен, или вынужденного переселения из-за кризисов денег в достаточном количестве может не оказаться.

Также в некоторых местностях принято откладывать средства на свадьбу детей. Плюс ещё имеется неясность: разрешено ли нам иметь накопления для будущего, или же мы обязаны делать так, чтобы накопления были в обороте? Поэтому учитывая сегодняшнюю реальность и Ваше понимание данного термина, не могли бы Вы внести ясность в этот вопрос?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Для начала приведу выдержки из книги «Экономическая система», глава «Запрет накопления золота и серебра», где говорится и разъясняется о запрете накапливать богатства:

«… Эти большие богатства позволяют своим владельцам иметь возможности сбережения и способствуют приобретению большого дохода. Таким образом, богатство продолжает находиться там, где имеется большое богатство, поскольку богатство привносит богатство, даже если труд играет какую-то роль в приобретении богатства и предоставлении возможностей для использования богатства. Это не представляет собой никакой опасности для экономики, напротив, увеличивает экономическое достояние общества, как и увеличивает богатство индивидуума. Однако опасность исходит от накопления денег у некоторых индивидуумов из числа владельцев больших богатств. Накопление денег уменьшает уровень дохода, распространяет безработицу и ввергает людей в положение бедности.

Поэтому необходимо излечение проблемы накопления денег. Деньги являются средством взаимообмена между товарами, или между товаром и трудом, или между трудом и трудом. Этим самым они выступают мерой для этого взаимообмена, и в случае удержания их от рынка и попадания в руки людей исчезает этот взаимообмен и происходит застой в экономике. Поэтому в зависимости от количества наличия этого средства в руках людей идёт прогресс трудовой деятельности в обществе…

Но следует знать, что вред возникает в результате скопления денег, а не от денежного сбережения. Сбережение не останавливает трудовую деятельность, как это обстоит со скоплением денег. Разница между ними заключается в том, что скопление представляет собой накопление денег без всякой необходимости, что значит удержание денег от рынка, а сбережение — это хранение денег для какой-нибудь необходимости, как, например, собирание денег для строительства дома, или женитьбы, или покупки предприятия и т.д. Такой вид собирания денег не влияет на рынок и на трудовую деятельность, поскольку это не является удержанием имущества от рынка, а напротив, это собрание его для дальнейшего расходования. Это сберегаемое имущество войдёт в кругооборот, когда выставится на расходование. Поэтому опасность исходит от скопления денег, то есть из собирания денег без всякой необходимости сбережения, а не от сбережения.

Ислам разрешил хранение золота и серебра, поскольку это собирание денег для какой-нибудь необходимости. Он разрешил рабам, заключившим договор «Аль-Мукатаба» (договор с рабом об освобождении его за определённый выкуп), зарабатывать и собирать деньги, чтобы выплатить установленную хозяином сумму для выкупа. Он разрешил мужчине собирать деньги, чтобы набрать востребованный женщиной махр, чтобы жениться на ней. Он разрешил собирание денег для совершения хаджа. Ислам не установил на все эти собранные деньги из золота и серебра ничего, кроме закята, если их количество достигло нисаба, и пока не проходит установленный Шариатом год.

Когда был ниспослан аят, запрещающий скопление золота и серебра, они (то есть золото и серебро) служили средством взаимообмена и мерилом усилия в работе и пользы в имуществе, равно были ли они чеканными, как дирхамы и динары, или нечеканными, как слитки. Поэтому запрет направлен на золото и серебро из-за их специфики как средства взаимообмена.

Ислам запретил скопление золота и серебра однозначным аятом Корана. Всевышний Аллах говорит:

وَٱلَّذِينَ يَكۡنِزُونَ ٱلذَّهَبَ وَٱلۡفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ فَبَشِّرۡهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٖ

«Кто скапливает золото и серебро, и не расходует их на пути Аллаха, увещай их мучительным наказанием» (9:34).

Угроза мучительным наказанием тем, кто скапливает золото и серебро, является явным доказательством того, что Законодатель категорически требует воздержания от скопления. Поэтому скопление золота и серебра является запрещённым» (конец цитаты).

Приведённое мною необходимо понимать, т.к. на этом будет строиться мой ответ.

На подобный вопрос мы уже отвечали в ответах на вопросы за 13.01.2014:

«1) Накопление имущества — это его скопление без всякой необходимости. Однако если имеется законная необходимость, как, например, для постройки дома, покупки земли, постройки какого-либо производственного предприятия, для женитьбы, для обучения детей в учебных заведениях, для покупки автомобиля и т.п. вещей, то подобное накопление будет ради необходимости, и оно не будет считаться запретным накоплением. Напротив, это дозволенное откладывание, и если имущество достигает нисаба, то по прошествии лунного года с него выплачивается закят.

А если откладывание происходит ради воображаемых причин, то это будет уже запретным накоплением. Например, человек копит из-за вероятности, что в будущем землетрясение может разрушить его дом, и поэтому он копит имущество для такого случая, или копит имущество, говоря, что это траты на будущие 20 лет.

2) Скапливать средств для обеспечения самого себя и для тех, кого он должен обеспечивать, в том количестве, которого хватит на целый год, является дозволенным делом, и это не будет считаться запретным накоплением. Причина этого заключается в том, что Посланник (с.а.с.) выделял своим жёнам обеспечение на целый год. Приводится от Умара ибн аль-Хаттаба:

كَانَتْ أَمْوَالُ بَنِي النَّضِيرِ مِمَّا أَفَاءَ اللهُ عَلَى رَسُولِهِ مِمَّا لَمْ يُوجِفْ عَلَيْهِ الْمُسْلِمُونَ بِخَيْلٍ وَلَا رِكَابٍ فَكَانَتْ لِلنَّبِيِّ خَاصَّةً فَكَانَ ييُنْفِقُ عَلَى أَهْلِهِ نَفَقَةَ سَنَةٍ وَمَا بَقِيَ يَجْعَلُهُ فِي الْكُرَاعِ وَالسِّلَاحِ عُدَّةً فِي سَبِيلِ اللهِ

«Имущество бану Надир Аллах даровал Своему Посланнику (с.а.с.) без боя. Мусульмане не изнуряли ради его обретения [боевых] лошадей и верблюдов. Оно целиком перешло Пророку (с.а.с.), и из него он расходовал на свою семью, выделяя своим домочадцам годовое обеспечение, а остальное пускал на приобретение лошадей и оружия, готовясь к сражениям на пути Аллаха» (Муслим).

Комментируя этот хадис, имам Навави сказал следующее: «Выделяя своим домочадцам годовое обеспечение», — т.е. отделял им годовое обеспечение. Однако он тратил это ещё до конца года на благие дела, таким образом, год даже не успевал проходить…».

Поэтому копить имущество сроком на один год не является запретным накоплением, и если оно достигло нисаба, то через лунный год с этого нисаба выплачивается закят.

3) Если женщина работает и копит имущество для того, чтобы использовать после замужества, то это не будет считаться запретным накоплением. Точно так же, если у неё появятся дети и она станет копить имущество для дальнейшего их образования, или для необходимых вещей, то всё это не будет считаться запретным накоплением. И с этого имущества нужно выплачивать закят, если оно достигло нисаба и миновал лунный год.

4) У мужчины такое же положение: ему дозволено копить имущество, чтобы в дальнейшем жениться. Точно так же, если у него будут дети и он станет копить для дальнейшего их образования, или для необходимых вещей, то всё это не будет считаться запретным накоплением. И с этого имущества нужно выплачивать закят, если оно достигло нисаба и миновал лунный год.

5) Что касается накоплений на всякий случай, например, для будущих разрушительных катаклизмов, которые далеки от того, чтобы произойти, но при этом аргументируется, что они могут разрушить дома и лишить всего имущества, то подобное запрещено. Говоря по-другому, если человек хочет собрать имущество из меры предосторожности для нетипичных ситуаций, то это недопустимо.

6) Решение, которое я вижу тем, кому Аллах открыл двери к достатку для них и для их подопечных в количестве, которого хватит более чем на один год, и нет той нужды, на которую необходимо потратиться, — таким людям необходимо вложить средства в проекты «Halal». Например, в сфере производства, торговли, сельского хозяйства, или распределять в качестве садаки (милостыни), позаботиться о сиротах… Другими словами, пустить на благие дела. Не должно одно имущество оставаться поверх другого, т.е. не тратиться из него. Иначе в таком случае будет применяться закон о запретном накоплении: «Хранить без необходимости тратить». А подобное действие является харамом.

Надеюсь, мой ответ оказался достаточным.


14 Джумада аль-уля 1440 г.х.
20.01.2019 г.

 

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» «Фикх»