21
Ср, авг

Разница между землёй, относящаяся к частному лицу, и землёй, относящаяся к государству

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Прошу прощения, что отвлекаю Вас, однако хотел задать Вам вопрос: в книге «Экономическая система», автор Такыюддин Набхани, говорится об ушрий и хараджий землях.

Отсюда вопрос: чем отличаются земля, территория и получаемая польза которой относятся к частному лицу, от земли, польза которой принадлежит частному лицу, а территория — государству? Заранее благодарю Вас за ответ!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

В соответствии с законами Шариата земля делится на две категории:

1) ушрий,

2) хараджий.

Обе эти категории могут продаваться, покупаться, дариться, наследоваться от их владельца. Причина этого заключается в том, что они являются реальной собственностью индивида, и в отношении них применимы все законы касательно собственности. Между ними разница только в двух вещах, одна из них касается самой земли, вторая — того, чем обложена земля. Итак:

1) Что касается самой земли. Владелец ушрий земли обладает как территорией, так и пользой от неё, а владелец хараджий земли — только пользой. Следовательно, условием одного из законов является обладание землёй в полном смысле этого слова, чего не скажешь о владельце хараджий земли.

Например, вопрос вакфа: чтобы сделать что-то вакфом, необходимо владеть этим имуществом полностью. Поэтому, если владелец ушрий земли захочет сделать свою землю вакфом, то сможет это сделать в любое время, т.к. он обладает её территорией и пользой. Что касается владельца хараджий земли, то он не сможет этого сделать, т.к. обладает лишь её пользой, не более. Причина этого заключается в том, что территория этой земли принадлежит Байт уль-Маль.

2) Что касается того, чем обложена земля. Так, земли категории ушр обложены ушром, а земли хараджий — хараджем. Разница между ушром и хараджем — следующая:

— Ушр — это то, что взимается с урожая ушрий земель. Другими словами, это — 1/10 часть, взимаемая государством с фактического урожая землевладельца при условии, что земля орошалась дождём, или же 1/20 часть с урожая, если орошалась искусственным путём. Посланник Аллаха(с.а.с.) сказал:

فِيمَا سَقَتِ الْأَنْهَارُ وَالْغَيْمُ الْعُشُورُ وَفِيمَا سُقِيَ بِالسَّانِيَةِ نِصْفُ الْعُشْرِ

«Если растения орошаются дождевой водой и реками, то выплачивается одна десятая часть урожая (ушр), если же они орошаются при помощи рабочих верблюдов, то выплачивается половина одной десятой» (Муслим).

Ушр считается закятом и передаётся в Байт уль-Маль. Расходуется он исключительно в восьми направлениях, которые упомянуты в аяте:

إِنَّمَا ٱلصَّدَقَٰتُ لِلۡفُقَرَآءِ وَٱلۡمَسَٰكِينِ وَٱلۡعَٰمِلِينَ عَلَيۡهَا وَٱلۡمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمۡ وَفِي ٱلرِّقَابِ وَٱلۡغَٰرِمِينَ وَفِي سَبِيلِ ٱللَّهِ وَٱبۡنِ ٱلسَّبِيلِۖ فَرِيضَةٗ مِّنَ ٱللَّهِۗ وَٱللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٞ

«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах Знающий, Мудрый» (9:60).

Ушр берётся лишь с четырёх вещей, как об этом сказал Посланник (с.а.с.). Передали аль-Хаким, Байхакый и ат-Табарани от Абу Мусы и Муаза, что когда Пророк (с.а.с.) отправлял их в Йемен для обучения людей религии, то сказал им следующее:

لَا تَأْخُذَا الصَّدَقَةَ إِلَّا مِنْ هَذِهِ الْأَرْبَعَةِ الْشَّعِيرِ وَالْحِنْطَةِ وَالزَّبِيبِ وِالتَّمْرِ

«Берите пожертвования только с четырёх: ячменя, пшеницы, изюма и фиников».

— Что касается земли харадж. Государство получает от владельца земли определённое количество продукции в качестве налога, который устанавливается предварительно согласно оценке ожидаемого объёма продукции, но не фактического. Это количество продукции, взимаемое в качестве хараджа, определяется таким образом, чтобы не обременять землевладельца и не обделять Байт уль-Маль.

Харадж собирается ежегодно, невзирая на то, сеялась земля или нет, плодородным был год или неурожайным. Абу Йусуф передал в книге «Аль-Харадж» от Амра ибн Маймуна и Хариса ибн Мидраба: «Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) послал Усмана ибн Хунайфа в ас-Савад и повелел ему измерить территорию, а затем наложить на каждый джариб (основная единица измерения площади), обработанный или необработанный, с того, что от него получают, равное дирхаму и кафизу (единица измерения)».

Харадж поступает в Байт уль-Маль по иной статье, нежели закят, и расходуется, как и другие средства, во всех усматриваемых государством направлениях.

Надеюсь, этого было достаточно для понимания.

 

8 Джумада аль-ахира 1440 г.х.
13.02.2019 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» «Фикх»