21
Чт, март

Относительно слов в утреннем азане «ас-саляту хайрун минан-наум»

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Является ли нововведением (бидъа) произнесение предложения «ас-саляту хайрун минан-наум» (молитва лучше сна) во время призыва на утреннюю молитву?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Вопрос касается призыва, который муаззин добавляет в азане на утреннюю молитву, а именно — «ас-саляту хайрун минан-наум». Это не является нововведением, а является сунной, о которой сообщается во многих хадисах:

1 — Вывел Абу Дауд в «Сунане» от Мухаммада ибн Абдуль-Малика ибн Абу Махзура, далее — от его отца, от деда, который попросил Посланника Аллаха (с.а.с.) научить его суннам азана. Пророк (с.а.с.) погладил его по голове и сказал:

تَقُولُ: اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ، تَرْفَعُ بِهَا صَوْتَكَ، ثُمَّ تَقُولُ: أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، تَخْفِضُ بِهَا صَوْتَكَ، ثُمَّ تَرْفَعُ صَوْتَكَ بِالشَّهَادَةِ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ، حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ، حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ، حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ، فَإِنْ كَانَ صَلَاةُ الصُّبْحِ قُلْتَ: الصَّلَاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ، الصَّلَاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ، اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ، لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ

«Тебе следует сказать: «Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик!». И тебе следует сказать эти слова громко. А затем продолжаешь: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха!». Эти слова ты произносишь чуть тише. А затем опять произносишь громко: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Спешите к намазу! Спешите к намазу! Спешите к успеху! Спешите к успеху!». А если это будет утренняя молитва, то говоришь далее: «Молитва лучше сна! Молитва лучше сна! Аллах велик! Аллах велик! Нет божества кроме Аллаха!».

Альбани назвал этот хадис достоверным (сахих). Этот же хадис вывел Ибн Хузайма в своём «Сахихе», но по пути Ибн Джурайджа, который сказал: «Сообщил мне Усман ибн Саиб от матери Абдуль-Малика ибн Абу Махзуры, от Абу Махзуры…». Также хадис вывел Дарукъутний.

2 — В другом риваяте Абу Дауд так же вывел хадис от Ибн Джурайджа:

Сообщается от Хасана ибн Али, что Абу Асим и Абдур-Раззак передали от Ибн Джурайджа, который сказал: сообщил мне Усман ибн Саиб от своего отца и от матери Абдуль-Малика ибн Абу Махзуры тот же хадис со словами:

الصَّلَاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ الصَّلَاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ فِي الْأُولَى مِنَ الصُّبْحِ...

«В первом призыве на утреннюю молитву: «Молитва лучше сна!»…», —

т.е. эти слова произносятся в азане, а не в икамате, поскольку икамат именуется «вторым призывом». Также вывел Бухари сахих хадис, сказав: рассказал нам Абдуллах ибн Язид, который слышал от Кахмаса ибн Хасана, а тот — от Абдуллаха ибн Бурайды, далее — от Абдуллаха ибн Мугъаффаля, что Пророк (с.а.с.) сказал:

بَيْنَ كُلِّ أَذَانَيْنِ صَلَاةٌ بَيْنَ كُلِّ أَذَانَيْنِ صَلَاةٌ ثُمَّ قَالَ فِي الثَّالِثَةِ لِمَنْ شَاءَ

«Между каждыми двумя призывами — молитва, между каждыми двумя призывами — молитва», — добавив на третий раз: «Для тех, кто пожелает».

3 — Насаи приводит в своём «Сунане»: сообщил нам Ибрахим ибн Хасан от Хаджаджа, а тот — от Ибн Джурайджа, далее — от Усмана ибн Саиба, который передал от своего отца и от матери Абдуль-Малика ибн Абу Махзуры, а они — от Абу Махзуры, сказавшего: когда Посланник Аллаха (с.а.с.) вышел из Хунайна… он посадил меня перед собой, погладил по голове, благословил трижды и сказал: «Иди и призови на молитву в Байт аль-Харам». Я спросил: «Как, о Посланник Аллаха?». Тогда он научил меня такому азану:

اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ، حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ، حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ، حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ، الصَّلَاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ، الصَّلَاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ، فِي الأُولَى مِنَ الصُبْحِ...

«Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Спешите к намазу! Спешите к намазу! Спешите к успеху! Спешите к успеху! Молитва лучше сна! Молитва лучше сна! — это предложение произносится в первом призыве на утреннюю молитву…».

Альбани сказал, что этот хадис — сахих. Повторимся, что первый призыв — это азан, а не икамат.

4 — Приводит Байхакый в «Сунан аль-Кубра» отрывок из хадиса Ибн Иджляна, передавшего от Нафиа, а тот — от Умара, который сказал: «В первом призыве после слов «Спешите к намазу! Спешите к успеху!» следует дважды произносить «ас-саляту хайрун минан-наум».

Как мы говорили, «первый призыв» — это азан, следовательно, в икамате не произносится добавка «ас-саляту хайрун минан-наум».

5 — Ибн Хузайма и Дарукъутний сообщают, что Анас сказал: «Является сунной муаззину произносить «ас-саляту хайрун минан-наум» в призыве на утреннюю молитву после слов «хаййа аляль-фалях». Ибн Саййид ан-Нас аль-Яъмури сказал: «Цепочка достоверная».

6 — Приводит Ибн Хиббан в своём «Сахихе»: сообщил нам Фадль ибн Хаббаб аль-Джамхи от Мусаддада ибн Мусархада, а тот — от Хариса ибн Убайда, далее — от Мухаммада ибн Абдуль-Малика ибн Абу Махзуры, далее — от его отца, от деда, который сказал: я попросил Посланника Аллаха (с.а.с.) научить меня азану. Он погладил меня по голове и сказал:

تَقُولُ: اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ، وَرَفَعَ بِهَا صَوْتَهُ، ثُمَّ تَقُولُ: أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، وَاخْفِضْ بِهَا صَوْتَكَ، ثُمَّ تَرْفَعُ صَوْتَكَ بِالشَّهَادَةِ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللَّهِ، مَرَّتَيْنِ، حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ، حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ، حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ، حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ، فَإِنْ كَانَتْ صَلَاةَ الصُّبْحِ قُلْتَ:  الصَّلَاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ، الصَّلَاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ، اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ، لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ

«Тебе следует сказать: «Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик!» И тебе следует сказать эти слова громко. А затем продолжаешь: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха!». Эти слова ты произносишь чуть тише. А затем опять произносишь громко: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха!», — дважды. «Спешите к намазу! Спешите к намазу! Спешите к успеху! Спешите к успеху!». А если это будет утренняя молитва, то говоришь далее: «Молитва лучше сна! Молитва лучше сна! Аллах велик! Аллах велик! Нет божества кроме Аллаха!».

Исходя из этого, произношение слов «ас-саляту хайрун минан-наум» в призыве на утреннюю молитву является сунной. Если возникают сомнения относительно некоторых риваятов, то их достоверность подтверждена некоторыми известными учёными Ислама, и они принимаются многими факихами. Другими словами, предложение «ас-саляту хайрун минан-наум» добавлялось в призыве на утреннюю молитву во времена Посланника Аллаха (с.а.с.), праведных халифов и до наших дней. Это не является нововведением, а наоборот, является сунной, подтверждённой многими достоверными доказательствами.


Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
23 Джумада ас-сани 1440 г.х.
28.02.2019 г.