21
Вс, апр

Шариатский хукм относительно торговой сделки «ас-Салям» и её связи с продажей непостроенных домов

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

от Фарха Фархата

Вопрос:

С именем Аллаха — Милостивого и Милосердного.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Дорогой наш брат, да убережёт Вас Аллах!

Не могли бы Вы дать нам развёрнутый ответ на следующие вопросы:

— Некоторые компании занимаются продажей непостроенных домов, отсюда возникает вопрос: можно ли сказать, что такого рода продажа относится к разделу в торговле под названием «ас-Салям»?

— Дозволяет ли Шариат покупка такого дома?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Вы спрашиваете о двух вещах:

1) Можно ли отнести продажу непостроенных домов к торговой сделке под названием «ас-Салям»? Из Вашего вопроса понимается, что, если это относится к «ас-Салям», то такая сделка будет дозволенной, т.к. «ас-Салям» разрешён Шариатом.

2) Допустимо ли продавать дома до их постройки?

Что касается первого вопроса, то продажа домов до их возведения не относится к торговой сделке «ас-Салям». Причины тому — следующие:

— «Ас-Салям» — «это значит заплатить заранее цену товара, который будет доставлен через некоторое время в течение оговорённого срока. «Ас-Салям» — это один из видов торговой сделки, которая заключается, и для него необходимо наличие тех же условий, что и для обычной торговой сделки». Подобная сделка является дозволенной по Шариату, однако она применяется в отношении вещей, которые измеряются мерой (сосудом, кипой и т.п.), весом и поштучно (исчисляемые вещи). Это разъясняется в книге «Исламская личность», II том:

«Дозволенность «ас-Салям» подтверждается Сунной. От Ибн Аббаса сообщается:

قَدِمَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللّه عَلَيْهِ وسَلَّمَ، الْمَدِينَةَ وَهُمْ يُسْلِفُونَ فِي الثِّمَارِ السَّنَةَ وَالسَّنَتَيْنِ، فَقَالَ: مَنْ أسلَفَ في تَمْرٍ فَلْيُسْلِفْ فِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ، وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ، إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

«Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) прибыл в Медину, среди людей было принято за плоды расплачиваться за год или за два вперёд, и он сказал: «Пусть тот, кто станет платить за финики заранее, платит за известную меру, известный вес и определит заранее срок», — передал Муслим.

От Абдуррахмана ибн Абза и Абдуллаха ибн Убай Авфи сообщается:

كُنَّا نُصِيبُ الْمَغَانِمَ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَكَانَ يَأْتِينَا أَنْبَاطٌ مِنْ أَنْبَاطِ الشَّامِ فَنُسْلِفُهُمْ فِي الْحِنْطَةِ وَالشَّعِيرِ وَالزَّبِيبِ إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى، قَالَ: قُلْتُ أَكَانَ لَهُمْ زَرْعٌ أَوْ لَمْ يَكُنْ لَهُمْ زَرْعٌ؟ قَالَا : مَا كُنَّا نَسْأَلُهُمْ عَنْ ذَلِكَ

«Мы приобретали трофеи вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.), и к нам приходили набатеи Шама, и мы платили им за пшеницу и за изюм заранее и до заранее оговорённого срока. Я спросил о том, был ли у них урожай. Они ответили: «Мы не спрашивали их об этом», — передал Бухари.

В другом риваяте:

إِنَّا كُنَّا نُسْلِفُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَأَبِي بَكْرٍ، وَعُمَرَ فِي الْحِنْطَةِ وَالشَّعِيرِ وَالتَّمْرِ وَالزَّبِيبِ إِلَى قَوْمٍ مَا هُوَ عِنْدَهُمْ

«В эпоху Посланника Аллаха (с.а.с.), Абу Бакра и Умара мы давали оплату за пшеницу, финики и изюм людям, у которых их не было в наличии», — передал Абу Давуд.

Все эти хадисы служат явным доводом на дозволенность «ас-Салям». Однако в каких вещах дозволено платить заранее, а в каких не дозволено — на это ясно указывается в хадисах и иджме (единодушии сподвижников), потому что «ас-Салям» — это продажа того, чего нет в наличии, и того, что не считается собственностью, а в основе это запретно. Текстом исключается вопрос «ас-Салям», и запрет касается других вещей помимо него. Поэтому необходимо для разрешения оплаты за какую-либо вещь заранее, чтобы на неё было отдельное указание. Возвращаясь к текстам, мы видим, что «ас-Салям» дозволена во всех отмеряемых, взвешиваемых и исчисляемых вещах. Что касается дозволенности в отмеряемых и взвешиваемых вещах, то это подтверждается хадисом Ибн Аббаса, что Пророк (с.а.с.) сказал:

مَنْ أسلَفَ في تَمْرٍ فَلْيُسْلِفْ فِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ، وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ، إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

«Пусть тот, кто станет платить за финики заранее, платит известную цену за известный вес и определит заранее срок».

В другой версии этого хадиса от Ибн Аббаса говорится, что Пророк (с.а.с.) сказал:

مَنْ أَسْلَفَ فِي شَيْءٍ فَفِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

«Пусть тот, кто станет платить за что-либо заранее, платит за известную меру, известный вес и определит заранее срок», — передал Бухари.

Это указывает на то, что деньги, которые платятся заранее, должны касаться того, что отмеривается и взвешивается. Что касается всего исчисляемого, то существует иджма (единодушие сподвижников) на дозволенность сделки «ас-Салям» за продукты питания. Эта иджма исходит от Ибн аль-Мунзира. Передаёт Бухари: «Нам рассказал Шуъба: «Мне передал Мухаммад или Абдуллах ибн Аби аль-Маджалид, сказав:

اِخْتَلَفَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ شَدَّادِ بْنِ الْهَادِ وَأَبُو بُرْدَةَ فِي السَّلَفِ، فَبَعَثُونِي إِلَى ابْنِ أَبِي أَوْفَى، رَضِىَ اللهُ عَنْهُ، فَسَأَلْتُهُ فَقَالَ: إِنَّا كُنَّا نُسْلِفُ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَأَبِي بَكْرٍ وَعُمَرَ، فِي الْحِنْطَةِ، وَالشَّعِيرِ وَالزَّبِيبِ، وَالتَّمْرِ

«Между Абдуллахом ибн Шаддадом ибн аль-Хадом и Абу Бурда возникло разногласие касательно «ас-Салаф» (то же самое, что и «ас-Салям»), и они отправили меня к Ибн Абу Авфи (р.а.); я спросил его, и он ответил: «Мы платили заранее за пшеницу, изюм и финики во время Пророка (с.а.с.), Абу Бакра и Умара».

Это указывает на дозволенность сделки «ас-Салям» за продукты питания. Неотъемлемой стороной продуктов питания является то, что они либо находятся в определённом количестве, либо в определённом весе, либо в определённом размере, потому закон о продуктах питания связан именно с этими критериями. Точно так же, как риба аль-Фадль (вид ростовщичества, при котором производится обмен одним и тем же товаром разного качества с надбавкой) запрещена в любых мерах, будь то вес, размер или количество, так же и разрешённость сделки «ас-Салям» с продуктами питания касается любых мер, будь то вес, размер или количество. В хадисе приводится указание на дозволенность «ас-Салям» касательно отмериваемых и взвешиваемых вещей, но не упоминается исчисляемое. А иджма относительно дозволенности «ас-Салям» в продуктах питания вводит и исчисляемое в сделку «ас-Салям».

Является обязательным, чтобы товары, за которые происходит оплата заранее, были точного описания, например, «сирийская пшеница», «иракские финики», «египетский хлопок», «индийский шёлк» и «турецкий инжир». Также надо, чтобы они были точного веса и меры, как саъ Шама, иракский ратль (429 гр.), килограмм и литр. То есть необходимо, чтобы мера и вес были известными и определёнными» (конец цитаты).

Таким образом, сделка «ас-Салям» дозволена только в отмеряемых, взвешиваемых и исчисляемых вещах.

Что касается того, как определить отмеряемые, взвешиваемые и исчисляемые вещи, то здесь необходимо понять сущность вещей, т.е. к какой категории они относятся. В данном случае речь идёт о двух категориях:

1) вещи мисалий (те, что имеют аналог со схожими качествами),

2) вещи кыямий (те, что не имеют аналогов со схожими качествами).

Вещи мисалий — это вещи у которых имеются на рынке аналоги со схожими качествами, без особого отличия. Например, если взять 1 кг пшеницы с определёнными качествами, то она будет схожа с таким же сортом 1 кг пшеницы из другой партии.

Вещи кыямий — это вещи у которых не имеются на рынке аналогов со схожими качествами. Например, дом является кыямий, т.к. каждый дом имеет свою специфику (особые качества) в ряде вещей: место расположения, вид земли, тип постройки и т.п.

Поэтому отмеряемые, взвешиваемые и исчисляемые вещи, такие как финики, пшеница, ячмень, изюм и т.д., относятся к категории мислий. Причина этого заключается в том, что они имеют аналог того же вида, с такими же качествами на рынке, без какой-либо существенной разницы. Во время сделки «ас-Салям» продавец обещает покупателю (через определённый срок) предоставить конкретное количество товара категории мислий (отмеряемые, взвешиваемые и исчисляемые вещи). Также в сделке оговаривается характеристика товара, но без выделения особенностей, т.е. обговаривается вид товара и его качества.

Например, один человек хочет купить у другого тонну такой-то пшеницы, такого-то качества, однако при этом в сделке не должен обговариваться источник происхождения данного товара. То есть не должно обговариваться, на какой земле она (пшеница) должна вырасти, должна она быть куплена или нет, должна она быть получена в подарок или нет, и т.п. вещи. В сделке «ас-Салям» подобные вещи лишены какой-либо значимости в Шариате, единственное, что обговаривается, это характеристика товара (категории мислий) и срок. В книге «Рауда ат-Талибин» имам Навави пишет: «Более правильным будет второй пункт, но более красиво будет сказать: «Мислий — это вещи, измеряемые мерой и весом». Касательно них дозволяется заключать сделку «ас-Салям».

Что касается домов, то в отношении них нельзя заключать сделку «ас-Салям» т.к. они не относятся к категории мислий. Любой дом, который хотят продать до его строительства, будет иметь отличия от других домов, даже если будут обговорены все характеристики и детали. Причина этого заключается в том, что будет разница между ним и другими домами в месторасположении, земле и т.п. вещах. Учитывая это, дом нельзя отнести к вещам категории мислий, а значит, это не относится разделу торговли «ас-Салям».

Следовательно, продажа непостроенных домов не относится к «ас-Салям», и к ней (продаже) неприменимы доказательства раздела «ас-Салям».

Что касается Вашего второго вопроса (допустимо ли продавать дома до их постройки?), то на него мы отвечали 31.03.2016, где говорится:

«… Продажа непостроенных домов в запланированном объёме запрещена, т.к.:

а) Продавать вещь, которой не владеешь, запрещено. На это имеется ряд доказательств. Давайте упомянем некоторые из них:

— Передаётся от Хакима ибн Хазима: «Как-то я пришёл к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал: «Ко мне приходит человек и просит меня продать то, чего нет у меня. Далее я покупаю это для него с рынка, и продаю ему», — на что он (с.а.с.) сказал:

لَا تَبِعْ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ

«Не продавай то, чего у тебя нет в наличии» (ат-Тирмизи).

— Передаётся от Абдуллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لَا يَحِلُّ سَلَفٌ وَبَيْعٌ وَلَا شَرْطَانِ فِي بَيْعٍ وَلَا رِبْحُ مَا لَمْ يُضْمَنْ وَلَا بَيْعُ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ

«Нельзя выдавать заём и продавать в одно и то же время. Не дозволяется два условия в одной сделке и прибыль от того, за что (человек) не несёт ответственности. И не дозволено продавать то, чего нет у тебя» (ат-Тирмизи).

Следовательно, нельзя продавать непостроенные дом или квартиру, т.к. они не являются чьим-либо имуществом, более того, они не существуют вообще.

б) Продажа непостроенных квартир запрещена, ведь товар в лице квартиры не существует. Поэтому для начала квартира должна появиться в виде строения из фундамента, опор, стен, потолков и т.д., т.е. должны быть те вещи, что в норме указывает на пригодность квартиры для сдачи. Именно такому положению вещей мы отдаём предпочтение, ведь это устраняет конфликт, т.к. большинство проблем, связанных с продажей квартир, возникали во время их сдачи.

в) Договоры в Исламе направлены на упразднение противоречий, поэтому та или иная вещь должна быть имуществом торговца, пригодной для передачи в собственность покупателя, без разного рода препятствий. Покупатель же должен соблюдать эти моменты, изучать реальность товара.

Да поможет Всевышний Аллах, Он — лучший из помощников» (конец цитаты).

Надеюсь, что в этом Вы найдёте исчерпывающий ответ.

 

4 Раджаба 1440 г.х.
11.03.2019 г.


Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» «Фикх»