17
Ср, июль

Дозволенность хранения денег для потребности не отменяет обязательности закята

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Несколько лет назад имело место хранение золота, с которого не выплачивался закят. Необходимо ли выплачивать закят за каждый год отдельно, или достаточно выплатить одним разом? Дозволено ли выплачивать закят эквивалентом?

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

1 — Прежде чем ответить на поставленный вопрос, хотелось бы обратить внимание на то, что хранение золота, серебра и денег без потребности считается харамом. Всевышний Аллах говорит:

وَٱلَّذِينَ يَكۡنِزُونَ ٱلذَّهَبَ وَٱلۡفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ فَبَشِّرۡهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٖ ٣٤ يَوۡمَ يُحۡمَىٰ عَلَيۡهَا فِي نَارِ جَهَنَّمَ فَتُكۡوَىٰ بِهَا جِبَاهُهُمۡ وَجُنُوبُهُمۡ وَظُهُورُهُمۡۖ هَٰذَا مَا كَنَزۡتُمۡ لِأَنفُسِكُمۡ فَذُوقُواْ مَا كُنتُمۡ تَكۡنِزُونَ

«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!» (9:34,35).

Вывел Ахмад с сахих иснадом, что Абу Умама сказал:

تُوُفِّيَ رَجُلٌ مِنْ أْهْلِ الصُّفَّةِ، فَوُجِدَ فِي مِئْزَرِهِ دِينَارٌ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) كَيَّةٌ، قَالَ: ثُمَّ تُوُفِّيَ آخَرُ فَوُجِدَ فِي مِئْزَرِهِ دِينَارَانِ فَقَالَ رَسُولُ اللهِ (صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) كَيَّتَانِ

«Однажды умер человек из ахлю ас-суффа (бедные сподвижники Пророка Мухаммада (с.а.с.), которые не имели в Медине пристанища и жили под навесом мединской мечети), и в его одежде нашли динар. На это Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Одно клеймо». Потом умер другой, а у него нашли два динара, на что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Два клейма».

Подобное сообщение вывел Табари от Абу Умамы аль-Бахили. Это означает абсолютный запрет накопления золота и серебра, даже если это — один или два динара, если это на самом деле произошло вследствие хранения денег без намерения израсходовать их на какую-либо потребность. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал это в отношении двух людей, которые жили за счёт милостыни, но у них хранилось золото. Он (с.а.с.) сказал «одно клеймо» и «два клейма», указывая на слова Всевышнего Аллаха «В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины». Это служит доказательством безусловного запрета на накопление золота и серебра, несмотря на то, достиг их объём нисаба закята или нет, выплачен с них закят или нет. Любое бесцельное накопление является запретным.

Что касается накопления для потребности, то это дозволено. В отношении такого накопления не применяются вышеприведённые доказательства. Запретное накопление называется «кянз», а дозволенное — «иддихар». Разница между ними заключается в том, что кянз представляет собой накопление денег без всякой необходимости, т.е. удержание денег от рынка, а иддихар — это хранение денег для какой-нибудь необходимости, как, например, сбережение денег для строительства дома, или женитьбы, или покупки предприятия, или запуск бизнеса и т.д.

2 — Тот, кто копит средства без необходимости в этом, считается грешником. Вместе с этим он обязан выплачивать закят с тех средств, которые он копил бесцельно, потому что запретное накопление (кянз) не снимает обязательности закята. То же самое правило применяется в отношении дозволенного накопления (иддихар). Хотя накопление для потребности и считается дозволенным, однако владельцу необходимо выплачивать закят с этих средств, если размер сбережений достиг нисаба закята и таким образом хранился год по лунному календарю, поскольку дозволенность иддихара не снимает обязательности закята.

3 — Закят необходимо выплачивать по истечении года по лунному календарю. Если размер сбережений (например, золото) достиг нисаба и хранился год, то с них необходимо выплатить закят в размере 2,5% от общей суммы. Выплатив закят по истечении года, мусульманин выполняет свою обязанность. Если же он откладывает выплату закята по истечении положенного срока, то это остаётся его долгом. Каждый год следует делать перерасчёт средств и суммы, необходимой для выплаты закята, поскольку закят — это ежегодная обязанность.

Если кто-то хранил золото, достигшее нисаба, пять лет по лунному календарю, и всё это время не выплачивал с него закят, то по истечении пятого года ему необходимо выплатить закят за каждый из пяти лет. Причина этого заключается в том, что каждый год записывался ему в долг. Поэтому необходимо выплатить закят пять раз, и каждый раз выводить из оставшейся суммы 2,5%. Таким образом, например, во второй год он должен заплатить 2,5% от суммы, оставшейся после выплаты за первый год. Точно так же необходимо поступать с каждым следующим годом.

4 — Что касается выплаты закята в эквиваленте, то это дозволено. Например, выплачивая закят с золота, владелец может давать серебро или деньги на ту же сумму. В книге «Имущество в Государстве Халифат» пишется:

«В Сунне приводится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) и его сподвижники переводили выплаты в эквивалент, чтобы облегчить плательщику. Одним из таких случаев является письмо Пророка (с.а.с.) по поводу джизьи, которое он отправил Муазу в Йемене:

أَنَّ عَلَى كُلِّ حَالِمٍ دِينَارًا أَوْ عِدْلَهُ مِنَ الْمَعَافِرِ

«С каждого зрелого человека — динар или равный ему эквивалент в одежде» (Абу Дауд).

Известно, что Посланник Аллаха (с.а.с.) взимал торговый товар вместо облагаемого налогом предмета. Например, вместо золота он взял одежду. Об этом говорится в его письме жителям Наджрана:

أَنَّ عَلَيْهِمْ أَلْفَيْ حُلَّةٍ فِي كُلِّ عَامٍ، أَوْ عَدْلَهَا مِنَ الأَوَاقِيِّ

«Ежегодно они обязаны выплачивать две тысячи предметов одежды или равный этому эквивалент в окиях (мера веса, равная 12 дирхамам или 37,44 грамма)» (Абу Убайд).

Выдающийся мусульманский факих Ибн Кудама в своей книге «Аль-Мугни» приводит: «В качестве джизьи вместо золота и серебра Умар Ибн аль-Хаттаб (р.а.) брал верблюдов, а Али ибн Абу Талиб — иглы, спицы, нитки и верёвки».

В той же книге пишется:

«Закят за золото можно выплатить в золоте, в обеспеченной и частично обеспеченной валюте. Закят за серебро можно выплатить в серебре, в обеспеченной и частично обеспеченной валюте. Точно так же закят за золото можно выплатить в серебре и в фидуциарной валюте, как и закят за серебро можно заплатить в золоте и фидуциарной валюте, поскольку все они являются валютами и средствами расчёта. Следовательно, одни валюты могут заменять другие при выплате закята из-за того, что цель достигается в любом случае. В главе «Закят с зерновых и плодовых культур» были упомянуты доказательства, позволяющие взимать закят в отличном виде имущества или денег вместо того вида имущества, за которое происходит выплата закята».

Из вышеприведённого ясно, что закят за золото можно выплатить в той же сумме серебром или деньгами согласно рыночной стоимости во время выплаты.


Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
1 Рамадана 1440 г.х.
06.05.2019 г.