17
Пн, июнь

Мнения факихов касательно возмещения поста (када)

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

от Ig Purwantama

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Дорогой наш шейх, я бы хотел узнать хукм Аллаха касательно пропущенного поста, чтобы моё сердце нашло успокоение.

В своё время я намеренно не держал пост в месяц Рамадан, не имея на то шариатской причины (узр). Однако, хвала Аллаху, Он смиловался надо мной, и я покаялся перед Ним за это.

Хотел узнать порядок восполнения того, что было упущено мною из поста. Лежит ли на мне фидья (искупление в виде выплаты за каждый пропущенный день поста) за каждый год, или же мне достаточно лишь продержать пропущенные дни?
Не могли бы Вы ответить на эти вопросы?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Дорогой брат, Вы говорите, что намеренно, не имея шариатской причины (узр), оставляли пост в месяц Рамадан, а затем, по прошествии нескольких лет, Аллах наставил Вас на правильный путь, и сейчас Вы поститесь. Сегодня ваша таква (набожность) толкает Вас восполнить пропущенные дни поста, которые Вы пропустили в своё время.

Я воздаю хвалу Аллаху за то, что Он наставил Вас, и, надеюсь, впредь Вы не оставите пост. Судя по Вашим вопросам, у Вас имеется стремление восполнить пропущенные дни поста, так пусть Аллах благословит Вас, примет Ваше покаяние и одарит Вас Своими благами и милостью!

Дорогой брат, мы не делали табанни (принятие ряда решений) в обрядах поклонения. Напротив, мы оставили это на усмотрение самих мусульман, чтобы они последовали какому-либо мазхабу в вопросах поста, намаза и т.д. Здесь я лишь упомяну для Вас некоторые мнения ряда факихов в восполнения поста (када). К какому мнению Ваше сердце раскроется, и Вы ощутите спокойствие, тому можете последовать:

1) В книге «Нихаяту аль-матлаб фи дираяти аль-мазхаб», автор — шафиитский факих Абдуль-Малик аль-Джувайни (Имам аль-Харамейн) (умер в 478 г.х.), приводится: «Кто пропустил несколько дней поста месяца Рамадан, и он способен восполнить их, тот не может откладывать это до следующего Рамадана. То, что мы говорим, не является мустахабом (желательным), напротив, это является обязательным при наличии возможности, и не должно быть никаких отговорок. Далее, если человек затянул восполнение поста (када) до следующего года без шариатской причины (узр) (т.е. наступил новый месяц Рамадан), то уже наряду с восполнением поста(када) за каждый пропущенный день необходимо выплатить 1 мудд (мера сыпучих тел) еды. Если человек затянул восполнение поста (када) на два года, или более лет, то в отношении вопроса об увеличения размера фидьи имеется два мнения:

1) Фидья не увеличивается, т.е. остаётся 1 мудд, как это происходит, когда человек затянул восполнение поста (када) на один год …

И более правильным среди этих мнений будет то, что фидья увеличивается, т.е. за каждый пропущенный год фидья будет прибавляться в размере 1 мудда. Поэтому, в случае, когда человек затянул с восполнением поста (када) на два года, то за каждый пропущенный день он обязан восполнить как сам день, так и выплатить 2 мудда за каждый день пропущенного поста. (Чем дальше будет затягиваться восполнение, тем больше) будет прибавляться количество мудда. Такова позиция в отношении фидьи».

Это означает, что восполнение постав месяца Рамадан должно быть до наступления следующего Рамадана. Если человек затянет выполнение до следующего Рамадана, то после ему необходимо помимо восполнения также выплатить фидью в размере 1 мудда. Если же человек затянет восполнение на два года, то помимо восполнения пропущенных дней он должен также выплатить по 2 мудда за день.

2) В книге «Кашшаф аль-кина ан мутун аль-икна», автор — ханбалитский факих Мансур ибн Юнус аль-Бахути (умер в 1051 г.х.), приводится: «Кто пропустил пост месяца Рамадана, и при этом не важно, Рамадан был полным или нет (30 дней или меньше) … тот восполняет пропущенные дни поста (када) … Также дозволяется отсрочить восполнение пропущенного поста до следующего Рамадана, без наличия на то шариатской причины (узр) … Если человек отсрочить восполнение поста (када) до следующего Рамадана или до следующих Рамаданов, то он должен будет помимо восполнения поста (када) ещё накормить бедных (мискин) за каждый пропущенный день, как это происходит при каффарате (искупление) за пост. Однако количество фидьи не увеличивается, даже если прошёл не один Рамадан. Причина этого заключается в том, что постоянное затягивание не приводит к увеличению ваджиба, ведь, например, оставление совершение обязательного хаджа на несколько лет не влечёт за собой обязательность совершить его несколько раз».

Это означает, что пропуск поста в месяц Рамадан и затягивание его восполнения до следующего Рамадана влечёт за собой помимо самого восполнения и выплату фидьи.

3) Что касается мазхаба Абу Ханифы, то в нём, сколько бы лет человек ни затягивал с восполнением поста (када), выплата фидьи на него не возлагается. Он должен лишь восполнить пропущенные дни и не более. В книге «Аль-Мабсут», автор — ханафитский факих Сарахси (умер 483 г.х.), приводится: «Тот, на ком лежит восполнение пропущенных дней поста в Рамадан, не восполнил их до наступления следующего Рамадана … Должен лишь восполнить пропущенные дни поста, без добавления фидьи. Таково наше мнение! Что касается мнение Имама Шафии (да смилуется над ним Аллах), то он считал, что наряду с восполнением поста (када) также ложится обязанность накормить одного бедняка (мискин) за каждый пропущенный день … Для нас в качестве аргумента выступают слова Аллаха:

فَعِدَّةٞ مِّنۡ أَيَّامٍ أُخَرَ

«пусть постится столько же дней в другое время» (2:184).

Здесь мы не видим установления какого-либо временного периода. Поэтому установление временного отрезка «от Рамадана до Рамадана» будет добавочным аспектом. Да, мы согласны, что данное поклонение (пост в Рамадан) имеет отведённое время, но восполнения поста (када) не имеет временных ограничений …».

В книге «Бадаи ас-санаи фи тартиб аш-Шараи», автор — ханафитский факих Абу Бакр аль-Касани (умер в 587 г.х.), приводится: «Путь наших товарищей (ханафитов) заключается в том, что обязанность по восполнению поста (када) не ограничена временным отрезком. Ведь как мы уже упомянули, вопрос восполнения поста (када) не имеет какого-либо временного ограничения, в связи с чем остаётся неограничен временем. Поэтому наши товарищи сказали: «Если человек затянет восполнение поста (када) месяца Рамадан настолько, что наступит следующий Рамадан, то на него не будет возложена фидья».

Это означает, что мазхаб Абу Ханифы сделал обязательный восполнение поста (када) без вылечивания фидьи, т.е. восполняются только пропущенные месяца Рамадана.

Как я упомянули в самом начале: «Мы не делали табанни в вопросах поклонения». Поэтому с моей стороны был упомянут ряд мнений мазхабов Абу Ханифы, Шафии и ханбалитского факиха. Поэтому к какому мнению Ваше сердце раскроется, так и поступайте. Пусть Аллах направит Вас к тому, что Он любит и что ведёт к Его довольству!

 

Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
1 Рамадана 1440 г.х.
06.05.2019 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» «Фикх»