07
Сб, дек

Отказ неверного от своей религии

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, наш дорогой шейх! Я хотел бы задать вопрос: каков хукм (решение Ислама) в Исламском Государстве относительно зиммия (немусульманина, живущего в Халифате), например, христианина, который принял иудаизм, или наоборот?

Хотя такой и не называется муртаддом (вероотступником), всё же применяется ли в его отношении закон о вероотступниках? Принимается ли от человека что-либо иное помимо Ислама?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Ранее, отвечая на вопрос, мы уже говорили о том, что хадис:

مَنْ بَدَّلَ دِينَهُ فَاقْتُلُوهُ

«Убейте того, кто отступил от своей религии» (Бухари), —

касается лишь мусульманина, отступившего от Ислама. И что содержание этого хадиса не имеет отношения к неверному, который принял другую религию неверия. Для большей ясности скажу следующее:

1 — Согласно Шариату, муртадд — это тот, кто отступил от Ислама. Всевышний Аллах говорит:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ مَن يَرۡتَدَّ مِنكُمۡ عَن دِينِهِۦ فَسَوۡفَ يَأۡتِي ٱللَّهُ بِقَوۡمٖ يُحِبُّهُمۡ وَيُحِبُّونَهُۥٓ أَذِلَّةٍ عَلَى ٱلۡمُؤۡمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى ٱلۡكَٰفِرِينَ يُجَٰهِدُونَ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ وَلَا يَخَافُونَ لَوۡمَةَ لَآئِمٖۚ ذَٰلِكَ فَضۡلُ ٱللَّهِ يُؤۡتِيهِ مَن يَشَآءُۚ وَٱللَّهُ وَٰسِعٌ عَلِيمٌ

«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (5:54).

Также Аллах говорит:

وَلَا يَزَالُونَ يُقَٰتِلُونَكُمۡ حَتَّىٰ يَرُدُّوكُمۡ عَن دِينِكُمۡ إِنِ ٱسۡتَطَٰعُواْۚ وَمَن يَرۡتَدِدۡ مِنكُمۡ عَن دِينِهِۦ فَيَمُتۡ وَهُوَ كَافِرٞ فَأُوْلَٰٓئِكَ حَبِطَتۡ أَعۡمَٰلُهُمۡ فِي ٱلدُّنۡيَا وَٱلۡأٓخِرَةِۖ وَأُوْلَٰٓئِكَ أَصۡحَٰبُ ٱلنَّارِۖ هُمۡ فِيهَا خَٰلِدُونَ

«Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отступит от своей религии и умрёт неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (2:217).

Следовательно, слово «муртадд» применимо только к мусульманину, отступившему от Ислама.

2 — Говоря о неверном, который оставил свою религию или перешёл в иную религию неверия, то в исламском праве (фикх) они именуются как «мунтакиль». В кувейтской энциклопедии по фикху пишется: «Мунтакиля и муртадда связывает то, что они оба являются отступившими от своей религии людьми, однако муртадд — это человек, отступивший от истинной религии, а мунтакиль — это человек, отступивший от религии неверия и принявший иную религию неверия».

3 — В таком понимании муртадд (оставивший Ислам) по законам Шариата должен быть казнён, если он не вернётся в свою религию после должных наставлений со стороны уполномоченного лица. На такой хукм указывают несколько ясных хадисов:

• Сообщает Икрима от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ بَدَّلَ دِينَهُ فَاقْتُلُوهُ

«Убейте того, кто отступил от своей религии» (Бухари).

• Передаёт Абдуллах, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لَا يَحِلُّ دَمُ امْرِئٍ مُسْلِمٍ يَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَّا بِإِحْدَى ثَلَاثٍ النَّفْسُ بِالنَّفْسِ وَالثَّيِّبُ الزَّانِي وَالْمَارِقُ مِنْ الدِّينِ التَّارِكُ لِلْجَمَاعَةِ

«Проливать кровь мусульманина, который свидетельствует, что нет божества кроме Аллаха и что я — Посланник Аллаха, можно только в трёх случаях: если он убил человека, если он вступил в брак и совершил прелюбодеяние и если он отрёкся от веры и откололся от общины» (Бухари).

В версии Муслима приводится:

لَا يَحِلُّ دَمُ امْرِئٍ مُسْلِمٍ يَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَّا بِإِحْدَى ثَلَاثٍ الثَّيِّبُ الزَّانِي وَالنَّفْسُ بِالنَّفْسِ وَالتَّارِكُ لِدِينِهِ الْمُفَارِقُ لِلْجَمَاعَةِ

«Проливать кровь мусульманина, который свидетельствует, что нет божества кроме Аллаха и что я — Посланник Аллаха, можно только в трёх случаях: если он вступил в брак и совершил прелюбодеяние, если он убил человека и если он отрёкся от веры и отделился от общины».

4 — Вышеприведённые хадисы не касаются мунтакиля (неверного, который перешёл в другую религию неверия или просто отрёкся от своей религии). Следующий хадис «Убейте того, кто отступил от своей религии» не относится к каждому отказавшемуся от своей религии, а касается только отказавшегося от Ислама и перешедшего в иную религию. Такое мнение подтверждается следующими текстами:

• Сказав «если он отрёкся от веры и откололся от общины», Посланника Аллаха (с.а.с.) имел в виду того, кто откололся от общины мусульман, т.е. это мусульманин, отрёкшийся от своей религии.

• Приводит ат-Табарани в книге «Аль-Кабир» от Бахза ибн Хакима, а тот — от своего отца, дальше — от деда, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ بَدَّلَ دِينَهُ فَاقْتُلُوهُ، لا يَقْبَلُ اللَّهُ تَوْبَةَ عَبْدٍ كَفَرَ بَعْدَ إِسْلامِهِ

«Убейте того, кто отступил от своей религии. Аллах не принимает покаяние раба Своего, который впал в неверие после Ислама».

В отношении этого хадиса Хайсуми сказал: «Передатчики хадиса достойны доверия». Как мы видим, вторая часть хадиса поясняет смысл первой части. Поэтому под «кто отступил от своей религии» имеется в виду «который впал в неверие после Ислама».

• Также ат-Табарани приводит в книге «Аль-Кабир» от Муаза ибн Джабаля, что, отправляя его в Йемен, Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

أَيُّمَا رَجُلٍ ارْتَدَّ عَنِ الإِسْلامِ فَادْعُهُ، فَإِنْ تَابَ، فَاقْبَلْ مِنْهُ، وَإِنْ لَمْ يَتُبْ، فَاضْرِبْ عُنُقَهُ

«Какой бы мужчина ни отступил от Ислама, то призови его (к Исламу), и если покается, то прими от него, а если нет, то отруби ему голову».

Ибн Хаджар в книге «Фатх уль-Бари» пишет, что, отправляя Муаза в Йемен, Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему:

أَيُّمَا رَجُلٍ ارْتَدَّ عَنِ الْإِسْلَامِ فَادْعُهُ فَإِنْ عَادَ وَإِلَّا فَاضْرِبْ عُنُقَهُ وَأَيُّمَا امْرَأَةٍ ارْتَدَّتْ عَنِ الْإِسْلَامِ فَادْعُهَا فَإِنْ عَادَتْ وَإِلَّا فَاضْرِبْ عُنُقَهَا

«Какой бы мужчина ни отступил от Ислама, то призови его (к Исламу), и если вернётся, то оставь его, а если нет, то отруби ему голову. И какая бы женщина ни отступила от Ислама, то призови её (к Исламу), и если вернётся, то оставь её, а если нет, то отруби ей голову».

Далее Ибн Хаджар говорит, что цепочка хадиса хорошая (хасан).

Совершенно очевидно, что в этом хадисе речь идёт о мусульманине, который отрёкся от Ислама.

5 — Следовательно, законы о вероотступничестве не применяются к неверному, который перешёл в иную религию неверия или просто отрёкся от своей религии. Поэтому перешедший из иудаизма в христианство или в любую другую религию неверия не наказывается за переход из куфра в куфр. Также он не принуждается к принятию Ислама, если только сам не пожелает принять религию истины. Следует отметить, что если ахлю ль-китаб (люди Писания, т.е. иудей или христианин) перейдёт в иное, нежели эти две религии, например, в зороастризм, или просто отречётся от своей религии, тогда мусульманам не дозволено есть мясо заколотого им животного.

Кроме того, запрещено мусульманину жениться на той, которая перешла из иудаизма или христианства в иную религию неверия. Причиной этого является то, что мусульмане могут есть мясо заколотого неверным животного и жениться на неверной, только если речь идёт об ахлю ль-китаб (иудеях и христианах). Таким образом, если человек оставляет одну из этих двух религий, тогда он перестаёт быть ахлю ль-китаб. Всевышний Аллах говорит:

ٱلۡيَوۡمَ أُحِلَّ لَكُمُ ٱلطَّيِّبَٰتُۖ وَطَعَامُ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ حِلّٞ لَّكُمۡ وَطَعَامُكُمۡ حِلّٞ لَّهُمۡۖ وَٱلۡمُحۡصَنَٰتُ مِنَ ٱلۡمُؤۡمِنَٰتِ وَٱلۡمُحۡصَنَٰتُ مِنَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلۡكِتَٰبَ مِن قَبۡلِكُمۡ إِذَآ ءَاتَيۡتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ مُحۡصِنِينَ غَيۡرَ مُسَٰفِحِينَ وَلَا مُتَّخِذِيٓ أَخۡدَانٖۗ

«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги» (5:5).

6 — Именно такое мнение мы предпочли. Также в этом вопросе имеются другие различные мнения, которые вы легко можете найти в книгах по фикху.

 

Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
15 Рамадана 1440 г.х.
20.05.2019 г.