20
Вс, окт

Приближение срока выплаты долга взамен на сокращение суммы

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Ассаляму алейкум, дорогой шейх!

Я работаю в частной организации, которая удерживает часть моих денег на страхование и пенсионный фонд. Когда я захотел забрать часть удерживаемой суммы, организация поставила условие, что возьмёт себе определённый процент из моих денег. Дозволено ли это по Шариату?

Да вознаградит Вас Аллах.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Как я понял из вопроса, Вы желаете приблизить срок выплаты пенсионных пособий. Другими словами, получить их раньше времени, указанного в трудовом договоре.

По-моему, вопрос касается приближения срока выплаты долга. Например, человек должен выплатить долг другому через два года, будь то частичными выплатами в течение двух лет или разовой выплатой через два года. Но заимодатель говорит должнику: «Верни долг раньше оговорённого времени — а я сокращу сумму». Вы столкнулись с подобным случаем. Организация, в которой Вы работаете, владеет некоторой суммой ваших денег, которую она вернёт, когда Вам исполнится, например, 60 лет. Сейчас Вам, к примеру, 40 лет, и Вы захотели взять часть этой суммы, хотя до оговорённого времени уплаты долга ещё осталось 20 лет.

Таким образом, вопрос касается приближения срока выплаты долга взамен на уменьшение суммы. Например, заимодатель вместо того, чтобы взять обратно через год 1000 у.е., пожелал забрать свой долг сейчас, уменьшив сумму до 900 у.е. Среди факихов есть разногласия по этому вопросу. Мы уже отвечали на подобный вопрос 14 Сафара 1434 года по хиджре (27.12.2012 г.). Я приведу из того ответа часть, которая касается вашего вопроса:

Среди исламских учёных этот вопрос рассматривается во главе «сократи и поторопи», т.е. сократи сумму долга и поторопи вернуть раньше оговорённого времени. По этому вопросу есть несколько мнений:

1 — Некоторые учёные говорят о запретности такой сделки, опираясь на следующие доказательства:

• Приводит аль-Байхакы в книге «Сунан аль-Кубра», что однажды Микдад ибн аль-Асвад попросил некоего человека вернуть долг в сто динаров раньше оговорённого времени, но потом Микдад не сдержался и во время одного из походов сказал должнику: «Верни мне (раньше оговорённого времени) девяносто динаров, и я прощу тебе остальные десять». Тот человек согласился. Затем об этом рассказали Посланнику Аллаха (с.а.с.), который сказал:

أَكَلْتَ رِباً يَا مِقْدَادُ، وَأَطْعَمْتَهُ

«Ты съел риба, о Микдад, и накормил им другого».

Стоит сказать, что имам Ибн Каййим в книге «Игаса аль-ляхфан» пишет, что в иснаде хадиса, приведённого у аль-Байхакы, есть недостатки (даиф).

• Эти учёные говорят, что во времена джахилии люди давали деньги в долг с отсрочкой, обуславливая это увеличением суммы возврата. Другими словами, увеличение суммы происходило взамен на отсрочку. Но Всевышний Аллах запретил такие сделки, сказав:

وَإِن تُبۡتُمۡ فَلَكُمۡ رُءُوسُ أَمۡوَٰلِكُمۡ

«А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал» (2:279).

Они сказали, что уменьшение суммы возврата взамен на приближение срока выплаты так же является запрещённым видом сделки, поскольку происходит компенсация обязательства временем, будь то увеличение или уменьшение.

О запретности сделки «сократи и поторопи» сказало большинство ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов, а также о нежелательности сказали Зайд ибн Сабит, Ибн Умар и часть табиинов.

2 — Другие учёные говорят о дозволенности такой сделки, опираясь на следующие доказательства:

• Сообщается от Ибн Аббаса (р.а.), что когда Посланник Аллаха (с.а.с.) принял решение выселить племя Надыр, они сказали: «Ты приказал выселить нас, но некоторые люди должны нам денег». Он (с.а.с.) сказал:

ضَعُوا وَتَعَجَّلُوا

«Сократите и поторопите» (вывел аль-Хаким в книге «Мустадрак аля ас-сахихайн», добавив, что иснад хадиса сахих, но Бухари и Муслим не привели его).

Стоит отметить, что аз-Захаби в книге «Тахлис» пишет, что аз-Занджи — слабый (даиф), и Абдульазиз не заслуживает доверия. Ибн Каййим пишет в книге «Ахкям ахли зимма»: «Иснад хадиса хасан, а хадис Муслима ибн Халида аз-Занджи не опускается ниже степени хасан».

• Абдуллах ибн Аббас (р.а.) сказал: «Риба — это когда просят отсрочку взамен на прибавку, а не когда торопят взамен на сокращение».

Сообщается, что о дозволенности такой сделки сказали Ибн Аббас, ан-Нахаи, аль-Хасан, Ибн Сирин, Ахмад, часть шафиитов, Ибн Таймия, его ученик Ибн Каййим, из числа ханафитов — Ибн Абидин в книге «Хашия аля ад-Дурр аль-Мухтар».

Мы не принимали табанни в этом вопросе, поэтому Вы можете следовать тому мнению факихов, которое Вас убеждает.

Это часть ответа от 14 Сафара 1434 года по хиджре (27.12.2012 г.)…

Как Вы видите, мы не приняли табанни в этом вопросе, поэтому Вы можете следовать тому мнению, которое Вас убеждает. Первое мнение гласит, что торопить в возврате долга взамен на сокращение суммы является запретной сделкой, поскольку входит в категорию риба. Второе мнение гласит о дозволенности такой сделки.

Просим Аллаха направить Вас к тому, в чём будет благо для Вас в обоих мирах.


Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
8 Зуль-каъда 1440 г.х.
11.07.2019 г.