19
Сб, окт

Принятие определённого мнения (табанни) в Хизбе на примерах законов, связанных с женщиной

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, наш дорогой амир!

Каждый мусульманин стремится быть искренним перед Всевышним Аллахом рабом, послушным Ему в надежде на приобретение Его довольства. Однако требует ли подчинение Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.) подчиняться Хизбу во всех приказах и правовых заключениях — иджтихадах, которые Вы считаете наиболее правильными, несмотря на то, что они отличаются от того, чему я следовал ранее?

Например, вопрос откровенных мест женщины — «аврат» перед близкими ей людьми — «махрам» и другими мусульманками. Известно, что учёные единогласны в том, что откровенными местами её в данном случае является зона от пупка до колен. Аналогичным является вопрос чтения Корана женщиной в дни менструального цикла, который иногда затягивается от привычного срока. Хотелось бы ясности, ибо недопонимание провоцирует путаницу и множество пустых разговоров среди нас, не говоря уже о потере времени. Приношу свои извинения за настойчивость. Прошу Аллаха дать понимание и чистоту сердца!

С уважением, Sondes Ragam.

Ответ:

1 — Вопрос относительно принятия определённого мнения — «табанни» — в Хизбе является предельно ясным с первых дней образования Хизба. В этом вопросе не может быть туманности или неясности. Человек, который решается принять участие в деятельности Хизба, приносит клятву на соблюдение, в словах и поступках, тех мнений и идей, которые Хизб принял для себя, после того, как становится членом Хизба. Согласно этой клятве он обязывается придерживаться тех определённых мнений, которые принял для себя Хизб, т.е. воздерживаться от любого другого мнения, которое противоречит тому, что принял Хизб, и соблюдать в своих словах и поступках то определённое мнение, которое Хизб принял для себя, независимо от того, связаны ли эти мнения с идейными, политическими, правовыми (фикхий) или административными вопросами.

2 — Следовательно, член Хизба не обязан придерживаться того мнения, которое издал Хизб в каждом вопросе. Напротив, ему следует различать между тем, что он должен соблюдать согласно Шариату и административному закону, и тем, что он не обязан соблюдать согласно Шариату и административному закону. Другими словами, он должен спрашивать о том, является ли определённое мнение принятым в Хизбе или нет. Если определённое мнение является принятым, то член Хизба обязан принять это мнение и придерживаться его, поскольку данное мнение стало и его мнением на том основании, что он является составной частью Хизба. Он должен соблюдать это мнение согласно Шариату и административному закону. Однако если определённое мнение не является принятым, то член Хизба не обязан придерживаться этого мнения и поступать в соответствии с ним.

3 — Приведу несколько примеров, приведённых в наших предыдущих ответах:

а) Откровенные места женщины «аврат» перед её родными и другими мусульманками

В книге «Социальная система в Исламе» приводится:

«Мужчине разрешено видеть у женщин, как мусульманок, так и немусульманок, для которых он является махрамом, больше, чем лицо и кисти рук. Он может видеть у них те части тела, которые являются местами украшений, без ограничения определённых из них, т. к. относительно этого имеется шариатский текст в обобщённой форме. Аллах Всевышний сказал:

وَقُل لِّلۡمُؤۡمِنَٰتِ يَغۡضُضۡنَ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِنَّ وَيَحۡفَظۡنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّۖ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوۡ ءَابَآئِهِ نَّ أَوۡ ءَابَآءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوۡ أَبۡنَآئِهِنَّ أَوۡ أَبۡنَآءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوۡ إِخۡوَٰنِهِنَّ أَوۡ بَنِيٓ إِخۡوَٰنِهِنَّ أَوۡ بَنِيٓ أَخَوَٰتِهِنَّ أَوۡ نِسَآئِهِنَّ أَوۡ مَا مَلَكَتۡ أَيۡمَٰنُهُنَّ أَوِ ٱ لتَّٰبِعِينَ غَيۡرِ أُوْلِي ٱ لۡإِرۡبَةِ مِنَ ٱ لرِّجَالِ أَوِ ٱ لطِّفۡلِ ٱ لَّذِينَ لَمۡ يَظۡهَرُواْ عَلَىٰ عَوۡرَٰتِ ٱ لنِّسَآءِۖ

«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин» (24:31).

Все перечисленные в аяте люди могут видеть у женщины её волосы, шею, место браслета, носимого выше локтя, место украшения в форме кольца, носимого на ноге, место ожерелья и другие части её тела, которые считаются местами украшения, т. к. Аллах сказал:

وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ

«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас» (24:31), —

т. е. мест своих украшений лишь перед теми, кто упомянут в Коране, т. к. они могут видеть те части её тела, которые видны у неё в обычной одежде, носимой дома. Шафии передал в своём «Муснаде» (название его книги) от Зайнаб, дочери Абу Саламы:

أَنَّهَا اِرْتَضَعَتْ مِنْ أَسْمَاء امْرَأَة الزُّبَيْر، قَالَتْ فَكُنْتُ أَرَاهُ أَبًا، وَكَانَ يَدْخُلُ عَلَيَّ وَأَنَا أَمْشِطُ رَأْسِي، فَيَأْخُذُ بَعْض قرون رَأْسِي وَيَقُولُ: أَقْبِلِي عَلَيَّ

«что Асма, жена Зубайра, кормила её грудью, и Зайнаб сказала: «Я считала Зубайра отцом. Иногда он заходил ко мне, когда я расчёсывала свои волосы, и, беря меня за голову, он говорил: «Подойди ко мне ближе».

Передаётся, что Абу Суфьян, придя в Медину для обновления Худайбийского договора, зашёл к своей дочери Умму Хабибе, которая была женой Посланника Аллаха (с.а.с.). Когда он вошёл в дом, дочь убрала постель Посланника (с.а.с.), чтобы Абу Суфьян не сел на неё, но сама она не закрылась от него. Она сообщила о случившемся Посланнику (с.а.с.), и он утвердил правильность её поступка и не велел ей закрываться при Абу Суфьяне, т. к. он являлся для неё махрамом, хотя в то время он продолжал оставаться язычником».

В ответе на вопрос «Откровенные места женщины перед другой женщиной» от 13 Раджаба 1434 г.х. (23.05.2013 г.):

Относительно аврата женщины перед женщиной существуют два мнения:

Первое мнение, что аврат женщины перед женщиной — такой же, как и аврат мужчины перед мужчиной, т.е. то, что между пупком и коленями, и некоторые учёные говорят именно так.

Второе мнение, что аврат женщины перед женщиной — это всё её тело за исключением тех мест, которые женщина обычно украшает, а это:

голова, украшающаяся короной (диадемой);

лицо, украшающееся сурьмой;

шея и грудь как место для колье (бусы, цепочки);

уши для серёг;

руки для браслетов;

кисти для колец;

голень для браслета для ног;

стопа для краски.

Всё, что кроме этого, т.е. кроме обычных мест украшений для женщины, считается авратом для женщин, т.е. не только между пупком и коленом…

Доказательством этого мнения являются слова Всевышнего:

وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُولِي الإرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاءِ وَلا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِنْ زِينَتِهِنَّ

«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают» (24:31).

Всем этим людям дозволено смотреть на волосы женщины и её шею, места для браслетов, и голени, верхнюю часть груди (место украшения для колье) и другие, которые считаются местами украшения женщин, т.к. Аллах говорит:

وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ

«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас», —

т.е. мест, на которые надевают украшения.

В аяте упомянуты родственники (махарим) и упомянуты женщины, а потому женщинам дозволено смотреть друг на друга, а именно — на места украшений. Однако остальное, кроме мест украшений, остаётся авратом перед другими женщинами.

Это более сильное (преобладающее в правильности) для нас мнение, опираясь на данное доказательство. Мы говорим «сильное», т.к. существуют учёные, которые говорят о том, что авратом женщины перед другой женщиной является то, что от пупка и до колен.

Приводимое в книге «Социальная система в Исламе» является принятым «мутабанна», как это известно для каждого члена Хизба. Также приводимое в ответе на вопрос является принятым «мутабанна», ибо оно служит пояснением принятого. Поэтому каждый член Хизба обязан принять это принятое нами мнение и оставить своё мнение, которое ранее он утверждал или которого придерживался.

б) Вопрос чтения Корана женщиной в дни менструального цикла

В своём ответе на вопрос за 1 Рабиъ ус-Сани 1436 г.х./21.01.2015 г. мы писали: «В вопросе чтения женщиной Корана в дни менструального цикла существуют различные мнения и подробности среди учёных. Многие учёные говорят о запрете, другие же разрешают это при наличии условий и некоторых подробностей.

Я больше склоняюсь к тому, что женщина в дни менструального цикла не может читать Коран согласно словам Посланника Аллаха (с.а.с.):

لاَ تَقْرَأُ الْحَائِضُ وَلاَ الْجُنُبُ شَيْئًا مِنَ الْقُرْآنِ

«Пусть не читают женщины в дни менструального цикла и в состоянии большого осквернения (джунуб) что-либо из Корана» (ат-Тирмизи).

Если даже относительно этого хадиса и приводится ряд замечаний, всё же многие мусульманские учёные исламского права принимают его. Вместе с тем, приводится достоверный хадис о запрете чтения Корана в состоянии большого осквернения (джунуб). Говоря же о женщине, у которой начался менструальный цикл, то она подобна тому, кто находится в состоянии большого осквернения (джунуб). Вывели Абу Дауд и ан-Насаи (а также имеется похожая передача от Ибн Маджи) от Али (р.а.), который сказал:

كَانَ النَّبِيُّ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، يَخْرُجُ مِنْ الْخَلَاءِ فَيُقْرِئُنَا الْقُرْآنَ، وَيَأْكُلُ مَعَنَا اللَّحْمَ، وَلَمْ يَحْجُبْهُ - أَوْ يَحْجُزْهُ - عَنِ الْقُرْآنِ شَيْءٌ لَيْسَ الْجَنَابَةَ

«Поистине, Посланник Аллаха (с.а.с.) мог, вернувшись с отхожего места, читать нам Коран, кушать с нами мясо, и ничто не мешало ему или не удерживало его от (чтения) Корана, кроме большого осквернения (джунуб)».

Из хадиса понятно, что большое осквернение (джунуб) является препятствием (маниъ) для чтения Корана, т.е. запрещается читать Коран в состоянии большого осквернения (джунуб). Женщина в дни своего менструального цикла аналогична находящемуся в состоянии большого осквернения (джунуб) человеку, и ей не дозволяется читать Коран подобно тому, как ей запрещается читать Коран в состоянии большого осквернения (джунуб)».

Ответы на вопросы, изданные Хизбом, не являются принятыми (мутабанна), за исключением трёх положений:

если они подписаны Хизбом,

если они связаны с принятым (мутабанна), т.е. являются объяснением или комментарием к принятому и т.п.,

если они были направлены Хизбом в определённые регионы для распространения среди членов Хизба.

Об этом подробно изложено в «Аль-Маляф аль-Идарий» (административных правилах Хизба) в разделе «Аль-Мутабанна» (принятые публикации)».

Следовательно, изданный Хизбом ответ на вопрос относительно чтения Корана женщиной в дни менструального цикла не входит ни в одно из вышеупомянутых трёх положений. Это значит, что данный ответ не является принятым Хизбом, и члены Хизба не обязаны придерживаться его в своей жизни, ни по Шариату, ни по административным правилам. В этом вопросе член Хизба может остаться при своём мнении, которое он принял для себя ранее и которого он придерживался прежде.

3 — Таким образом, вопрос обстоит намного проще, чем кажется. От члена Хизба требуется удостовериться в том, является ли мнение, изданное Хизбом, принятым (мутабанна), или нет. Если оно является принятым, то он обязан соблюдать его и оставить любое противоречащее принятому мнение. Если оно не является принятым, то он не обязан соблюдать его и поступать в соответствии с ним. Принятые вопросы являются известными и ясными для каждого члена Хизба. Что касается ответов на вопросы, то, как было упомянуто выше, они не являются принятыми (мутабанна), за исключением трёх оговорённых положений.

4 — Тем не менее, несмотря на то, что изданное Хизбом не является принятым и не обязывает членов Хизба следовать этому изданию, всё же Хизб рекомендует своим приверженцам придерживаться всего того, что издаётся Хизбом. Поскольку все издания Хизба выходят на свет после тщательных и доскональных исследований, изучений, дознаний и приложения максимум усилий.

Надеюсь, теперь прояснился вопрос и поставлена точка в путанице, пустых разговорах и потере времени, о которых Вы упоминали в вопросе.

 

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
18 Зуль-Каъда 1440 г.х.
21.07.2019 г.


Серия ответов шейха, учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, приведённые на его странице в Фейсбуке «Фикх»