25
Вс, авг

Пост в первые десять дней месяца Зуль-хиджа

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Ассаляму алейкум, дорогой шейх!

Мой вопрос связан с постом в первые десять дней месяца Зуль-хиджа. Считается ли этот пост желательным (мустахабб) и входит ли в число благих деяний? Или же это нововведение (бидъа), которое не передавалось от Посланника Аллаха (с.а.с.)? Я читал хадисы по этой теме, и мне показалось, что они противоречат друг другу, можно ли их объединить? Да вознаградит Вас Аллах!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Имеются сообщения о посте в первые девять дней месяца Зуль-хиджа, а также о посте в девятый день. Имеются сообщения о достоинстве благих деяний в первые десять дней месяца Зуль-хиджа. Но также сообщается от Аиши (р.а.), что она не видела Посланника Аллаха (с.а.с.) постящимся в эти десять дней. Ниже мы приведём эти хадисы, а затем объединим их с помощью Аллаха:

Хадисы о посте в первые девять дней месяца Зуль-хиджа.

1 — Пост в первые девять дней месяца Зуль-хиджа, в том числе — в день Арафа:

• Приводит Муслим в книге «Сахих» от Абу Катады, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

ثَلَاثٌ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ وَرَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ فَهَذَا صِيَامُ الدَّهْرِ كُلِّهِ صِيَامُ يَوْمِ عَرَفَةَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ، رَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ وَالسَّنَةَ الَّتِي بَعْدَهُ وَصِيَامُ يَوْمِ عَاشُورَاءَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ

«Три дня поста каждый месяц и пост в Рамадан (из года в год) подобны постоянному посту. И поистине, я надеюсь, что за пост в день Арафа Аллах простит грехи за прошедший и следующий год, поистине, я надеюсь, что за пост в день Ашуры Аллах простит грехи за прошедший год».

• Приводится в книге «Сахих» Муслима, что Абу Катада аль-Ансари сказал:

سُئِلَ عَنْ صَوْمِ يَوْمِ عَرَفَةَ قَالَ يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ وَالْبَاقِيَةَ

«Посланника Аллаха (с.а.с.) спросили о посте в день Арафа, и он сказал: «Он искупит грехи, совершённые в течение минувшего и будущего годов».

• Приводит Ахмад в книге «Муснад» от Хунайда ибн Халида, который сообщил от своей супруги, а та передала от жён Посланника Аллаха (с.а.с.):

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصُومُ تِسْعَ ذِي الْحِجَّةِ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) постился первые девять дней месяца Зуль-хиджа».

Также хадис приводится в книге аль-Байхакы «Шуаб аль-иман» и в книге Абу Дауда «Сунан».

2 — Праведные деяния в первые десять дней месяца Зуль-хиджа:

• Приводит Бухари в книге «Сахих» от Саида ибн Джубайра, далее — от Ибн Аббаса, что Пророк (с.а.с.) сказал:

مَا الْعَمَلُ فِي أَيَّامٍ أَفْضَلَ مِنْهَا فِي هَذِه، قَالُوا‏:‏ وَلَا الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللهِ‏؟ وَلَا الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللهِ إِلَّا رَجُلٌ يَخْرُجُ يُخَاطِرُ بِنَفْسِهِ وَمَالِهِ فَلَمْ يَرْجِعْ بِشَيْءٍ

«Нет дел лучше, чем совершаемые в течение этих (дней)». Люди спросили: «И даже джихад на пути Аллаха?». Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «И даже джихад на пути Аллаха, если только в нём не участвовал человек, рисковавший и собой, и своим имуществом, и не принёсший назад ни того, ни другого».

• Приводится в книге аль-Байхакы «Сунан аль-кубра» от Саида ибн Джубайра, далее — от Ибн Аббаса, что Пророк (с.а.с.) сказал:

مَا الْعَمَلُ فِي أَيَّامٍ أَفْضَلَ مِنْهُ فِي عَشْرِ ذِي الْحِجَّةِ، قَالُوا‏:‏ وَلَا الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللهِ‏؟ وَلَا الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللهِ إِلَّا رَجُلٌ خَرَجَ بِنَفْسِهِ وَمَالِهِ فِي سَبِيلِ اللهِ ثُمَّ لاَ يَرْجِعُ مِنْ ذَلِكَ بِشَيْءٍ

«Нет праведных дел лучше, чем совершённые в первые десять дней месяца Зуль-хиджа». Его спросили: «И даже джихад на пути Аллаха?». Пророк (с.а.с.) ответил: «И даже джихад на пути Аллаха, если только человек не участвовал в нём собой и своим имуществом, а затем не принёс назад ни того, ни другого».

Также хадис приводит Ибн Хиббан в книге «Сахих».

3 — Хадис матери правоверных Аиши (р.а.):

Приводит Муслим в книге «Сахих» от Абу Бакра ибн Абу Шайбы, Абу Курайба и Исхака, которые сообщили от Абу Муавии, далее — от аль-Амаша, далее — от Ибрахима, далее — от аль-Асвада, что Аиша (р.а.) сказала:

مَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم صَائِمًا فِى الْعَشْرِ قَطُّ

«Я никогда не видела Посланника Аллаха (с.а.с.) постящимся в эти десять дней».

Объединение этих хадисов:

Первая часть хадисов показывает, что Посланник Аллаха (с.а.с.) постился первые девять дней месяца Зуль-хиджа, особенно в день Арафа.

Вторые хадисы показывают достоинство праведных дел в первые десять дней месяца Зуль-хиджа.

Хадис Аиши (р.а.) говорит о том, что она не видела Посланника Аллаха (с.а.с.) постящимся в первые десять дней месяца Зуль-хиджа.

В третьем томе книги «Личность» в теме «Сравнение и предпочтение» («Таадуль ва тараджих») в седьмом пункте пишется: «Подтверждающее доказательство предпочитается над отрицающим. Если встретятся два доказательства, одно из которых подтверждает, а другое отрицает, то предпочтение отводится в пользу подтверждающего из-за большего знания передатчика. Это подобно сообщению Биляля о том, что Пророк (с.а.с.) вошёл в дом и совершил намаз, тогда как Усама сказал, что Пророк (с.а.с.) вошёл и не совершил намаз. В этом случае предпочтение отдаётся сообщению Биляля».

Таким образом, подтверждающий текст предпочитается над отрицающим. Хадисы, которые говорят о том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) постился в день Арафа и первые девять дней месяца Зуль-хиджа, предпочитаются над хадисом Аиши (р.а.). Следовательно, пост в первые девять дней месяца Зуль-хиджа, особенно в девятый день Арафа, не является нововведением (бидъа). Наоборот, за этим последует большая награда.

 

Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
25 Зуль-каъда 1440 г.х.
28.07.2019 г.