09
Чт, апр

Относительно правил усуля

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, уважаемый шейх! Прошу ответить на мой вопрос:

В доказательной базе правила усуля «основа во взаимоотношениях — дозволенность» имеют место различные рассмотрения, и часто они приписываются к «подавляющему большинству учёных четырёх мазхабов», в чём ещё следует разобраться.

Поздние учёные очень часто приводят это правило, но мы не нашли указания на него в книгах ранних учёных. Например, учёный усуля Ибн Наджи́м аль-Ханафи (часто это правило приписывается именно ханафитам) приводит только два правила: 1) Основа в вещах — дозволенность, пока не придёт запрет, 2) Основа в половых органах — запретность.

Следовательно, возникает вопрос: если Законодатель приказал оберегать половые органы и сделал основой этой сферы запретность ради сохранения рода, тогда не кажется ли, что этот же принцип работает в имуществе и финансовых отношениях. По крайней мере, может, не стоит говорить, что основа в них — дозволенность? Я думаю, необходимо изучить вопрос взаимоотношений с точки зрения общих норм, чтобы затем предоставить правильное решение, поскольку мы знаем, что Законодатель, защитив род, так же защитил и имущество.

Возможно, я в чём-то ошибаюсь, особенно, учитывая, что я не читал все высказывания факихов и учёных усуля по этому вопросу.

Беда в том, что многие мусульмане считают дозволенными все современные виды взаимоотношений, подкрепляя это мнение правилом «основа во взаимоотношениях — дозволенность». При этом никто не утруждается изучить реальность вопроса и доказательства, связанные с ним.

Что Вы думаете по этому поводу? И что говорили об этом правиле прежние учёные?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Дорогой брат, есть правила, выведенные некоторыми муджтахидами, которые мы не приняли, и среди них — «основа во взаимоотношениях — дозволенность». Но мы приняли другие правила, полагаясь на сильные доказательства: «Основа в вещах — дозволенность, пока не придёт доказательство на запрет», «Основа в поступках — следование закону Шариата». Мы изучили многие другие правила и разъяснили, почему не приняли их.

В книге «Исламская личность», том 3, в главе под названием «Нет решения до прихода Шариата» пишется:

«Неправильно утверждать, что основа в вещах и поступках — запретность, аргументируя это мнение тем, что непозволительно во владениях Аллаха действовать без Его разрешения, проводя аналогию (кыяс) с тем, как если кто-то действовал бы без разрешения во владениях человека. Это утверждение неправильно, поскольку в аяте открыто говорится, что Аллах не наказывает, пока не отправит посланника, и не порицает, пока не разъяснит Своё решение (хукм). Кроме того, человек может получить вред, если кто-то без его разрешения будет действовать в его владениях, а Аллах пречист от пользы и вреда.

Также неправильно утверждать, что основа в поступках и вещах — дозволенность, аргументируя своё мнение тем, что это означает использование чего-либо без совершения дурного дела и без нанесения вреда Владельцу, что указывает на дозволенность. Это — неправильное утверждение, поскольку понимаемый смысл аята (мафхум) заключается в том, что человек ограничен рамками того, что принёс Посланник (с.а.с.), и наказывается он только за то, что переступает эти рамки. Поэтому основа заключается в том, чтобы следовать Посланнику (с.а.с.) и придерживаться законов его послания. Но ни в коем случае основой не будет дозволенность, или, другими словами, нельзя действовать в отрыве от законов Аллаха. Все аяты, содержащие законы, указывают на обязательность привязанности к Шариату. Всевышний Аллах говорит:

وَمَا اخْتَلَفْتُمْ فِيهِ مِنْ شَيْءٍ فَحُكْمُهُ إِلَى اللَّهِ

«Решение всего, в чём вы расходитесь во мнениях, остаётся за Аллахом» (42:10),

فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ

«Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» (4:59),

وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَاناً لِّكُلِّ شَيْءٍ

«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи» (16:89).

Так же и Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

كُلُّ أَمْرٍ لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ

«Каждое дело, на которое не было нашего указания, будет отвергнуто» (ад-Дарукутни).

Все эти тексты указывают на то, что основа — это следование Шариату и привязанность к нему. С другой стороны, использование чего-либо без совершения дурного дела и без нанесения вреда Владельцу, не будет доказательством дозволенности.

Точно так же нельзя утверждать, что основа в вещах заключается в том, чтобы воздержаться и не давать решение. Это неправильное мнение, потому что воздержание означает отказ от действия или упразднение закона Шариата, а это не дозволено. Коран и хадисы ясно говорят о том, что при незнании нужно спросить, а не воздержаться от действия и решения. Всевышний Аллах говорит:

فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43).

В хадисе о таяммуме, переданном Абу Даудом от Джабира, говорится:

أَلاَ سَأَلُوا إِذْ لَمْ يَعْلَمُوا فَإِنَّمَا شِفَاءُ الْعِيِّ السُّؤَالُ

«Если они не знали, то почему не спросили? Поистине, лекарство от невежества — вопрос».

Эти тексты указывают на то, что основой не является воздержание и отказ от вынесения решения.

После прихода Пророка (с.а.с.) с посланием от Аллаха решение принадлежит только Шариату. Поэтому мы утверждаем, что «нет решения до прихода Шариата». Каждое решение основывается на Шариате. То есть решение по каждому вопросу должно опираться на шариатское доказательство. Поэтому решение выносится только исходя из доказательства, то есть, только после прихода Шариата, и в основе необходимо искать решение в Шариате. Другими словами, для вынесения решения нужно искать доказательство из Шариата.

Исходя из вышесказанного, подтверждается следующее шариатское правило: «Основа в поступках человека — следование решению Аллаха». Мусульманину не дозволено приступать к совершению поступка прежде, чем он узнает решение Аллаха. Дозволенность — это один из разновидностей шариатских решений, которое нуждается в доказательствах из Шариата.

Всё вышесказанное касалось поступков. Что касается вещей, которые связаны с поступками, то в них основа — это дозволенность, пока не придёт доказательство о запрете. В основе все вещи дозволены, и говорить о запретности той или иной вещи можно только тогда, когда на это есть шариатский довод. Это правило вытекает из того, что шариатские тексты разрешают все вещи в общей (амм) форме. Всевышний Аллах говорит:

أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ سَخَّرَ لَكُم مَّا فِي الْأَرْضِ

«Разве ты не видишь, что Аллах подчинил вам всё, что на земле» (22:65).

«Подчинил» означает, что Аллах разрешил человеку всё, что на земле. Также Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي الْأَرْضِ حَلَالاً طَيِّباً

«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто» (2:168),

يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте» (7:31),

هُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ ذَلُولاً فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِن رِّزْقِهِ

«Он — Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (67:15).

Эти аяты разрешают все вещи в общей форме. Дозволенность всех вещей исходит от самого Создателя. Для запрета чего-либо нужно привести шариатский текст, исключающий (тахсис) эту вещь из общего смысла аятов. Вот почему мы говорим, что основа в вещах — дозволенность. Поэтому мы видим, как в Шариате приходят тексты, в которых запрещаются конкретные вещи, как исключение из всеобщей дозволенности. Всевышний Аллах говорит:

حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنزِيرِ

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи» (5:3).

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

حُرِّمَتِ الْخَمْرَةُ لِعَيْنِهَا

«Опьяняющее запрещено по своей природе».

Этот хадис приводится в книге «Аль-Мабсут» от Ибн Аббаса. Таким образом, Шариат, запрещая что-то, исключает эту вещь из общей дозволенности, ставя в противоречие с основой».

Конец цитаты из книги.

Поэтому мы не приняли некоторые правила, в том числе — приведённое вами «основа во взаимоотношениях — дозволенность», потому что посчитали их доказательные базы слабыми. Мы приняли два правила относительно вещей и поступков: 1) Основа в поступках — следование закону Шариата. 2) Основа в вещах — дозволенность, пока не придёт доказательство запрета.

Надеюсь, что этот ответ удовлетворит вас.

 

 

Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
29 Джумада аль-ахира 1441 г.х.
23.02.2020 г.