26
Пн, окт

Золото и серебро — две денежные единицы, на которые должно опираться государство в Исламе

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Адресован Мухаммаду Исхаку из Индонезии

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Да благословит Аллах и оберегает Вас, наш уважаемый шейх!

Некоторые мыслители в Индонезии не согласны с идеей о возвращении к использованию золота и серебра в качестве денежных единиц. Свою позицию они объясняют тем, что Шариат не обязывает использование только определённых денежных единиц. В качестве доказательства они приводят предание о том, что Умар ибн аль-Хаттаб намеревался внедрить обращение дирхамов, сделанных из верблюжьей кожи. Является ли это мнение правильным?

Да вознаградит Аллах Вас благом!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы пояснили шариатские доказательства того, что золото и серебро являются двумя денежными единицами, на которые должно опираться государство в Исламе. Об этом мы подробно изложили в книге «Экономическая система», «Имущество в государстве Халифат» и во втором томе книги «Проект Конституции. Шариатские доказательства». Приведу для вас выдержку из книги «Проект Конституции. Шариатские доказательства» относительно Вашего вопроса для ясного понимания темы:

Статья 167: деньгами государства должны быть золото и серебро, независимо от того, выпускаются они в монетах или нет. Все другие виды денег запрещены. Могут быть выпущены иные денежные знаки взамен золота и серебра с условием, что в финансовой казне государства имеется золото и серебро, равное этим денежным знакам. Так, например, государство может чеканить монеты от своего имени из меди, бронзы или выпустить денежные банкноты и так далее, если монеты и банкноты в полной мере обеспечиваются золотом и серебром.

Когда Ислам утвердил законы торговли и аренды, он не определил для обмена товаров или обмена труда и пользы какую-то определённую вещь, на основе которой проходил бы обмен. Он оставил за человеком право производить обмен любой вещью до тех пор, пока в этом обмене имеется обоюдное согласие. Так мужчина может жениться на женщине за обучение её шитью. Он может купить машину за месяц работы на заводе. Он может работать у кого-то за определённое количество сахара и т.д. Таким образом, Шариат предоставил людям право производить обмен теми вещами, которыми они хотят, и доказательством этому служат общие доказательства торговли и доказательства аренды.

وَأَحَلَّ ٱللَّهُ ٱلۡبَيۡعَ

«Но Аллах дозволил торговлю» (2:275), —

а именно — любой вещью и за любую вещь. Ибн Маджа приводит хадис:

أَعْطُوا الْأَجِيرَ أَجْرَهُ قَبْلَ أَنْ يَجِفَّ عَرَقُهُ

«Отдавайте работнику его плату до того, как на его лбу высохнет пот», —

т.е. работник сполна получает свою плату, завершив работу, каким бы ни был вид этой платы. Кроме того, эти вещи, которыми производится обмен, не относятся к роду поступков, чтобы в своей дозволенности согласно шариатскому закону нуждаться в доказательстве. Это — вещи, а в основе вещей лежит дозволенность, за исключением того, о чём имеется запрещающее доказательство. Относительно же этих вещей нет запрещающего доказательства, и, следовательно, с ними дозволяется производить шариатские операции, такие как продажу, покупку, дарение, обмен и т.д. Согласно этому обмен товара на деньги и денег на товар так же является абсолютно дозволенным, за исключением обмена денег на деньги, относительно чего имеются свои специальные законы.

Таким же образом является абсолютно дозволенным обмен труда на деньги и денег на труд за исключением тех товаров и того труда, относительно которых имеется запрещающий текст. Исходя из этого, обмен товара на определённую денежную единицу и обмен труда на эту денежную единицу тоже является абсолютно дозволенным, каким бы ни была эта денежная единица. Это могут быть совершенно не имеющие эквивалента обязательные бумажные деньги. Это могут быть имеющие эквивалент в определённом проценте золота надёжные бумажные деньги. Или это могут быть заменяющие деньги, имеющие полный эквивалент в золоте и серебре. Все они допустимы для обменных операций. Поэтому допускается обмен товара или труда на любую определённую денежную единицу. Так мусульманин может продавать, покупать, нанимать и быть наёмным работником за любые деньги.

Тем не менее, если государство пожелает принять для себя определённую денежную единицу, в соответствии с которой будут исполняться шариатские предписания, связанные с имуществом, такие как закят, обмен, ростовщичество и другие подобные законы, а также с собственником имущества, такие как вира (выкуп за нанесение ущерба), размер кражи и тому подобное, то государство не является свободным в принятии любых денег в качестве своей валюты, напротив, оно обязано следовать одной денежной единице и не принимать другие ни при каких обстоятельствах. Шариат установил определённую денежную единицу, о которой гласят шариатские тексты — это золото и серебро. При издании своих денег государство ограничено золотом и серебром, и ничем более.

Шариат не позволяет государству издавать любые деньги, которые оно хочет, напротив, предписывает определённые денежные единицы, состоящие только из золота или серебра. Доказательством этому служит то, что Ислам привязал золото и серебро к постоянным и неизменным законам. Так, предписав выкуп за убитого, Шариат определил для него определённый размер золота. Предписав отсечение руки за воровство, Шариат определил требующую отсечения руки меру украденного в золоте. Посланник Аллаха (с.а.с.) в своём письме к жителям Йемена сказал:

وَأَنَّ فِي النَّفْسِ الْمُؤْمِنَةِ مِائَةٌ مِنَ الْإِبِلِ، وَعَلَى أَهْلِ الْوَرِقِ أَلْفُ دِينَارٍ

«...Выкуп за убитого верующего составляет сто верблюдов... Если же люди пожелают выплатить выкуп золотом, то они должны выплатить тысячу динаров» (хадис упомянут Ибн Кудамой в книге «Аль-Мугни» из текста, который передал Амр ибн Хазм из письма Посланника Аллаха (с.а.с.) жителям Йемена, также этот хадис из письма приводится у ан-Насаи).

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لَا تُقْطَعُ يَدُ السَّارِقِ إِلَّا فِي رُبْعِ دِينَارٍ فَصَاعِدًا

«Руку вора отсекают за четверть динара и больше» (приводит Муслим от Аиши (р.а.)).

Данное соотношение определённых законов к динару, дирхаму и мискалю делает золотой динар и серебряный дирхам денежной единицей для оценки стоимости товаров и услуг. Следовательно, эти денежные единицы считаются деньгами и основой денег. Привязывание Исламом шариатских законов к золоту и серебру, а также упоминание их в текстах, касающихся денег, служит доказательством того, что деньгами являются исключительно золото и серебро. Кроме того, предписав закят с денег, Всевышний Аллах предписал его в золоте и серебре и определил для него нисаб в золоте и в серебре, а это означает, что деньгами являются именно золото и серебро.

Также законы об обмене валют в сфере денежных операций гласят лишь о золоте и серебре, и все имеющиеся в Исламе финансовые операции связаны с золотом и серебром. Валютный обмен — это продажа валюты за валюту: либо продажа валюты за ту же самую валюту, либо за другую валюту. Другими словами, это продажа денег за деньги. Определение Шариатом валютного обмена (это чисто финансовая операция) исключительно в золоте и серебре служит явным доказательством того, что деньгами в государстве должны выступать только золото и серебро. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

وَبِيعُوا الذَّهَبَ بِالْفِضَّةِ وَالْفِضَّةَ بِالذَّهَبِ كَيْفَ شِئْتُمْ

«Продавайте золото за серебро и серебро за золото как хотите» (Бухари, Муслим).

Также Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

الذَّهَبُ بِالْوَرِقِ رِبًا إِلَّا هَاءَ وَهَاءَ

«Продажа золота за серебро является ростовщичеством, если только они не передаются из рук в руки» ( Бухари, Муслим от Умара).

Более того, Посланник (с.а.с.) определил золото и серебро деньгами и установил их единственным денежным мерилом, по которому оцениваются товары и труд. Именно на основе золота и серебра происходили торговые и другие отношения среди людей. Эти деньги имели меру веса: окий, дирхам, данник, карат, мискаль, динар. Все эти меры были известны во время Пророка (с.а.с.), и они использовались во взаимоотношениях людей.

Достоверно известно, что Пророк (с.а.с.) утвердил их. На основе золота и серебра заключались все торговые сделки и супружеские браки, об этом известно из достоверных хадисов. Всё нижеследующее, а именно: определение Пророком (с.а.с.) золота и серебра в качестве денег; привязанность некоторых шариатских законов лишь к золоту и серебру; ограничение денежного закята, а также обмена валют и финансовых операций золотом и серебром — служит доказательством того, что исламскими деньгами являются исключительно золото и серебро.

2 — Таким образом, мы видим огромное количество шариатских доказательств, указывающих на то, что деньгами государства в Исламе должны быть золото и серебро, что другие вещи помимо этих двух государство не принимает. Несмотря на то, что одобрение Пророком Мухаммадом (с.а.с.) этих двух денег является достаточным для подтверждения шариатского постановления относительно вопроса денег в Исламе, тем не менее, Шариат не ограничился данным одобрением Пророка Мухаммада (с.а.с.), напротив, он привёл доказательства в вопросах ростовщичества, закята, откупа и т.п. Всё это свидетельствует о том, что эти два метала — золото и серебро — служат признанными Шариатом деньгами. Поскольку шариатские законы будут существовать до Судного дня, нет смысла говорить о принятии шариатом других вещей помимо золота и серебра в качестве денег.

3 — Сообщается о том, что Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) задумывался о принятии дирхамов, сделанных из шкур верблюдов. В ходе исследования данного вопроса мы заметили, что это сообщение приводится двумя путями передачи.

а) Передал Ахмад аль-Балазури в третьем томе книги «Футух аль-Бульдан» на 578 странице: «Рассказал Амр ан-Накыд от Исмаила ибн Ибрахима, от Юнуса ибн Убайды, от Хасана, что «люди, жившие в неверии, знали ценность этого дирхама в обществе, и посему повышали качество и очищали его. Неужели теперь, когда пришло ваше время, вы будете подделывать дирхам или портить его?! Передаётся, что Умар ибн аль-Хаттаб однажды сказал: «Я думаю сделать дирхамы из верблюжьих шкур», — но потом ему сказали (сподвижники): «Тогда не останется верблюдов», — и Умар отказался (от этой идеи)».

б) Сообщает Абдурраззак ас-Санъаний, умерший в 221 году по хиджре, в своей книге «Тафсир Абдуль-Раззак», что Маамар и Яхья слышали, как Айюб ибн Сирин говорил о том, что «Умар ибн аль-Хаттаб хотел выпустить дирхамы, сделанные из шкуры верблюдов. Однако после того, как сподвижники ему сказали, что это может привести к исчезновению верблюдов, Умар отказался от этой идеи».

Некоторые люди пытались воспользоваться этим в качестве доказательства и сказать, что государству в Исламе разрешается принимать в качестве денег как золото и серебро, так и любые виды денег, как, например, шкура верблюда и тому подобное. В своём вопросе Вы тоже сказали, что некоторые не согласны с идеей возвращения к использованию золота и серебра в качестве денежных единиц… они одобряют обязательные бумажные деньги, ссылаясь на сообщение об Умаре ибн аль-Хаттабе. Данное мнение опровергается следующими положениями:

а) Как было сказано ранее, существует огромное количество шариатских доказательств, указывающих на то, что деньгами государства в Исламе должны быть золото и серебро. Доказательством тому служит одобрение Пророка Мухаммада (с.а.с.) и привязанность огромного количества шариатских законов к золоту и серебру на основании того, что последние являются деньгами. Как можно отбросить все эти доказательства в сторону и обратиться к одиночному сообщению об Умаре (р.а.) для подтверждения того мнения, которое находится в противоречии всем этим однозначным и подтверждённым доказательствам?! Разве такой подход не является странным и несовместимым с правильным применением шариатских доказательств?!

б) В цепочке передачи вышеупомянутого предания об Умаре в двух его версиях существуют дефекты, а точнее — пробел в именах передатчиков. Первым передатчиком этого предания об Умаре ибн аль-Хаттабе является Хасан аль-Басри, который не мог видеть и слышать Умара, поскольку Хасан аль-Басри родился в конце правления Умара и незадолго до его смерти. В другой версии этого предания первым передатчиком является Ибн Сирин, который так же не застал Умара ибн аль-Хаттаба и не мог передать от него сообщение. Одни мусульманские историки утверждают, что Ибн Сирин родился в конце правления Умара, а другие — в начале правления Усмана ибн Аффана. Как после всего этого можно отдавать предпочтение этим оборванным в своей цепочке преданиям над достоверными и подтверждёнными хадисами Пророка Мухаммада (с.а.с.)?!

в) В предании Хасана аль-Басри говорится: «Умар ибн аль-Хаттаб однажды сказал: «Я думаю сделать дирхамы из верблюжьих шкур», — т.е. Умар говорил вслух о своих рассуждениях, а не о фактических своих делах. Как можно из этих слов вывести дозволенность принятия в качестве денег чего-нибудь помимо золота и серебра? Как можно опираться на неосуществившееся рассуждение Умара вместо того, чтобы принять шариатские доказательства из Священного Корана и подтверждённые основания из жизни Посланника Аллаха (с.а.с.), которые с предельной ясностью определяют сущность денег в Исламе?! Разве всё это не странно?!

г) Общеизвестным является тот факт, что праведные халифы подобно Пророку Мухаммаду (с.а.с.) применяли золото и серебро в качестве денег. Другими словами, во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба используемыми деньгами в обращении среди людей были золотой динар и серебряный дирхам. Разве можно отвергать это подтверждённое явление, существовавшее во времена Пророка Мухаммада (с.а.с.) и праведных халифов (р.а.), в т.ч. — в годы правления Умара, и принять одиночное предание, гласящее о том, что Умар (р.а.) думал о том, чтобы сделать дирхамы из шкуры верблюдов?! Как мы можем принимать предание о «его рассуждении» и пренебрегать тем, что он практиковал в своей жизни, а именно — применял золото и серебро в качестве денег, занимая пост халифа, да будет доволен Аллах всеми сподвижниками?!

Следовательно, аргументация передаваемыми словами Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.) не является уместной и не достигает того уровня, чтобы считаться доказательством тому утверждению, что Ислам не определил для государства определённую денежную единицу. Как и не может это быть опровержением наиболее сильных и подтверждённых доказательств.

4 — В дополнение к вышесказанному, отказ от золотосеребряного денежного стандарта в мире и принятие обязательных денежных бумаг оборачивается большими убытками, такими как колебание обменных курсов, гегемония американского доллара над рынками, падение валют слабых стран и снижение их покупательной способности и другие проблемы, известные каждому, кто следит за денежными, финансовыми и экономическими сторонами жизнедеятельности человека.

Избавиться от этих убытков и гегемонии капиталистических сверхдержав, в частности — США, можно только через возвращение к золотосеребряному стандарту и через принятие миром золота и серебра в качестве международной валюты во избежание убытков, возникающих от господства бумажных денег безбожных колониальных государств и их гегемонии над мировой экономикой. Мы верим, что только государство Халифат сможет поставить этому несчастью конец с дозволения Всевышнего Аллаха.

Всё вышеприведённое указывает с предельной ясностью на обязательность принятия только золота и серебра в качестве денег Исламского государства Халифат. Аллах знает лучше! Он — Наимудрейший!

 

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
24 Мухаррама 1442 г.х.
19.02.2020 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, на фикхий вопросы посетителей страницы в Фейсбуке