01
Вт, дек

Определение родословной ребёнка на основе ДНК-тестирования

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

От NajmeddineKhcharem

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Уважаемый шейх, у меня к Вам следующий вопрос: может ли человек отрицать своё отцовство на основе ДНК-тестирования?

Пусть Аллах воздаст Вам благом!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

1) В случае разногласий относительно какого-либо вопроса допустимо использовать все средства, которые дают достоверные выводы. К таким средствам относятся методы ДНК-анализа, методы научного исследования и любой другой метод, который даёт правильный результат. Однако если имеется шариатский текст, касающийся того или иного вопроса, то будет ваджибом соблюдать то, что упомянуто в тексте, без каких-либо отклонений.

Стоит напомнить, что ДНК человека и большинства других живых существ имеет одинаковую структуру. У подавляющего большинства живых организмов ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей, связанных между собой. Вид этих двух цепей больше похож на спиральную, аварийную лестницу. ДНК состоит из нуклеотидов, а каждый нуклеотид состоит из азотистого основания, сахара (дезоксирибозы) и фосфатной группы.

Две упорядоченные полосы нуклеотидов делятся на единицы под названием «гены». Каждый ген несёт в себе генетическую «инструкцию» для создания определённого типа белков, которые являются сырьём для формирования тканей организма.

Гены, или, по-другому, «генетический отпечаток», несут в себе генетическую особенность родителей и их детей. Аллах создал схожесть генетических особенностей между родителями и детьми, чтобы связать их родословную. Если теоретически мы предположим, что результаты анализов, результаты «генетического отпечатка», проведённые между отцом и ребёнком, будут достоверными, тогда мы получим факты на основе генетического отпечатка, созданного Аллахом, что некий человек является отцом такого-то. Однако сами эксперты и специалисты говорят о том, что существует вероятность ошибки в результатах исследования из-за человеческого фактора, нечистых образцов, подлинности образцов, честности сотрудника, его компетентности и т.п. Всё это сказывается на достоверности полученных результатов.

Таким образом, результаты на основе ДНК-тестов не могут быть окончательным вердиктом из-за вероятности ошибки. Если же упомянутые выше причины ошибки будут устранены, то результаты генетического анализа могут быть использованы в качестве доказательства в любом вопросе при условии, что в текстах Шариата нет указаний на то, как поступать в том или ином случае. Если же в тексте Шариата имеются указания на то, как поступить в том или ином вопросе, то будет ваджибом соблюдать то, что упомянуто в тексте, без каких-либо отклонений.

Например, если нужно идентифицировать тело, или подтвердить у какой из женщин были роды, или когда в больнице возникло какое-то разногласие, то в таких случаях можно использовать любые средства и методы, которые предоставят правильный результат, например, можно использовать ДНК-тесты. Повторюсь, допускается использовать любые средства и методы, которые дадут достоверные результаты, тем самым внушив успокоение в сердце. Подобное допустимо, если нет шариатского текста, указывающего на то, как необходимо поступить в том или ином вопросе, а значит, использование средств и методов подпадает под общие тексты. Если же имеется шариатский текст, тогда необходимо руководствоваться только им.

2) Теперь мы подошли к важному вопросу касательно отрицания отцовства. Относительно этого процесса имеются шариатские тексты, а значит, необходимо руководствоваться ими. Причина этого заключается в том, что:

а) результаты на основе ДНК-тестов не могут быть доказательством в этом вопросе, поскольку в Шариате упоминаются свои доказательства на то, как подтверждается или отрицается отцовство. Поэтому фетвы, изданные с учётом ДНК-тестов, не могут влиять на определение отцовства по Шариату. Речь, в частности, идёт о фетвах Египта и Кувейта. Отметим, что одни фетвы говорят о допустимости использовать ДНК-тесты в отрицании или подтверждении отцовства, другие же дозволили их использование в отрицании, но не в подтверждении, третьи дозволили использовать в подтверждении отцовства, если имеется супруга, но запретили в случае, когда произошло прелюбодеяние. Ряд людей, проникшихся любовью к культуре Запада, дозволил использовать ДНК-тесты в подтверждении отцовства, даже когда произошло прелюбодеяние.

б) Правильным хукмом в этом вопросе будет тот, который постановил Шариат. Это аспект разъяснён нами в книге «Социальная система» в темах «Насаб (Родословная)» и «Проклятие (клятва в особой форме)»: «Ребёнок, которого родила замужняя женщина, является ребёнком её мужа при условии, что она родила его по истечении шести месяцев и более от того времени, как он женился на ней, и это согласно хадису, переданному от Аиши, что Пророк (с.а.с.) сказал:

الوَلَدُ لِلْفِرَاشِ

«Принадлежность ребёнка определяется по супружескому ложу» (Бухари, Муслим).

Следовательно, пока женщина, являясь женой кого-то, рожает ребёнка через шесть месяцев после заключения брака, то это определённо ребёнок её мужа.

Если же роды произошли через шесть месяцев после заключения брака, и мужу становится очевидным, что это не его ребёнок, тогда он может отрицать его согласно нескольким условиям, которые должны быть выполнены. Если эти условия не выполнены, то его отрицание не имеет смысла, и этот ребёнок остаётся его ребёнком, желает он этого или нет. Эти условия — следующие:

1. Ребёнок, происхождение которого отрицает от себя отец, должен родиться живым. Не отрицается происхождение ребёнка, родившегося мёртвым, т. к. это его отрицание не оговаривается шариатским хукмом.

2. Он не должен прямо или косвенно признаваться в том, что этот ребёнок является его ребёнком. А если он признался в этом прямо или косвенно, то после этого он не может отказываться ребёнка.

3. Отказ от ребёнка может происходить только в определённые времена и в определённых положениях: во время родов, во время приобретения вещей, необходимых для родов, в период, когда он узнал, что его жена родила в его отсутствие. В иных периодах и положениях происхождение ребёнка не может отрицаться. Если муж, имея возможность, не отрицал происхождение ребёнка при его рождении, то он признаётся отцом ребёнка и в дальнейшем уже не имеет права отказываться от него. Выбор определяется местом его знания и его возможностью отрицания. Если он узнал о ребёнке и не отрицал его, имея такую возможность, то он признаётся отцом ребёнка, т. к. Посланник Аллаха (с.а.с.) говорит:

الوَلَدُ لِلْفِرَاشِ

«Принадлежность ребёнка определяется по супружескому ложу» (Бухари, Муслим) …

4. За отказом от ребёнка должна последовать формулировка полного проклятия (клятвенное заверение по особой формуле).

Если эти четыре условия соблюдены, то принадлежность ребёнка к мужу отрицается, и он остаётся у матери. Ибн Умар передал:

أَنَّ رَجُلاً لاَعَنَ امْرَأَتَهُ فِي زَمَنِ رَسُولِ اللهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَانْتَفَى مِنْ وَلَدِهَا فَفَرَّقَ رَسُولُ اللهِ بَيْنَهُمَا، وَأَلْحَقَ الْوَلَدَ بِالمَرْأَةِ

«Один человек во время Посланника Аллаха (с.а.с.) произнёс проклятие перед своей женой и отрёкся от её ребёнка. Посланник Аллаха (с.а.с.) разлучил их и оставил ребёнка матери» (Бухари).

В случае, когда условия непризнания ребёнка не осуществляются, то ребёнок не может быть непризнанным, а муж признаётся отцом ребёнка, и к нему применяются все законы отцовства …» (конец цитаты).

Таковы хукмы Шариата относительно признания или непризнания родословности, поэтому доказательством будут считаться только те вещи, которые мы упомянули в книге «Социальная система».

Следовательно, происхождение ребёнка нельзя отрицать на основе ДНК-теста, а необходимо выполнить предусмотренные Шариатом условия.

в) Стоит упомянуть, что Ислам уделяет большое внимание происхождению человека. В качестве подтверждения сказанному приведём ряд шариатских доказательств:

— Передаётся от Саада: «Я слышал, как Пророк (с.а.с.) говорил:

مَنِ ادَّعَى إِلَى غَيْرِ أَبِيهِ وَهُوَ يَعْلَمُ أَنَّهُ غَيْرُ أَبِيهِ فَالْجَنَّةُ عَلَيْهِ حَرَامٌ

«Тот, кто приписывает свою родословность к кому-либо (помимо своего отца), зная, что он — не его (настоящий) отец, тому Рай будет запретен» (Бухари).

— Передаётся от Абдуллаха ибн Амра: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنِ ادَّعَى إِلَى غَيْرِ أَبِيهِ لَمْ يَرَحْ رِيحَ الْجَنَّةِ، وَإِنَّ رِيحَهَا لَيُوجَدُ مِنْ مَسِيرَةِ خَمْسِمِائَةِ عَامٍ

«Тот, кто приписывает свою родословность к кому-либо (помимо своего отца), тот не почувствует аромата Рая, хотя его аромат распространяется на расстояние в пятьсот лет» (Ибн Маджа).

— Передаётся от Абу Хурайры, что когда был ниспослан аят о взаимном проклятии между мужем и женой, он слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

حِينَ نَزَلَتْ آيَةُ الْمُلَاعَنَةِ أَيُّمَا امْرَأَةٍ أَدْخَلَتْ عَلَى قَوْمٍ مَنْ لَيْسَ مِنْهُمْ فَلَيْسَتْ مِنَ اللَّهِ فِي شَيْءٍ وَلَنْ يُدْخِلَهَا اللَّهُ جَنَّتَهُ وَأَيُّمَا رَجُلٍ جَحَدَ وَلَدَهُ وَهُوَ يَنْظُرُ إِلَيْهِ احْتَجَبَ اللَّهُ مِنْهُ وَفَضَحَهُ عَلَى رُءُوسِ الْأَوَّلِينَ وَالْآخِرِينَ

«Та женщина, которая принесла ребёнка от другого рода, а не от того, с которым живёт, не имеет никакого отношения к Аллаху, и Он не введёт её в Рай. Любой мужчина, который отказывается от своего ребёнка, глядя на него, будет отдалён от Аллаха завесой и опозорен перед всеми поколениями людей» (ан-Насаи).

 

7 Рабиъ уль-авваль 1439 г.х.
25.12.2017 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»