25
Пн, янв

Использование частей тела, органов и костей животных

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Адресован Ахмаду аль-Хатыбу

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Именем Аллаха, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам!

Я заметил, что в некоторых магазинах продаются чётки, ожерелья, браслеты и другие товары, изготовленные из костей животных. У меня возник вопрос, можно ли использовать части тела и органы животных?

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ يُرِدِ اللَّهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّينِ

«Кому Аллах желает блага, тому Он дарует понимание религии» (Бухари,71; Муслим,1037).

Да вознаградит Аллах вас благом и укрепит нас на истине и деятельности по установлению Праведного Халифата!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Вопрос использования частей тела и органов животных имеет множество деталей с различными расхождениями во мнениях между исламскими правовыми школами — фикхи-мазхабами, и заключениями мусульманских учёных — иджтихадами улемов. В своём ответе я постараюсь вкратце изложить их следующим образом:

Первое: использование костей (рогов, клыков, копыт и когтей)

1 — Кости заколотого в соответствии с шариатскими нормами пригодного в пищу по Исламу животного:

Разрешается использовать кости пригодного в пищу по Шариату животного, если оно было заколото в соответствии с шариатскими нормами, поскольку мясо такого животного, заколотого в соответствии с шариатскими нормами, является чистым, а значит, разрешается пользоваться мясом, костями и другими частями такого животного. В этом вопросе нет никаких разногласий среди учёных. Мусульмане использовали мясо зарезанных ими животных вместе с костями в приготовлении и употреблении пищи. Если бы кости этих животных были нечистотами — наджас, — то мусульмане не делали бы этого. Такое положение свидетельствует о том, что кости этих животных являются чистыми, а значит, разрешается использовать их. Имам Бухари передал от Ибн Аббаса (р.а.) следующее:

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ أَكَلَ كَتِفَ شَاةٍ ثُمَّ صَلَّى وَلَمْ يَتَوَضَّأْ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) поел баранью лопатку, а потом помолился, не совершив малого омовения», —

а лопатка без кости не бывает.

2 — Кости издохшего пригодного в пищу по Исламу животного:

Дозволенное по Шариату животное может умереть от удушья или быть заколотым не в соответствии с шариатскими нормами, как, например, если буддист заколет животное. В обоих случаях это животное будет считаться падалью, которая подпадает под законы, связанные с мертвечиной. Среди исламских учёных имеются разные мнения относительно использования костей этого издохшего животного. Одни посчитали кости такого животного нечистотами и заявили о запретности их использования. Этого мнения придерживается большинство учёных маликитской, шафиитской, ханбалитской и других правовых фикхий школ. Другие, в частности — учёные ханафитской правовой фикхий школы, а также Ибн Сирин и Ибн Джарир посчитали такие кости чистыми и заявили о дозволенности их использования.

Я отдаю предпочтение первому мнению, считающему кости издохшего съедобного животного нечистотами из-за его соответствия описанию мертвечины, как об этом сказано в Коране:

قَالَ مَنْ يُحْيِ الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ

«Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?» (36:78).

Выражение «оживит кости» указывает на то, что кости мертвечины тоже являются мертвечиной, а значит, не разрешается пользоваться ими из-за того, что они являются нечистотами. Помимо этого, в сборниках хадисов Имама Бухари «Ат-Тарих аль-Кабир» и имама Ибн Хиббана приводится от Абдуллаха ибн Укайма:

لَا تَنْتَفِعُوا مِنَ الْمَيْتَةِ بِشَيْءٍ

«Не используйте из мертвечины ничего».

Шейх Альбани приводит этот хадис в главе достоверных хадисов с упоминанием правовых и полезных аспектов. Он отмечает, что передатчики этого хадиса являются внушающими большое доверие людьми. В версии от Ибн Хиббана говорится:

لَا تَسْتَمْتِعُوا مِنَ الْمَيْتَةِ بشيء

«Ничем из мертвечины не пользуйтесь».

Из хадиса ясно понимается недозволенность применения мертвечины в любом виде, а не только в пищу. При этом нет другого доказательства, исключающего использование костей.

3 — Ампутированная кость пригодного в пищу по Исламу животного:

Под ампутированной костью понимается твёрдый орган, отрезанный от живого животного. Такая кость подпадает под закон мертвечины и считается нечистотами, а значит, запрещается использовать её. Подтверждением тому служит предание, упоминаемое аль-Хакимом в своём сборнике хадисов «Мустадрак» и другими передатчиками хадисов от Абу Вакида аль-Лайси: «В доисламском периоде времени люди отрезали верблюжий горб и бараний курдюк на живом животном, употребляя их в пищу в качестве сала. Когда Пророк Мухаммад (с.а.с.) прибыл в Медину, они спросили его об этом, и он сказал:

مَا قُطِعَ مِنَ الْبَهِيمَةِ وَهِيَ حَيَّةٌ فَهُوَ مَيِّتٌ

«Любая часть, отрезанная от живого животного, является мертвечиной». Аль-Хаким сказал: «Это хадис с достоверной передачей, который не был передан двумя шейхами». Аз-Захаби сказал, что данный хадис — достоверный.

Под словом «сало» имеется в виду жир, извлекаемый из организма животного. Соответственно, ампутированная кость издохшего животного также считается мертвечиной, ибо она является частью издохшего животного, и её нельзя использовать.

4 — Кости непригодных в пищу по Исламу животных:

В данном случае имеется в виду кости животных, мясо которых Всевышний Аллах запретил употреблять в пищу. Это хищники, слоны, орлы и тому подобное. Среди учёных имеется расхождение относительно использования ампутированных костей этих животных. Учёные обращают внимание на то, было ли животное живым или мёртвым во время ампутации кости, а также на то, как умерло это животные — от удушья или закалывания. Существует множество других нюансов и расхождений среди учёных по этому вопросу. Я отдаю предпочтение мнению о запретности использования костей непригодных в пищу животных на основании следующего:

а) Ампутированная часть тела животного является мертвечиной, если в момент ампутации животное ещё было живым. Её нельзя использовать согласно хадису:

مَا قُطِعَ مِنَ الْبَهِيمَةِ وَهِيَ حَيَّةٌ فَهُوَ مَيِّتٌ

«Любая часть, отрезанная от живого животного, является мертвечиной».

б) Животное, умершее от удушья, считается такой же мертвечиной, как издохшее пригодное в пищу животное. Хуже того, издохшее непригодное в пищу животное куда более тяжкое по своему запрету, чем издохшее пригодное в пищу животное. К такому животному необходимо применять хадис:

لَا تَنْتَفِعُوا مِنَ الْمَيْتَةِ بِشَيْءٍ

«Не используйте из мертвечины ничего».

в) Непригодное в пищу животное равносильно мертвечине, даже если его закололи, поскольку закалывание в соответствии с исламскими нормами считается действительным только в отношении пригодных в пищу животных. Стало быть, заколотое непригодное в пищу животное является мертвечиной, и с ним поступают согласно хадису:

لَا تَنْتَفِعُوا مِنَ الْمَيْتَةِ بِشَيْءٍ

«Не используйте из мертвечины ничего».

5 — Кости рыб и мёртвых морских животных:

Разрешается использовать рыб и мёртвых морских животных согласно хадисам. От Ибн Маджи от Ибн Умара (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

أُحِلَّتْ لَنَا مَيْتَتَانِ الْحُوتُ وَالْجَرَادُ

«Нам разрешается два вида мёртвых животных — мёртвая рыба и мёртвая саранча».

Передал ат-Тирмизи в своём сборнике «Сунан» от аль-Мугиры ибн Абу Бурды, что он слышал от Абу Хурайры, что некий мужчина спросил Посланника Аллаха (с.а.с.):

يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّا نَرْكَبُ الْبَحْرَ وَنَحْمِلُ مَعَنَا الْقَلِيلَ مِنْ الْمَاءِ فَإِنْ تَوَضَّأْنَا بِهِ عَطِشْنَا، أَفَنَتَوَضَّأُ مِنْ مَاءِ الْبَحْرِ؟ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: هُوَ الطَّهُورُ مَاؤُهُ الْحِلُّ مَيْتَتُهُ

«О Посланник Аллаха! Выходя в море, мы берём с собой немного воды. Если же мы станем совершать ею омовение, то будем испытывать сильную жажду. Можно ли совершать омовение морской водой?». Он сказал: «Морская вода — чистая и пригодна для очищения, а умерших в ней животных разрешается употреблять в пищу». Абу Иса сказал, что данный хадис является надёжным и достоверным.

Передал Бухари в своём сборнике достоверных хадисов от Джабира (р.а.):

غَزَوْنَا جَيْشَ الْخَبَطِ وَأُمِّرَ أَبُو عُبَيْدَةَ فَجُعْنَا جُوعاً شَدِيداً فَأَلْقَى الْبَحْرُ حُوتاً مَيِّتاً لَمْ نَرَ مِثْلَهُ يُقَالُ لَهُ الْعَنْبَرُ فَأَكَلْنَا مِنْهُ نِصْفَ شَهْرٍ فَأَخَذَ أَبُو عُبَيْدَةَ عَظْماً مِنْ عِظَامِهِ فَمَرَّ الرَّاكِبُ تَحْتَهُ فَأَخْبَرَنِي أَبُو الزُّبَيْرِ أَنَّهُ سَمِعَ جَابِراً يَقُولُ: قَالَ أَبُو عُبَيْدَةَ: كُلُوا، فَلَمَّا قَدِمْنَا الْمَدِينَةَ ذَكَرْنَا ذَلِكَ لِلنَّبِيِّ ﷺ فَقَالَ: «كُلُوا رِزْقاً أَخْرَجَهُ اللَّهُ، أَطْعِمُونَا إِنْ كَانَ مَعَكُمْ فَأَتَاهُ بَعْضُهُمْ فَأَكَلَهُ»

«Мы отправились в военный поход против армии Хабта. Во главе нашего отряда был назначен Абу Убайда (р.а.). Когда мы сильно проголодались, море выбросило на берег невиданную нами мёртвую рыбу, которую называют кашалотом. Так мы питались им полмесяца. Абу Убайда взял какие-то кости этой рыбы и положил под своё седло, как рассказывал Абу Зубайр со слов Джабира, и сказал: «Кушайте». Когда мы прибыли в Медину, мы рассказали о случившемся Пророку Мухаммаду (с.а.с.), на что он сказал: «Ешьте удел, дарованный Аллахом, и угостите нас им, если у вас ещё осталось». Ему дали часть того, что было у них, и он поел это».

Следовательно, мёртвые морские животные являются чистыми, и разрешается использовать их, в т.ч. — их кости.

Второе: использование шкуры

1 — Использование шкуры заколотого в соответствии с шариатскими нормами пригодного в пищу по Исламу животного:

Разрешается использовать шкуры пригодных в пищу животных, очищенных в соответствии с шариатскими нормами. Подтверждением тому служит хадис, переданный ан-Насаи в своём сборнике хадисов от Салама ибн аль-Мухаббика, в котором говорится:

أَنَّ نَبِيَّ اللَّهِ ﷺ فِي غَزْوَةِ تَبُوكَ دَعَا بِمَاءٍ مِنْ عِنْدِ امْرَأَةٍ قَالَتْ: مَا عِنْدِي إِلَّا فِي قِرْبَةٍ لِي مَيْتَةٍ قَالَ: أَلَيْسَ قَدْ دَبَغْتِهَا؟ قَالَتْ: بَلَى، قَالَ: فَإِنَّ دِبَاغَهَا ذَكَاتُهَا

«Во время битвы Табук Пророк Мухаммад (с.а.с.), проходя мимо селения, попросил воды у его жителей, и одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха, вода есть только в бурдюке, сделанном из шкуры подохшего животного». Он спросил: «Разве ты не выдубила её?». Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Дубление очистило её» (Абу Давуд, ан-Насаи, Ахмад и аль-Хаким).

Как видно, Пророк Мухаммад (с.а.с.) назвал дубление шкуры мертвечины очищением в соответствии с шариатскими нормами в отношении съедобных животных, поскольку очищение в соответствии с шариатскими нормами применяется только в отношении съедобных животных. Следовательно, разрешается использовать шкуру съедобного животного, заколотого в соответствии с шариатскими нормами. И в этом нет расхождений среди исламских учёных.

2 — Шкура издохшего пригодного в пищу по Исламу животного:

Учёные разошлись во мнениях относительно использования шкур издохшего пригодного в пищу по Исламу животного. Я отдаю предпочтение дозволенности использования шкуры такого животного, независимо от того, издохло ли оно от удушья или иным образом, т.е. было убито не закалыванием в соответствии с шариатскими нормами, как, например, если оно было заколото буддистом. Единственным требованием выступает дубление шкуры, ибо шкура мертвечины является нечистотами, а чистой делает её дубление. Доказательством тому служит:

а) Ан-Насаи в своём сборнике хадисов от Салама ибн аль-Мухаббика передаёт:

أَنَّ نَبِيَّ اللَّهِ ﷺ فِي غَزْوَةِ تَبُوكَ دَعَا بِمَاءٍ مِنْ عِنْدِ امْرَأَةٍ قَالَتْ: مَا عِنْدِي إِلَّا فِي قِرْبَةٍ لِي مَيْتَةٍ قَالَ: أَلَيْسَ قَدْ دَبَغْتِهَا؟ قَالَتْ: بَلَى، قَالَ: فَإِنَّ دِبَاغَهَا ذَكَاتُهَا

«Во время битвы Табук Пророк Мухаммад (с.а.с.), проходя мимо селения, попросил воды у его жителей, и одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха, вода есть только в бурдюке, сделанном из шкуры подохшего животного». Он спросил: «Разве ты не выдубила её?». Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Дубление очистило её» (Абу Давуд, ан-Насаи, Ахмад и аль-Хаким).

Из хадиса становится ясно, что дубление шкуры издохшего пригодного в пищу по Исламу животного делает её чистым и пригодным к использованию, как об этом говорится в вышеупомянутом хадисе.

б) Вывел Ибн Хиббан в своих сборниках достоверных хадисов от аль-Алии бинт Субай:

كَانَ لِي غَنْمٌ بأُحُدٍ فَوَقَعَ فِيهَا الْمَوْتُ فدخلتُ عَلَى مَيْمُونَةَ فَذَكَرْتُ ذَلِكَ لَهَا فَقَالَتْ لِي مَيْمُونَةُ: لَوْ أَخَذْتِ جُلُودَهَا فَانْتَفَعْتِ بِهَا؟ قَالَتْ: فَقُلْتُ: وَيَحِلُّ ذَلِكَ؟ قَالَتْ: نَعَمْ مَرَّ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ على رِجَالٍ مِنْ قُرَيْشٍ يَجُرُّون شَاةً لَهُمْ مِثْلَ الْحِمَارِ فَقَالَ لَهُمْ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: لَوْ أَخَذْتُمْ إِهَابَهَا، قَالُوا: إِنَّهَا مَيْتَةٌ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: يُطَهِّرُهَا الماء والقَرَظُ

«У меня были овцы, среди них начался падёж, и я зашла к Маймуне, жене Пророка Мухаммада (с.а.с.), и рассказала ей об этом. Маймуна сказала мне: «Ах, если бы ты взяла их шкуры и использовала их». Я спросила: «А это разрешается?» [Маймуна] ответила: «Да. Однажды мимо Посланника Аллаха (с.а.с.) проходили курайшиты, которые тащили овечью тушу словно ослиную. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал им: «Вы бы взяли её шкуру». Ему ответили: «Это мертвечина». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Её очистит вода и караз».

Караз — это обработка кож животных вымачиванием в экстрактах коры деревьев.

Имам Муслим приводит в своём сборнике хадис Маймуны от Ибн Аббаса:

أُهْدِيَ لِمَوْلاَةٍ لَنَا شَاةٌ مِنَ الصَّدَقَةِ، فَمَاتَتْ، فَمَرَّ بِهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: أَلاَ دَبَغْتُمْ إِهَابَهَا فَاسْتَمْتَعْتُمْ بِهِ

«Однажды нашей вольноотпущеннице подарили овцу в качестве милостыни. Но через некоторое время овца издохла. Проходивший мимо Пророк Мухаммад (с.а.с.) спросил: «Почему же вы не выдубили и не использовали её шкуру?».

в) Вывел ат-Тирмизи в своём сборнике хадисов «Сунан» от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

أَيُّمَا إِهَابٍ دُبِغَ فَقَدْ طَهُرَ

«Любая шкура после дубления становится чистой». Абу Иса сказал, что данный хадис является достоверным.

Данные доказательства ясно указывают на то, что дубление шкуры издохшего пригодного в пищу по Исламу животного делает шкуру чистой и пригодной для использования. Таким образом, шкура издохшего такого животного является исключением в запрете использования мертвечины, о котором говорится в словах Посланника Аллаха:

لَا تَنْتَفِعُوا مِنَ الْمَيْتَةِ بِشَيْءٍ

«Не используйте из мертвечины ничего».

3 — Шкуры непригодных в пищу по Исламу животных:

Учёные разошлись во мнениях относительно использования шкур животных, мясо которых нельзя по Исламу употреблять в пищу. Я отдаю предпочтение в этом вопросе запретности использования шкуры всех таких видов животных на основании того, что Пророк Мухаммад (с.а.с.) запретил использовать мертвечину:

لَا تَنْتَفِعُوا مِنَ الْمَيْتَةِ بِشَيْءٍ

«Не используйте из мертвечины ничего».

Как правило, шкуры животных используют после издыхания животного, а любая мертвечина, в т.ч. и шкура, является нечистотами, поскольку слова Посланника Аллаха (с.а.с.) «Вы бы взяли её шкуру» и «Её очистит вода и караз» указывают на то, что шкуры мертвечины — наджас.

Здесь неуместно говорить, о том, что шкуры издохших непригодных в пищу по Исламу животных можно очистить посредством дубления в силу обобщённости слов Посланника Аллаха (с.а.с.) «Любая шкура после дубления становится чистой», а также слов «Вы бы взяли её шкуру» и его ответа на то, что она — мертвечина («Её очистит вода и караз»), и хадиса: «Однажды нашей вольноотпущеннице подарили овцу в качестве милостыни, но через некоторое время эта овца издохла. Проходивший мимо Пророк Мухаммад (с.а.с.) спросил: «Почему же вы не выдубили и не использовали её шкуру?». Так нельзя утверждать, ведь, несмотря на обобщённость хадисов относительно очищения шкуры мертвечины посредством дубления, они касаются только шкуры издохшего пригодного в пищу по Исламу животного, поскольку хадисы говорят о шкуре овцы. В другом хадисе Пророка Мухаммада (с.а.с.) говорится:

فَإِنَّ دِبَاغَهَا ذَكَاتُهَا

«Дубление очистило её».

Согласно исламскому правовому правилу «мафхум бидилялат-ут-танбих», смысл хадиса указывает на то, что дубление равнозначно шариатской форме заклания, которое делает чистым животное. При этом необходимо обратить внимание на то, что шариатская форма заклания животного применяется исключительно к пригодным в пищу по Исламу животным. Стало быть, очищение шкуры посредством дубления применимо исключительно к шкуре издохшего пригодного в пищу по Исламу животного. Что касается обобщённости слов, то они ограничиваются одной и той же темой — очищением шкуры только издохшего пригодного в пищу по Исламу животного, и ничего более. Хадисы не касаются шкур других видов мертвечины. Следовательно, шкуры издохшего непригодного в пищу по Исламу животного являются нечистотами. Они не очищаются ни дублением, ни другими способами. Стало быть, пользоваться ими запрещено.

4 — Кожа рыб, китов и других морских животных:

Разрешается пользоваться кожами рыб, китов и других морских животных согласно ранее упомянутым хадисам, которые мы привели в пояснении закона относительно использования костей издохших морских животных:

أُحِلَّتْ لَنَا مَيْتَتَانِ الْحُوتُ وَالْجَرَادُ

«Нам разрешается два вида мёртвых животных — мёртвую рыбу и мёртвую саранчу»,

هُوَ الطَّهُورُ مَاؤُهُ الْحِلُّ مَيْتَتُهُ

«Морская вода чистая и пригодна для очищения, а умерших в ней животных разрешается употреблять в пищу»,

كُلُوا رِزْقاً أَخْرَجَهُ اللَّهُ، أَطْعِمُونَا إِنْ كَانَ مَعَكُمْ فَأَتَاهُ بَعْضُهُمْ فَأَكَلَهُ

«Ешьте удел, дарованный Аллахом, и угостите нас им, если у вас ещё осталось». Ему дали часть того, что было у них, и он поел это».

Эти хадисы охватывают всех видов морских животных, в том числе — их кости, иглы, кожу и так далее, и указывают на их чистоту и дозволенность использования.

Третье: постановление относительно использования частей тела животных для изготовления ожерелий, браслетов, чёток, посуды и тому подобного

Основываясь на упомянутом выше пояснении, ответом на Ваш вопрос об использовании частей тела и органов животных при изготовлении ожерелий, браслетов, чёток и прочего будет следующее: «В изготовлении упомянутых Вами товаров разрешается использовать только разрешённое к применению животное в соответствии с вышеизложенными требованиями. Если же животное является запрещённым к применению, то запрещается использовать его части при изготовлении любых товаров, поскольку изготовленные из частей такого животного товары будут считаться нечистотами, которые запрещено использовать. Следовательно, запрещается использовать эти товары из-за того, что они нечистые по Шариату — наджас.

 

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
5 Рабиъ ус-сани 1442 г.х.
20.11.2020 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на фикхий вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке»