13
Вт, апр

Собирание Корана во времена правления Абу Бакра

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

от Sawt Altahrir

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Мой вопрос связан с собиранием Корана во времена Абу Бакра: было ли это переписыванием или собиранием тех предметов, на которых были написаны аяты Корана? Я знаю, что в качестве табанни является то, что упомянуто в книге «Исламская личность», в Вашем вопросе на ответ касательно этого и в Вашей книге «Облегчение в достижении основ». В них говорится, что под собиранием подразумевается собирание тех предметов, на которых были написаны аяты Корана. Однако я читал и другие тексты, где говорится что под этим подразумевается переписывание, а не собирание воедино этих записей. В качестве примера приведу следующее:

В книге «Аль-Муршид аль-ваджиз иля улюми татаалляку би аль-китаби аль-азиз», автор Шихаб уд-Дин Абдур-Рахман ибн Исмаиль ибн Ибрахим (Абу Шама аль-Макдиси), умерший в 665 г.х., говорится, что под собиранием подразумевается переписывание с тех предметов, на которых были записаны аяты в присутствии Посланника Аллаха (с.а.с.). Мне кажется, что это противоречит упомянутому в книге «Исламская личность» и Вашем ответе на вопрос. Как я знаю, мы отрицаем переписывание, а говорим о том, что под собиранием подразумевается собирание тех предметов, на которых были написаны аяты Корана, поскольку на это имеются доказательства.

Каким образом можно согласовать эти моменты? Пусть благословит Вас Аллах!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

1) О собирании Корана мы подробно разъяснили в нашей книге, что во времена Абу Бакра собирались воедино куски кожи, пальмовые листья и керамика, на которых в присутствии Посланника (с.а.с.) были записаны аяты Корана. Собранные воедино записи сначала хранились у Абу Бакра, после его смерти — уже у Умара ибн аль-Хаттаба, а после его смерти стали храниться у Хафсы, дочери Умара … Во времена правления Усмана возникла острая необходимость снять с записей копии, поэтому он послал к Хафсе за ними. После чего был снят ряд копий в виде мусхафов, и они отправлены в разные регионы Исламского Государства. Одна из таких копий под названием «Аль-Мусхафу аль-имам» осталась у Усмана … Эти моменты мы раскрыли довольно подробно.

2) Вы правы, имеются версии, указывающие на то, что во времена Абу Бакра в присутствии сподвижников происходило именно переписывание с собранных воедино предметов, на которых были записаны аяты Корана. Но при этом имеются также версии о том, что речь идёт о переписывании лишь части Корана.

3) В данном случае следует руководствоваться версиями Бухари, другие же версии следует брать лишь в том случае, если они согласуются с его версиями.

4) При изучении данного вопроса становится очевидным следующее:

а) В «Сахих» Бухари имеются две версии под номерами 4311 и 6654:

4311: «Нам рассказал Абу аль-Яман: «Нам сообщил Шуайба от аз-Захри: «Мне сообщил Ибн Саббак, что Зайд ибн Сабит аль-Ансари (р.а.), который был среди тех, кто записывал Откровения, сказал следующее: «Абу Бакр отправил за мной (людей) по поводу убитых в битве при Ямаме. В это время с ним (Абу Бакром) находился Умар. Абу Бакр сказал: «Умар пришёл ко мне и сказал: «В день Ямамы погибло немало людей. Я опасаюсь, что если продолжится гибель чтецов Корана в разных местах, то многое из Корана будет утрачено, если вы не соберёте его. Я считаю, что именно ты должен собрать его». Далее Абу Бакр сказал: «Я ответил Умару: «Как я могу сделать то, чего не сделал Посланник Аллаха (с.а.с.)?», — но Умар сказал: «Клянусь Аллахом, это будет во благо!». Умар продолжал меня уговаривать, пока Аллах не раскрыл мою грудь для восприятия истинности всего этого, и я усмотрел в этом деле то же, что и Умар». Зайд сказал: «(Пока Абу Бакр говорил) Умар сидел молча».

Абу Бакр сказал мне: «Ты молодой, разумный мужчина. Нам не в чем тебя обвинить. Ты записывал Откровения для Посланника Аллаха (с.а.с.), так изучи Коран и собери его!». Зайд сказал: «Клянусь Аллахом, если бы он поручил мне перенести какую-нибудь гору, то это не было бы для меня столь тяжёлым, как исполнить его приказ собрать Коран. Тогда я сказал: «Как вы можете сделать то, чего не делал Посланник Аллаха (с.а.с.)?». На это Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, это будет во благо!». Он продолжал уговаривать меня, пока Аллах не раскрыл мою грудь для восприятия этого так же, как Он раскрыл грудь Абу Бакру и Умару. И я взялся за изучение и собирание Корана, который был записан на кусках кожи, плоских костях и пальмовых листьях и сохранён в сердцах мужчин. Я собирал его до тех пор, пока не обнаружил, что два последних аята суры «Ат-Тауба» находятся только у Хузаймы аль-Ансари и ни у кого другого: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас ...» (9:128,129) , — и до конца суры. Собранные части Корана оставались у Абу Бакра, пока Аллах не отправил к нему смерть, затем они были у Умара, а после его смерти — уже у Хафсы, дочери Умара ...».

6654: «Нам рассказал Мухаммад ибн Убайдуллах Абу Сабит: «Нам рассказал Ибрахим ибн Саад от Ибн Шихаба, а он — от Убайды ибн ас-Саббака, а он — от Зайда ибн Сабита: «Абу Бакр отправил за мной (людей) по поводу убитых в битве при Ямаме. В это время с ним (Абу Бакром) находился Умар. Абу Бакр сказал: «Умар пришёл ко мне и сказал: «В день Ямамы погибло немало чтецов Корана. Я опасаюсь, что если продолжится гибель чтецов Корана в разных местах, то многое из Корана будет утрачено. Я считаю, что ты должен приказать собрать Коран». Далее Абу Бакр сказал: «Я ответил Умару: «Как я могу сделать то, чего не сделал Посланник Аллаха (с.а.с.)?», — но Умар сказал: «Клянусь Аллахом, это будет во благо!». Умар продолжал меня уговаривать, пока Аллах не раскрыл мою грудь для восприятия истинности всего этого так же, как раскрыл грудь Умара, и я усмотрел в этом деле то же, что и Умар». Зайд сказал: «Абу Бакр сказал мне: «Ты молодой, разумный мужчина. Нам не в чем тебя обвинить. Ты записывал Откровения для Посланника Аллаха (с.а.с.), так изучи Коран и собери его!».

Зайд сказал: «Клянусь Аллахом, если бы он поручил мне перенести какую-нибудь гору, то это не было бы для меня столь тяжёлым, как собрать Коран. Тогда я сказал: «Как вы можете сделать то, чего не делал Посланник Аллаха (с.а.с.)?». На это Абу Бакр мне сказал: «Клянусь Аллахом, это будет во благо!». Он продолжал уговаривать меня, пока Аллах не раскрыл мою грудь для восприятия этого так же, как Он раскрыл грудь Абу Бакру и Умару, и я усмотрел в этом деле то же, что и они. И я взялся за собирание Корана, который был записан на пальмовых листьях, кусках кожи, керамике и сохранён в сердцах мужчин. Два последних аята суры «Ат-Тауба»: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас ...» (9:128,129), — я обнаружил только у Хузаймы или Абу Хузаймы. Я добавил их к остальным частям. Собранные части Корана оставались у Абу Бакра, пока Аллах не отправил к нему смерть, потом — у Умара, а после его смерти — уже у Хафсы, дочери Умара ...».

Мухаммад ибн Убайдуллах сказал: «Под словом «аль-лихаф» подразумевается керамика».

б) Версии Бухари приходят от Зайда ибн Сабита, и в каждой имеются слова Абу Бакра Зайду: «Ты молодой, разумный мужчина. Нам не в чем тебя обвинить. Ты записывал откровения для Посланника Аллаха (с.а.с.), так изучи Коран и собери его!».

в) Отсюда становится ясным, что Абу Бакр потребовал от Зайда собрать Откровение, а не записать его. Другими словами, миссия Зайда заключается в том, чтобы он не переписывал, а собрал воедино те предметы, на которых были записаны аяты в присутствии Посланника Аллаха (с.а.с.).

г) Данная точка зрения подтверждается ещё и тем, что Зайд смог найти последние аяты суры «Ат-Тауба» только у Хузаймы аль-Ансари. Зайд не брал их, пока не подтвердилось, что они были записаны в присутствии Посланника (с.а.с.). И это несмотря на то, что сподвижники знали эти аяты наизусть посредством таватура. Сподвижники взяли для себя за правило не принимать ту или иную запись с аятами, пока не засвидетельствуют двое, что запись была произведена в присутствии Посланника (с.а.с.). И это несмотря на то, что сподвижники знали их наизусть. Для свидетельства о записи последних двух аятов суры «Ат-Тауба», помимо самого Хузаймы, не хватало ещё одного человека. Вскоре пришло облегчение от Всевышнего, ведь сподвижники подтвердили, что свидетельство Хузаймы равняется свидетельству двух праведных мужчин.

д) То, что свидетельство Хузаймы равняется свидетельству двух праведных мужчин, приводится у Ахмада и Абу Дауда. Ахмад пишет: «Нам рассказал Абу аль-Ямама: «Нам рассказал Шуайб, а тот — от аз-Зухри: «Мне рассказал Умар ибн Хузайма аль-Ансари, что его дядя по матери (он был сподвижником) рассказал ему, что Пророк (с.а.с.) купил коня у бедуина. Пророк (с.а.с.) повёл его (бедуина) с собой, чтобы окончить сделку оплатой. Он (с.а.с.) пошёл быстрым шагом, а бедуин — медленным. Мужчины обступили бедуина и стали предлагать ему продать коня, не зная, что Пророк (с.а.с.) уже купил коня, так, что некоторые из них предложили бедуину большую сумму, чем Пророк (с.а.с.), который уже купил его. Тогда бедуин обратился к Пророку (с.а.с.) и сказал ему: «Если хочешь купить этого коня, то покупай, а нет, тогда я его уже продал (другим)!». Как только Пророк (с.а.с.) услышал обращение бедуина, то остановился и спросил: «Разве я уже не купил его у тебя?». Бедуин сказал: «Нет, клянусь Аллахом, не продал я его тебе!».

Пророк (с.а.с.) сказал: «Напротив, я купил его у тебя!». Люди начали стекаться к Пророку (с.а.с.) и бедуину, когда те повторяли свои заявления. Тогда бедуин стал говорить: «Приведи свидетеля, что я продал его тебе». Те, кто подошёл из числа мусульман, сказали ему: «Горе тебе! Пророк (с.а.с.) никогда не говорил ничего, кроме правды!». Затем пришёл Хузайма и стал прислушиваться к словам Пророка (с.а.с.) и бедуина. Бедуин продолжил: «Приведи свидетеля, что я продал его тебе». Тогда Хузайма сказал: «Я свидетельствую, что ты продал его!». Пророк (с.а.с.) подошёл к Хузайме и сказал: «На основании чего ты свидетельствуешь?». Он сказал: «На основании твоей правдивости, о Посланник Аллаха!». После этого Пророк (с.а.с.) приравнял свидетельство Хузаймы к свидетельству двух мужчин».

Также этот хадис вывел аль-Хаким в книге «Мустадрак» согласно условиям Бухари и Муслима, сказав: «Этот хадис сахих в своём иснаде (цепочке передатчиков). По мнению Бухари и Муслима его передатчики достойны доверия, но при этом они не упомянули у себя этот хадис».

е) Всё это подтверждает, что сподвижником, у которого была найдена запись с аятами «Ат-Тауба», был Хузайма, а не Абу Хузайма, как упоминается в некоторых версиях. Ведь аят был принят с учётом свидетельства того, чьё свидетельство приравнивалось к свидетельству двоих. Данное качество имеется лишь у Хузаймы, а не у Абу Хузаймы. По-видимому, у передатчиков произошла путаница между именами Хузайма и Абу Хузайма. Такое иногда случается. Как бы там ни было, в данном случае речь идёт о Хузайме ибн Сабите аль-Ансари.

ё) После того, как Зайд обнаружил у Хузаймы записи, он не стал брать их, пока сподвижники не засвидетельствовали, что свидетельство Хузаймы приравнивается к свидетельству двоих. Это согласно хадису, который мы упомянули ранее. После чего сердце Зайда успокоилось, он взял записи Хузаймы и добивал к другим записям Корана.

ж) Всё это подтверждает, что миссия Зайда заключалась в собирании Корана, а не в переписывании. Зайд не только собрал те предметы, на которых были записаны аяты, но и расположил их так, как они должны быть. Повторюсь ещё раз, в отношении каждой записи как минимум двое человек должны были засвидетельствовать, что она была сделана в присутствии Посланника (с.а.с.). Исключением стали последние два аята суры «Ат-Тауба», но свидетельства Хузаймы было достаточно, т.к. на это указал сам Посланник Аллаха (с.а.с.). Прав был Всевышний Аллах, когда сказал:

إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:9).

з) Следовательно, упомянутые Вами версии о том, что Зайд переписывал аяты Корана, а не собирал их, противоречат версиям Бухари. Это означает, что те версии, которые противоречат версиям Бухари, отвергаются либо в виду своего смыслового противоречия (дираятан), даже если их иснады достоверны, либо по причине своей слабости.

6) В заключение, учитывая, что в книгах «Исламская личность», 1 том, и «Облегчение в достижении основ» Вы прочитали тему о собирании Корана во времена Абу Бакра, то я не вижу необходимости приводить из них все цитаты. Единственное, я хотел бы здесь привести лишь две небольших цитаты из этих книг:

а) «Исламская личность»: «Следовательно, Абу Бакр не приказывал записать Коран в одну книгу, а приказал собрать в одном месте то, на чём в присутствии Посланника Аллаха (с.а.с.) были записаны аяты. Он желал убедиться в том, что это были именно те записи, удостоверяя это свидетельством двух людей, свидетельствующих о том, что они были сделаны в присутствии Пророка (с.а.с.), а также тем, что они записаны сподвижниками и выучены ими наизусть. При жизни Абу Бакра данные записи хранились у него, затем — у Умара. А после смерти Умара они, согласно его завещанию, хранились у матери правоверных Хафсы, т.е. его дочери … Таким образом, то, что сделал Усман, не было собиранием Корана, а было точным переписыванием Корана таким, каким он передался от Посланника Аллаха (с.а.с.). Кроме переписывания Усман ничего не делал.

Усман сделал семь копий с оригинала, который хранился у Хафсы, матери правоверных. Так Усман смог объединить всех людей посредством сделанной и приумноженной копии Корана, но в то же время он запретил использовать иные записи. Так Коран остался в той форме, в которой он был написан в присутствии Пророка (с.а.с.). Приумноженная копия Корана полностью соответствует именно тому оригиналу, который был собран Абу Бакром. Затем мусульмане стали переписывать Коран исключительно с этих копий, и только. Впоследствии не осталось иных вариантов Корана, кроме копий Усмана. Когда появились типографии, Коран стал печататься с копий Усмана по той же форме» (конец цитаты).

б) «Облегчение в достижении основ»: «Аллах взял на себя ответственность сохранить Священный Коран, Он обещал, что ложь не подберётся к нему ни спереди, ни сзади, что никто не сможет изменить в нём даже букву:

إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15:09),

إِنَّ عَلَيْنَا جَمْعَهُ وَقُرْآنَهُ

«Нам надлежит собрать его и прочесть» (75:17),

وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ اللَّهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلَافًا كَثِيرًا

«… Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (4:82),

لَا يَأْتِيهِ الْبَاطِلُ مِن بَيْنِ يَدَيْهِ وَلَا مِنْ خَلْفِهِ تَنزِيلٌ مِّنْ حَكِيمٍ حَمِيدٍ

«Ложь не подберётся к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального» (41:42).

Аллах сохранил Коран и отправил тех, кто собрал его, сохранил от подмены и искажений. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, передали нам его путём таватура, передали точь-в-точь снизошедшее Откровение и то, что приказал записать Посланник (с.а.с.). Коран останется сохранённым вплоть до Судного дня» (конец цитаты).

 

30 Рабиъ ус-сани 1442 г.х.
15.12.2020 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»