27
Сб, фев

Пояснение хадиса «Моя Умма расколется на семьдесят три группы»

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Адресован Абдуллаху Умару

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Я — Абдуллах из Афганистана. Да хранит Аллах Вас, наш шейх! Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

إِنَّ بَنِي إِسْرَائِيلَ افْتَرَقَتْ عَلَى إِحْدَى وَسَبْعِينَ فِرْقَةً، وَإِنَّ أُمَّتِي سَتَفْتَرِقُ عَلَى ثِنْتَيْنِ وَسَبْعِينَ فِرْقَةً، كُلُّهَا فِي النَّارِ، إِلَّا وَاحِدَةً

«Моя Умма разделится на семьдесят три группы. И все они — в огне, за исключением одной».

Прошу Вас, пожалуйста, поясните этот хадис.

Ответ:

Первое: интересующий вас хадис в той форме, в которой вы упомянули его в вопросе, был рассмотрен нами в ответе на вопрос за 24 Раби уль-авваля 1439 г.х. (11.01.2018 г.).

Мы исследовали данный хадис со всеми его многочисленными передачами, в том числе и теми, в которых прослеживаются излишние добавочные выражения. В своём заключении того ответа я сказал: «…хадис о разделении Уммы на семьдесят три группы без упоминаний добавочных выражений является достоверным (сахих). Что касается первого добавочного выражения «Все — в Аду, кроме одной», то большинство хадисоведов считает его надёжным (хасан). Что касается второго добавочного выражения «Все — в Раю, кроме одной», то большинство посчитало его слабым (даиф), и лишь малая часть хадисоведов считает его надёжным (хасан). Согласно моему мнению, допустимо принимать первое добавочное выражение, а второе нельзя на основании вышеприведённого разбора цепочек передач хадисов, в которых упоминаются добавочные выражения».

— Вывел Тирмизи от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

تَفَرَّقَتْ الْيَهُودُ عَلَى إِحْدَى وَسَبْعِينَ أَوْ اثْنَتَيْنِ وَسَبْعِينَ فِرْقَةً وَالنَّصَارَى مِثْلَ ذَلِكَ وَتَفْتَرِقُ أُمَّتِي عَلَى ثَلَاثٍ وَسَبْعِينَ فِرْقَةً

«Иудеи разделились на семьдесят одну или семьдесят две группы, христиане — подобным же образом, а моя Умма разделится на семьдесят три группы». Относительно передачи от Саада и Абдуллаха ибн Амра и Авфи ибн Малика известный хадисовед Абу Иса сказал: «Хадис Абу Хурайры является достоверным». В другой версии Тирмизи от Абдуллаха ибн Амра говорится: нам рассказал Махмуд ибн Гайлян, Абу Давуд аль-Хафари от Суфьяна ас-Саври, от Абдуррахмана ибн Зияда аль-Африки, от Абдуллаха ибн Язида, от Абдуллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

وَإِنَّ بَنِي إِسْرَائِيلَ تَفَرَّقَتْ عَلَى ثِنْتَيْنِ وَسَبْعِينَ مِلَّةً وَتَفْتَرِقُ أُمَّتِي عَلَى ثَلَاثٍ وَسَبْعِينَ مِلَّةً كُلُّهُمْ فِي النَّارِ إِلَّا مِلَّةً وَاحِدَةً قَالُوا وَمَنْ هِيَ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ مَا أَنَا عَلَيْهِ وَأَصْحَابِي

«Сыны Израиля разделились на семьдесят две группы, а моя Умма разделится на семьдесят три группы. И все они — в огне, за исключением одной». Его спросили: «А какая это группа, о Посланник Аллаха?». Он (с.а.с.) ответил: «Это та группа, которая идёт по тому же, что я и мои сподвижники». Известный хадисовед Абу Иса сказал: «Этот хадис является надёжным по одной лишь линии».

— Вывел аль-Хаким в «Мустадрак» от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

افْتَرَقَتْ الْيَهُودُ عَلَى إِحْدَى أَوْ ثِنْتَيْنِ وَسَبْعِينَ فِرْقَةً وَتَفَرَّقَتْ النَّصَارَى عَلَى إِحْدَى أَوْ ثِنْتَيْنِ وَسَبْعِينَ فِرْقَةً وَتَفْتَرِقُ أُمَّتِي عَلَى ثَلاثٍ وَسَبْعِينَ فِرْقَةً

«Иудеи раскололись на семьдесят одну (или семьдесят две) группы, христиане разделились на семьдесят одну (или семьдесят две) группы. Моя Умма расколется на семьдесят три группы».

Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным по условиям Муслима, даже если он не передал его в своём сборнике. С этим мнением согласен известный хадисовед аз-Захаби.

Второе: что касается того, какому из значений хадиса мы отдали предпочтение, то ниже следует объяснение:

1 — Слова «الفُرقة — фурка — раскол» и «التفرق — тафаррук — разделение» часто употребляются Шариатом в значении расхождения в вероучении — акыде, исходных принципах религии и в категорических и однозначных вопросах. Всевышний Аллах говорит:

وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ تَفَرَّقُوا وَاخْتَلَفُوا مِن بَعْدِ مَا جَاءَهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَأُولَئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (3:105),

وَمَا تَفَرَّقَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ إِلَّا مِن بَعْدِ مَا جَاءَتْهُمُ الْبَيِّنَةُ

«Те, кому было даровано Писание, распались только после того, как к ним явилось ясное знамение» (98:04),

إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ وَمَا اخْتَلَفَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ إِلَّا مِن بَعْدِ مَا جَاءَهُمُ الْعِلْمُ بَغْيًا بَيْنَهُمْ وَمَن يَكْفُرْ بِآيَاتِ اللَّهِ فَإِنَّ اللَّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ

«Воистину, религией у Аллаха является Ислам. Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Если кто не уверовал в знамения Аллаха, то ведь Аллах скор на расчёт» (3:19),

إِنَّ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا لَّسْتَ مِنْهُمْ فِي شَيْءٍ إِنَّمَا أَمْرُهُمْ إِلَى اللَّهِ ثُمَّ يُنَبِّئُهُم بِمَا كَانُوا يَفْعَلُونَ

«Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на группы. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (6:159).

2 — Что касается «одной группы», о которой говорится в хадисе, то Шариат называет её общиной мусульман, объединившихся друг с другом вокруг исламского вероучения — акыды, как это понимается из шариатских текстов. Например, общеизвестный хадис от Абдуллаха ибн Масъуда, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لَا يَحِلُّ دَمُ امْرِئٍ مُسْلِمٍ يَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَّا بِإِحْدَى ثَلَاثٍ الثَّيِّبُ الزَّانِي و وَالنَّفْسُ بِالنَّفْسِ وَالتَّارِكُ لِدِينِهِ ا الْمُفَارِقُ لِلْجَمَاعَةِ

«Проливать кровь мусульманина, который свидетельствует, что нет божества кроме Аллаха и что я — Посланник Аллаха, можно только в трёх случаях: если он вступил в брак и совершил прелюбодеяние, если он убил человека и если он отрёкся от веры и откололся от общины», — хадис передали Бухари и Муслим.

В этом благородном хадисе Пророк Мухаммад (с.а.с.) поясняет, что отход от общины — это выход из религии, потому что он назвал отрёкшегося от религии отколовшимся от общины. Это указывает на то, что отход от общины в таком значении является неверием и отречением от религии и общины.

— В книге имама Ибн Хаджа «Фатх уль-Бари — Шарх сахих аль-Бухари» приводится следующее: «Выражение «الْمُفَارِقُ لِدِينِهِ — отрёкшийся от своей религии» относится к тому, кто вышел из общины. В другой версии от Абу Зарра, от аль-Кушмихани и аль-Бакы употребляется выражение «الْمَارِقُ مِنَ الدِّينِ — отступившийся от веры», и оно указывает на того, кто оставил свою религию, потому что слово «مُرُوقٌ» означает отступление и измена. В одной из версии в сборниках Муслима говорится: «وَالتَّارِكُ لِدِينِهِ الْمُفَارِقُ لِلْجَمَاعَةِ — оставивший свою религию и отколовшийся от общины».

Следовательно, под общиной в данном случае имеется в виду община мусульман, а отколовшийся от общины — это человек, предавший мусульман своим вероотступничеством, ибо подобное свойственно отрёкшемуся и отколовшемуся человеку. Имам аль-Байдави говорит: «Отречение от своей религии — это поступок, присущий вероотступнику, т.е. тому, кто откалывается от мусульман и перестаёт быть одним из них».

3 — Слова Посланника Аллаха (с.а.с.): «Моя Умма разделится…», «Эта Умма разделиться…», «Воистину, этот миллят разделится…» в различных передачах — риваятах — хадиса ясно указывают на то, что под словами «Умма» и «Миллят» в данном случае имеется в виду Исламская Умма, уверовавшая и исповедующая Ислам. В хадисе речь идёт о конкретном народе, а именно — Исламской Умме.

4 — Как известно, расхождение — ихтиляф — во мнениях в Исламе бывает порицаемым и поощряемым. Что касается поощряемого расхождения, то это разногласие во второстепенных — иджтихадий — вопросах на основе расхождения в понимании шариатских текстов. За правильное мнение муджтахид получает две награды, а за ошибочное — одну, как об этом приводится в благородном хадисе в сборнике Бухари от Амра ибн аль-Аса, что он слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

إِذَا حَكَمَ الْحَاكِمُ فَاجْتَهَدَ ثُمَّ أَصَابَ فَلَهُ أَجْرَانِ وَإِذَا حَكَمَ فَاجْتَهَدَ ثُمَّ أَخْطَأَ فَلَهُ أَجْرٌ

«Если судья вынес решение, усердствуя должным образом, и решение его оказалось правильным, то ему полагается двойная награда, а если он вынес решение, усердствуя должным образом, но ошибся, то ему полагается только одна награда».

Что касается порицаемого расхождения, то оно бывает:

а) Расхождением в вопросах вероучения — акыды — и категорических и однозначных решениях Шариата. Данный вид разногласия выводит человека из Ислама.

б) Расхождением по причине вынесения решения по своей прихоти. Как, например, разногласие среди приверженцев нововведений — бидаатов. Данный вид не делает своего приверженца неверующим.

в) Несогласием в подчинении правителю, т.е. расхождением с законным по Шариату правителем мусульман. Данный вид не выводит своего приверженца из Ислама. И другие виды расхождения, которые не выводят своих приверженцев из Ислама.

Третье: основываясь на приведённых выше примечаниях и принимая их во внимание, мы можем понять благородный хадис о разделении иудеев и христиан и разделении Исламской Уммы. Это можно объяснить следующим образом:

1 — Всевышний Аллах послал Мусу (Моисея), мир ему, с религией истины сынам Израиля. В него уверовали те, кто уверовал, и объединились вместе с ним вокруг истинного вероучения и единобожия. Таким образом, они стали единой общиной верующих. Однако со временем из этой общины отступила масса людей, которые разошлись с ней в религии и отреклись от её вероучения, а также категорических и однозначных предписаний религии Мусы (Моисея), мир ему.

Этим самым они вышли из религии Мусы (Моисея), мир ему, и стали неверующими. Все они являются народами неверия и обитателям Ада. «Обладатели Писания разделились в своей религии на семьдесят два течения…». Что касается тех, кто остался верным религии Мусы (Моисея), мир ему, и не отрёкся от его общины, то они являются приверженцами Истины и обитателями Рая. Именно эта община, состоящая из последователей Мусы (Моисея), мир ему, является спасённой.

2 — Всевышний Аллах послал Ису (Иисуса), мир ему, с религией истины сынам Израиля. В него уверовали те, кто уверовал, и объединились вместе с ним вокруг истинного вероучения и единобожия. Таким образом, они стали единым сообществом верующих. Однако со временем из этой общины отступила масса людей, которые разошлись с ней в религии и отреклись от её вероучения, а также категорических и однозначных предписаний религии Исы (Иисуса), мир ему. Этим самым они вышли из религии Исы (Иисуса), мир ему, и стали неверующими. Их численность достигла 71 течения. Все они являются народами неверия и обитателями Ада. Что касается тех, кто остался верным религии Исы (Иисуса), мир ему, и не отрёкся от его общины, т.е. семьдесят второй общины, то они являются приверженцами Истины и обитателями Рая. Именно эта община, состоящая из последователей Исы (Иисуса), мир ему, является спасённой.

3 — Затем Всевышний Аллах послал Своего Пророка Мухаммада (с.а.с.) с религией истины и вероучением единобожия. В него уверовали мусульмане и объединились вокруг того вероучения, в которое уверовал сам Пророк (с.а.с.) и его благородные сподвижники. Благодаря этому объединению они стали единой Уммой, нацией и общиной Ислама. Однако были и будут такие, которые отступили или отступят от религии Мухаммада (с.а.с.) и отреклись или отрекутся от веры в Ислам и категорических предписаний, лежавших в основе религии Мухаммада (с.а.с.), его сподвижников и общины мусульман. Каждая вышедшая из Ислама группа стала или станет общиной, отдельной от общины Ислама, потому что они уверовали в вероучения, которые находятся в противоречии с вероучением Ислама.

Их численность достигла или достигнет 72 общин, и все они являются неверующими и обитателями Ада. Оставшаяся же семьдесят третья община — первозданная община — это община Ислама и нация, верующая в то, во что уверовал Пророк Мухаммад (с.а.с.) и его сподвижники. Эта община будет придерживаться категорических и однозначных предписаний Ислама. И этой общиной является Исламская Умма, которая верует в Аллаха, Его ангелов, Писания и посланников, Судный день и судьбу — «Када ва кадар» — плохую и хорошую от Всевышнего Аллаха. Этой общиной считается вся Исламская Умма в целом. Следовательно, группы и народы, объединившиеся друг с другом вокруг того, вокруг чего объединились Пророк Мухаммад (с.а.с.) и его сподвижники, являются той спасённой общиной, приверженцы которой удостоятся чести войти в Рай.

Четвёртое: на основании вышеприведённого объяснения значения этого хадиса и его реальности мы делаем следующий вывод:

1 — Спасённой общиной является вся Исламская Умма своим общим пониманием, все мусульмане, объединившиеся вокруг исламского вероучения и категорических и однозначных предписаний религии, независимо от внутренних расхождений во мнениях, идеях и учениях по второстепенным вопросам исламского вероучения и исламского законодательства. Причиной успеха Исламской Уммы и того, что мусульмане удостоились стать обитателями Рая, служит их вера в исламское вероучение и категорические и однозначные предписания исламского законодательства. Таким образом, становится ясно следующее:

а) Приверженцы «Ахлю с-Сунна ва аль-Джамаа», такие как ашариты, матуридиты и другие сторонники догматического учения «ильм уль-Калям», а также те, которых называют «саляфитами», учёные хадисологии «Ахлю ль-Хадис» и другие сторонники различных исламских мыслительных школ — все они являются приверженцами спасённой группы, с дозволения Аллаха, ибо все они следуют Пророку Мухаммаду (с.а.с.) и верят в исламское вероучение и категорические и однозначные предписания Ислама. Существующие между ними расхождения во мнениях не выводят их из Ислама.

б) Различные правовые «фикхий» школы, такие, как ханафиты, маликиты, шафииты, ханбалиты и другие фикхий школы с последователями различных муджтахидов — все они являются приверженцами спасённой группы, с дозволения Аллаха, ибо все они следуют Пророку Мухаммаду (с.а.с.) и верят в исламское вероучение и категорические и однозначные предписания Ислама. Существующие между ними расхождения во мнениях не выводят их из Ислама.

в) Исламские ассоциации и движения, ведущие деятельность в современное время, такие, как «Хизб ут-Тахрир», «Аль-Ихван аль-Муслимун», «Джамаат ут-Таблиг», «Джихадисты», «Саляфиты» и другие — все они являются приверженцами спасённой группы, с дозволения Аллаха, ибо все они следуют Пророку Мухаммаду (с.а.с.) и верят в исламское вероучение и категорические и однозначные предписания Ислама. Существующие между ними расхождения во мнениях не выводят их из Ислама.

Следовательно, ни одна исламская группа из числа мусульман не имеет права называть только себя спасённой группой и победоносной общиной на основании этого благородного хадиса. Это так, потому что такое понимание выводит несогласных с этой группой мусульман из лона Ислама в лоно неверия, а это недопустимо ни при каких обстоятельствах. Ведь все мусульмане, которые верят в исламское вероучение и руководствуются категорическими и однозначными предписаниями Ислама, являются приверженцами спасённой группы, с дозволения Аллаха.

2 — Вышедшие из Ислама группы, которые стали неверующими и навлекли на себя погибель, заслужив тем самым пребывание в Аду — это группы, которые вступили в противоречие с религией, отклонились от вероучения — акыды — мусульман, нарушили Ислам и преступили границы категорических и однозначных предписаний, а именно — придали Аллаху сотоварищей, или приняли для себя некого пророка после Мухаммада (с.а.с.), или отвергли Сунну Посланника Аллаха (с.а.с.), или что-то в этом роде. Например, это друзы, нусайриты, бахаиты, кадианиты и другие неверующие и вышедшие из Ислама группы. К таким группам относились и те иудейские секты, которые вышли из религии пророка Мусы (Моисея) и превратили пророка Узайра, мир ему, в сына божьего, а также те христианские секты, которые вышли из религии Исы (Иисуса) и превратили его в сына божьего. Эти секты отклонились от вероучения этих двух благородных посланников, мир им, и их религии, поэтому они стали неверующими.

Я надеюсь, что смысл хадиса стал ясен с этим объяснением, и Аллах — самый знающий и самый мудрый!

 

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
16 Джумада аль-ахира 1442 г.х.
29.01.2021 г.

 

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, на вопросы посетителей его страницы в «Фейсбуке»