16
Ср, июнь

Мусульманин обязан восполнить пропущенные намазы

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Недавно с помощью своего друга из партии «Хизб ут-Тахрир» я нашёл Вашу страницу в интернете. Мне понравилась Ваша проницательность во мнении и сила аргументации, особенно в вопросах фикха. Прошу Всемогущего Аллаха продлить Вашу жизнь, чтобы дать Вам возможность творить добро и повысить уровень знаний. Прошу Аллаха направить меня на путь, угодный Ему и Его Посланнику (с.а.с.).

Хвала Аллаху, я начал совершать намаз, но это произошло спустя годы после достижения возраста ответственности. Мой вопрос: должен ли я восполнить упущенные намазы, или же Аллах простит меня без восполнения?

Ответ:

Хвала Аллаху, Который наставил Вас на прямой путь. Вы начали совершать намаз и думаете о восполнении упущенного. Прошу Аллаха одарить Вас стойкостью и терпением.

Что касается намазов, которые Вы не совершали ранее с тех пор, как достигли половой зрелости и стали религиозно обязанным человеком, то поскольку Вы — мусульманин, эти намазы, которые Вы не выполнили, остаются Вашим долгом, и их необходимо выполнить. Следовательно, Вы должны рассчитать период времени от полового созревания до того времени, когда взяли на себя обязательство совершать намаз. Скажем, например, что этот период составляет три года. Тогда Вы должны совершить все намазы за пропущенные три года. То есть пять молитв в день, которые являются обязательными (фард). Что касается дополнительных намазов (сунна), Вы не обязаны восполнять их.

Это можно организовать и облегчить, совершая каждый день после обязательного намаза один такой же пропущенный намаз. Если же Вы хотите совершать несколько пропущенных намазов сразу, то в этом есть великое благо, поскольку восполнение всех пропущенных намазов займёт гораздо меньше времени. Прошу Аллаха помочь Вам в восполнении намазов, которые Вы пропустили, и помочь в дальнейшем совершать все намазы вовремя.

Шариатские доказательства, подтверждающие моё мнение, я приведу из книги «Законы намаза» Али Рагиба:

«Преднамеренно откладывать и совершать намаз не в установленное время без шариатской причины категорически запрещается в Коране. Аллах говорит:

فَوَيۡلٞ لِّلۡمُصَلِّينَ ٤ ٱ لَّذِينَ هُمۡ عَن صَلَاتِهِمۡ سَاهُونَ ٥

«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (107:4,5),

فَخَلَفَ مِنۢ بَعۡدِهِمۡ خَلۡفٌ أَضَاعُواْ ٱ لصَّلَوٰةَ وَ ٱ تَّبَعُواْ ٱ لشَّهَوَٰتِۖ فَسَوۡفَ يَلۡقَوۡنَ غَيًّا ٥٩

«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток» (19:59).

Также это подтверждается смысловым значением хадиса мутаватир, в котором разъяснены времена намазов. Аллах установил для каждого обязательного намаза свой срок, который начинается в определённое время и заканчивается в определённое время. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

مَنْ فَاتَتْهُ صَلَاةُ الْعَصْرِ فَكَأَنَّمَا وُتِرَ أَهْلَهُ وَمَالَهُ

«Тот человек, кто пропускает послеполуденный (аср) намаз, подобен лишившемуся своей семьи и имущества» (Тирмизи). Также Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал в отношении того, кто откладывает намаз:

لَيْسَ التَّفْرِيطُ فِي النَّوْمِ إِنَّمَا التَّفْرِيطُ فِي الْيَقَظَةِ

«Сон не является проявлением небрежности — небрежность проявляется при бодрствовании» (Тирмизи).

<…>

Тот, кто пропустил намаз, по уважительной шариатской причине или нет, обязан восполнить его. Восполнение долга подтверждается достоверным хадисом. Передано в двух сборниках достоверных хадисов от Имрана ибн Хусайна:

كُنَّا فِي سَفَرٍ مَعَ النَّبِيِّ ﷺ، وَإِنَّا أَسْرَيْنَا حَتَّى كُنَّا فِي آخِرِ اللَّيْلِ وَقَعْنَا وَقْعَةً وَلَا وَقْعَةَ أَحْلَى عِنْدَ الْمُسَافِرِ مِنْهَا، فَمَا أَيْقَظَنَا إِلَّا حَرُّ الشَّمْسِ... فَلَمَّا اسْتَيْقَظَ النَّبِيُّ ﷺ شَكَوْا إِلَيْهِ الَّذِي أَصَابَهُمْ فَقَالَ: لَا ضَيْرَ أَوْ لَا يَضِيرُ ارْتَحِلُوا، فَارْتَحَلُوا فَسَارَ غَيْرَ بَعِيدٍ، ثُمَّ نَزَلَ فَدَعَا بِمَاءٍ فَتَوَضَّأَ، ثُمَّ نَادَى بِالصَّلَاةِ فَصَلَّى بِالنَّاسِ

«Однажды, находясь в пути вместе с Пророком (с.а.с.), мы передвигались ночью, пока в конце её не достигли одного места, где упали на землю от усталости, и нет для путника ничего слаще этого. И мы заснули так крепко, что разбудила нас только жара, так как уже поднялось солнце. <…> Когда проснулся Пророк (с.а.с.), которому люди стали жаловаться на то, что их постигло, он сказал: «Не беда (или сказал: «Это не повредит вам»), отправляйтесь», — и они двинулись в путь. Проехав совсем немного, Пророк (с.а.с.) спешился, велел принести себе воды и совершил омовение, после чего прозвучал призыв к намазу, и он совершил намаз вместе с людьми». Сообщается от Джабира (р.а.):

أَنَّ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ جَاءَ يَوْمَ الْخَنْدَقِ بَعْدَمَا غَرَبَتْ الشَّمْسُ فَجَعَلَ يَسُبُّ كُفَّارَ قُرَيْشٍ، قَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ مَا كِدْتُ أُصَلِّي الْعَصْرَ حَتَّى كَادَتْ الشَّمْسُ تَغْرُبُ، فَقَالَ النَّبِيُّ ﷺ: وَاللَّهِ مَا صَلَّيْتُهَا، فَقُمْنَا إِلَى بُطْحَانَ فَتَوَضَّأَ لِلصَّلَاةِ وَتَوَضَّأْنَا لَهَا فَصَلَّى الْعَصْرَ بَعْدَمَا غَرَبَتْ الشَّمْسُ ثُمَّ صَلَّى بَعْدَهَا الْمَغْرِبَ

«Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) пришёл в день битвы у Рва после того, как село солнце, принялся ругать неверных из племени Курайш и сказал: «О Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я едва успел совершить послеполуденный намаз (аср) перед тем, как зашло солнце!». И Пророк (с.а.с.) сказал: «Клянусь Аллахом, я до сих пор не совершил его…». Затем мы спустились в местность Бутхан, и Посланник Аллаха (с.а.с.) совершил малое омовение для намаза, и мы тоже вместе с ним совершили малое омовение, а затем он (с.а.с.) совершил послеполуденный намаз (аср) после того, как скрылось солнце, а после этого он совершил вечерний намаз (магриб)» (Бухари, Муслим). Сообщается от Абу Саида:

حُبِسْنَا يَوْمَ الْخَنْدَقِ عَنْ الصَّلَاةِ حَتَّى كَانَ بَعْدَ الْمَغْرِبِ بِهَوِيٍّ مِنْ اللَّيْلِ حَتَّى كُفِينَا، وَذَلِكَ قَوْلُ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ: ﴿وَكَفَى اللَّهُ الْمُؤْمِنِينَ الْقِتَالَ وَكَانَ اللَّهُ قَوِيّاً عَزِيزاً﴾. قَالَ: فَدَعَا رَسُولُ اللَّهِ ﷺ بِلَالًا، فَأَقَامَ صَلَاةَ الظُّهْرِ فَصَلَّاهَا وَأَحْسَنَ صَلَاتَهَا كَمَا كَانَ يُصَلِّيهَا فِي وَقْتِهَا، ثُمَّ أَمَرَهُ فَأَقَامَ الْعَصْرَ فَصَلَّاهَا وَأَحْسَنَ صَلَاتَهَا كَمَا كَانَ يُصَلِّيهَا فِي وَقْتِهَا، ثُمَّ أَمَرَهُ فَأَقَامَ الْمَغْرِبَ فَصَلَّاهَا كَذَلِكَ

«В день битвы у Рва мы были отвлечены от намаза до тех пор, пока не наступила ночь. Сражение прекратилось согласно словам Аллаха: «Аллах избавил верующих от сражения. Аллах — Всесильный, Могущественный». Потом Посланник Аллаха (с.а.с.) позвал Биляла и приказал начать созывать на намаз. Был произнесён икамат, и Пророк (с.а.с.) совершил полуденный (зухр) намаз, как обычно совершал его. Потом был произнесён икамат, и он совершил послеполуденный (аср) так же. Потом был произнесён икамат, и он совершил вечерний (магриб) так же» (Ибн Хиббан). Сообщается, что служанка аль-Хасъамия сказала:

يَا رَسُولَ اللهِ، إِنَّ أَبِي أَدْرَكَتْهُ فَرِيضَةُ الْحَجِّ شَيْخاً زَمِناً لَا يَسْتَطِيعُ أَنْ يَحُجَّ، إِنْ حَجَجْتُ عَنْهُ أَيَنْفَعُهُ ذَلِكَ؟ فَقَالَ لَهَا: أَرَأَيْتِ لَوْ كَانَ عَلَى أَبِيكِ دَيْنٌ فَقَضَيْتِهِ أَكَانَ يَنْفَعُهُ ذَلِكَ؟ قَالَتْ: نَعَمْ. قَالَ: فَدَيْنُ اللهِ أَحَقُّ بِالْقَضَاءِ

«О Посланник Аллаха! Обязательный хадж застал моего отца в преклонном возрасте с хронической болезнью, так что он не мог совершить этот обряд. Если я совершу хадж вместо него, поможет ли это ему?». И он сказал: «Если бы у твоего отца был долг, и ты вернула бы его, помогло бы это ему?». Она сказала: «Да». Он сказал: «Долг перед Аллахом более достоин восполнения» (Насаи).

Все эти хадисы ясно указывают на обязательность восполнения намазов. Поэтому нет иного искупления за оставление намаза, кроме восполнения, равно пропущен ли намаз по уважительной причине или нет, поскольку в хадисах сказано однозначно. Нельзя сказать, что эти хадисы обусловлены определёнными случаями, как сон, забывчивость, сражение и немощь, поскольку всё это считается шариатскими уважительными причинами для откладывания намаза от установленного времени. Как будто восполнение связано только с этими положениями и не распространяется на другие, такие как преднамеренное оставление намаза, относительно чего, согласно некоторым мнениям, не имеется текста, позволяющего восполнение.

Почему-то в противоречие этим положениям ставится преднамеренное оставление намаза, в отношении которого не приводится текст, дозволяющий его восполнение. Это мнение ошибочно, потому что в этих хадисах положение сна, забывчивости и сражения не приводятся в таком виде, который ограничивал бы ими восполнение. Скорее, это были описаниями инцидентов, которые произошли, но из них нельзя понять, что восполнение связано только этими ситуациями. Например, в хадисе Джабира о том, как Умар ибн аль-Хаттаб принялся ругать неверных из племени Курайш и сказал: «О Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я едва успел совершить послеполуденный намаз (аср) перед тем, как зашло солнце!», — и Пророк (с.а.с.) сказал ему: «Я до сих пор не совершил его». Затем был произнесён икамат, и он (с.а.с.) взял омовение и совершил намаз.

Как видно, здесь нет того, что указывало бы на обусловленность восполнения этими положениями? То же самое можно сказать в отношении других хадисов. В них нет того, что указывало бы на дозволенность восполнения в этих положениях и запретность в других. Каждый из этих хадисов, относящийся к конкретному случаю, приведён для изложения события, а не для обозначения обусловленности. При внимательном чтении этих хадисов становится ясно, что в них не наблюдается то, что ограничивало бы восполнение намаза исключительно излагаемыми ситуациями.

Кто-то может сказать: хадисы, в которых имеются глаголы, несущие смысл описания, как «кто спал или забыл», «если проспал или пропустил по забывчивости», несут смысл обусловленности этими ситуациями, и в них рассматривается обратный смысл, поскольку это описание, а в случаях описания рассматривается обратный смысл. И может сказать: если бы глаголы не приводились для ограничения этими положениями, тогда не было бы никакого смысла в описании, а это невозможно в хадисах.

На такое утверждение мы ответим: обратный смысл в этих хадисах аннулирован другими текстами. Если есть текст, прямое значение которого противоречит обратному значению другого текста, тогда обратное значение аннулируется. В таком случае нужно действовать согласно прямому значению, поскольку оно сильнее по сравнению с обратным значением. <…> Следовательно, обратный смысл этих хадисов аннулирован согласно другим хадисам о восполнении намаза в случае пропуска по разным причинам, в том числе — по причине сражения.

В хадисе о восполнении хаджа говорится: «Долг перед Аллахом более достоин восполнения». Здесь говорится в общей форме и подразумеваются все долги перед Аллахом. Намаз — тоже долг перед Аллахом, и он подпадает под значение этих слов. К тому же, выражение «долг перед Аллахом» по правилам арабского языка считается исм джинс мудаф, и это говорит о том, что оно имеет общее значение.

Оставивший намаз преднамеренно призывается к восполнению, как призывается каждый мусульманин, и он обязан восполнить пропущенные намазы, поскольку они записаны ему в долг. Долг не снимается с человека до тех пор, пока он не вернёт его. Точно так же и пропущенный намаз снимается только при его восполнении, но при этом на нём остаётся грех за несвоевременное совершение намаза».

 

Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
23 Рамадана 1442 г.х.
05.05.2021 г.