29
Ср, сен

Несение призыва является фардом кифая или фардом айн?

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

от Абдур-Рахмана Алма

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Пусть Аллах воздаст Вам благом и дарует Вашими руками победу Исламу и мусульманам.

У меня два вопроса: несение призыва является фардом кифая или фардом айн? Имеет ли несение призыва с группой тот же характер, что и несение призыва в индивидуальном порядке?

Да благословит Вас Аллах!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

1) Деятельность по установлению Халифата является фардом до тех пор, пока он не будет установлен. Деятельность по возобновлению исламского образа жизни является фардом до тех пор, пока он не будет возобновлён. Такая деятельность возможна лишь с группой. Это значит, что быть частью группы, которая ведёт деятельность по возобновлению исламского образа жизни, является фардом. Однако данный фард является фардом кифая, который ложится на плечи мусульманина, достигшего возраста мукалляфа и являющегося способным к этому. Ответственность на нём лежит до тех пор, пока не будет возобновлён исламский образ жизни через установление Халифата.

2) Что касается вопроса: «Почему деятельность по установлению Халифата с группой является фардом?», — то на это указывают следующие слова Всевышнего:

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

В книге «Хизб ут-Тахрир» касательно этого аята говорится: «В этом аяте Всевышний Аллах повелевает, чтобы среди мусульман существовала сплочённая группа, совершающая два действия:

1) призывала к добру (Исламу);

2) приказывала одобряемое и запрещала предосудительное.

Хотя данное повеление о создании сплочённой группы выражено в форме требования, однако оно также содержит карину (посыл), указывающую на категоричность этого повеления. Поэтому деятельность, обозначенная данным аятом, является фардом для мусульман. Это подтверждается множеством других аятов и хадисов. Так Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللَّهُ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَابًا مِنْ عِنْدِهِ ثُمَّ لَتَدْعُنَّهُ فَلَا يَسْتَجِيبُ لَكُمْ

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя! Вы непременно будете приказывать одобряемое и запрещать предосудительное. В противном случае вы рискуете тем, что Аллах нашлёт на вас наказание, после чего вы будете взывать к Нему, но Он не ответит вам» (Ахмад). Этот хадис служит кариной (посылом) на то, что требование является категоричным, а его дело — ваджибом» (конец цитаты).

3) Что касается вопроса: «Почему деятельность по установлению Халифата с группой является фардом кифая?», — то причина этого заключается в том, что в аяте используется выражение «среди вас» (مِّنكُمْ), а оно указывает на то, что данный фард относится к категории кифая. Другими словами, пусть среди вас будет сплочение, которое призывает к добру (Исламу). Слово «الْخَيْرِ» (добро) пришло с определённым артиклем «اَلْ», который указывает целостность, т.е. на полноценный Ислам, важнейшей частью которого является Исламское Государство.

4) Определение фарда кифая было раскрыто в следующих книгах:

а) В книге «Исламская личность», 3 том, в теме «Ваджиб» говорится: «Что касается фарда с точки зрения его исполнения, то он делится на две категории: фард айн и фард кифая. С точки зрения обязательности они не отличаются друг от друга, поскольку на выполнение каждого из них имеется решительное требование (таляб джазим). Единственное их отличие заключается в том, что исполнение фарда айн требуется от каждого мусульманина в отдельности, а исполнение фарда кифая требуется от всех мусульман. Поэтому, если достаточное количество мусульман выполнило фард кифая, то он считается выполненным, и здесь не важно, все ли мусульмане участвовали в выполнении этого фарда, или это сделала какая-та их часть. Если же количества людей не хватает для реализации фарда кифая, то выполнение этого фарда остаётся обязательным для каждого мусульманина, и так будет до тех пор, пока не будет выполнен этот фард» (конец цитаты).

б) В книге «Исламская личность», 2 том, в теме «Халифат» говорится: «Избрание халифа, который будет устанавливать законы Ислама и вести исламский призыв, обязательно для всех мусульман — это вопрос, который не вызывает сомнений из-за неопровержимости своего происхождения в достоверных текстах Шариата. Более того, это — фард, поскольку установление правления Ислама и защита целостности мусульман являются обязанностью, возложенной Аллахом на мусульман. Однако данный фард относится к категории кифая, т.е. если часть мусульман выполнила его, то он считается исполненным, а значит, ответственность снимается с остальных. Если же часть мусульман не смогла выполнить его, даже если они предпринимают все необходимые меры ради осуществления данного фарда, то ответственность остаётся на всех мусульманах. Это значит, что выполнение фарда кифая остаётся на плечах всех мусульман, и так будет продолжаться, пока мусульмане остаются без халифа» (конец цитаты).

в) В книге «Исламская мысль» в теме «Фард кифая — фард для всех мусульман» говорится: «Фард — это обращение Законодателя, которое связано с решительным требованием (таляб джазим) исполнить то или иное дело. Например, Аллах говорит:

وَأَقِيمُوا الصَّلاةَ

«Совершайте намаз» (2:43),

انفِرُوا خِفَافًا وَثِقَالًا وَجَاهِدُوا بِأَمْوَالِكُمْ وَأَنفُسِكُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ

«Выступайте в поход, легко ли это вам будет или обременительно, и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами» (9:41).

Или слова Посланника (с.а.с.):

إِنَّمَا جُعِلَ الْإِمَامُ لِيُؤْتَمَّ بِهِ

«Имам назначается для того, чтобы [во время намаза] другие следовали за ним» (Бухари),

وَمَنْ مَاتَ وَلَيْسَ فِي عُنُقِهِ بَيْعَةٌ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«и тот, кто умер, не имея [возможности дать] присягу, тот умер смертью времён джахилии». Все эти тексты являются обращением Законодателя, которое связано с решительным требованием (таляб джазим) исполнить дело. Фактором, сделавшим требование решительным, выступила карина (посыл), которая имеет связь с требованием. Следовательно, выполнение этого требования становится ваджибом <…> Таким образом, будет ошибочно говорить, что фард кифая — это фард, за исполнение которого если берутся одни, то с других спадает ответственность. Напротив, фард кифая — это такой фард, исполнение которого если будет доведено до конца одними, то снимется ответственность с остальных. Это значит, что снятие ответственности за выполнение фарда кифая зависит от реальности, поскольку если требуемая деятельность выполнена, то фард считается исполненным. Такова реальность фарда кифая и она одинакова с реальностью фарда айн» (конец цитаты).

 

22 Мухаррама 1443 г.х.
30.08.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»