17
Пн, янв

Нельзя продавать то, чем не владеешь

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

От Абдуллаха Хаддада

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Да сделает Вас Аллах полезным для Ислама!

Не могли бы Вы разъяснить тему «Нельзя продавать то, чем не владеешь»? Касается ли это любого товара, или это относится лишь к продаже продуктов питания? Например, торговца, который продаёт строительные материалы (цемент, песок и т.п.), просят продать железо, которого у него нет. Тогда он связывается с другим продавцом, у которого есть железо в наличии, чтобы тот отправил ему необходимое количество. Каков хукм подобного действия? Примечание: между первым продавцом и продавцом железа существует предварительная договорённость о цене железа.

Другой пример: человек, который купил товар, но не получил его в руки, продаёт его другому человеку. Относится ли это к продаже того, чем не владеешь?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Запрет на продажу того, чего нет у торговца в наличии, включает в себя как продукты питания, так и непродовольственные товары, которые измеряются мерой (сосудами, кипами, метрами, локтями и т.д.), весом и поштучно. Эту тему мы объяснили в книге «Исламская личность», 2 том, в главе «Нельзя продавать то, чем не владеешь». В ней говорится: «Нельзя продавать товар, пока он полностью не перейдёт в собственность. Если же продавец продаст товар до того, как он стал его имуществом, то продажа считается недействительной (батыль). Это бывает в двух положениях. Первое: когда человек продаёт товар до того, как станет его владельцем. Второе: он продаёт товар после того, как купил его, но до того, как стал полновластным его собственником через получение товара на руки, поскольку это выступает условием.

Это связано с тем, что торговый договор действует только в отношении того, что стало имуществом. А то, чем человек ещё не овладел или что купил, но его переход в собственность ещё не завершён, не может быть предметом торговой сделки по Шариату. Пророк ﷺ запретил продавать то, чем не владеет продавец. Передаётся от Хакима ибн Хизама:

قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ يَأْتِينِي الرَّجُلُ يَسْأَلُنِي عَنِ الْبَيْعِ لَيْسَ عِنْدِي مَا أَبِيعُهُ ثُمَّ أَبِيعُهُ مِنَ السُّوقِ فَقَالَ لَا تَبِعْ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ

«Как-то я сказал: «О Посланник Аллаха! Ко мне приходит человек и просит меня продать то, чего нет у меня. Затем я продаю ему с рынка», — на что он ﷺ сказал: «Не продавай то, чего у тебя нет в наличии» (Ахмад). Передаётся от Амра ибн Шуайба, а он — от своего отца, а он — от своего отца: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا يَحِلُّ سَلَفٌ وَبَيْعٌ وَلَا شَرْطَانِ فِي بَيْعٍ وَلَا رِبْحُ مَا لَمْ تَضْمَنْ وَلَا بَيْعُ مَا لَيْسَ عِنْدَكَ

«Запрещается связывать долговое обязательство с торговой сделкой, запрещается ставить два условия в одной сделке, запрещается получать прибыль от того, за что не несёшь ответственность, запрещено продавать то, чего у тебя нет» (Абу Дауд). Выражения Пророка ﷺ «то, чего у тебя нет» является общим, и под него попадает то, что не является твоей собственностью; то, что ты не можешь передать; то, что ещё полностью не перешло в твоё имущество. Это подтверждается приведёнными хадисами по запрету продавать то, что ещё не было получено на руки, поскольку это является условием для полного перехода вещи в имущество другого. Это указывает на следующее: тому, кто купил товар, который должен быть передан в руки, чтобы покупка осуществилась в полном объёме, запрещено перепродать этот товар, пока он не будет получен на руки. Таким образом, хукмом для такого товара будет хукм продажи того, чем не владеешь. И это согласно словам Пророка ﷺ:

— Привёл Бухари:

مَنِ ابْتَاعَ طَعَامًا فَلَا يَبِعْهُ حَتَّى يَسْتَوْفِيَهُ

«Кто купил продукты питания, пусть не продаёт их, пока не получит их на руки».

— Привёл Абу Давуд:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَى أَنْ تُبَاعَ السِّلَعُ حَيْثُ تُبْتَاعُ حَتَّى يَحُوزَهَا التُّجَّارُ إلَى رِحَالِهِمْ

«Пророк ﷺ запретил продавать товар на том же месте, где он был куплен, пока торговцы не перевезут его к себе домой».

— Привёл Ибн Маджа:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَى عَنْ شِرَاءِ اَلصَّدَقَاتِ حَتَّى تُقْبَضَ

«Пророк ﷺ запретил покупать пожертвованное имущество, которое ещё не попало в руки тому, кому оно предназначено».

Привёл аль-Байхакы, что Посланник Аллаха ﷺ сказал Аттабу ибн Асиду:

إِنِّي قَدْ بَعَثْتُكَ إِلَى أَهْلِ اللَّهِ وَأَهْلِ مَكَّةَ فَانْهَهُمْ عَنْ بَيْعِ مَا لَمْ يَقْبِضُوا

«Я отправил тебя к жителям Мекки. Запрети им продавать то, чего нет у них на руках».

Все эти хадисы явным образом запрещают продавать то, чего нет на руках, потому что это не стало ещё полной собственностью продавца. Ведь те вещи, для перехода в собственность которых требуется их получения на руки, не могут стать имуществом покупателя, пока они не выйдут из-под ответственности продавца.

Отсюда становится ясно, что условием правильности сделки является то, чтобы продавец овладел товаром, чтобы он стал его собственностью.

Если же продавец не является владельцем товара, или переход товара в имущество продавца не был завершён, то абсолютно запрещено продавать такой товар. Данные условия касаются товаров, которые измеряются мерой (сосудами, кипами, метрами, локтями и т.д.), весом и поштучно. А там, где не обуславливается получение товара на руки для полного им овладения, например, животное, дом, земля и т.д., продавцу можно продавать этот товар, даже если он не получит его в руки.

Это связано с тем, что наличие лишь договора посредством предложения и принятия говорит о завершённости сделки, независимо от того, получил продавец товар на руки или нет, поскольку в данном случае продавец продал то, чем овладел. Вопрос неправильности сделки не связан с получением товара на руки, а связан с обладанием права собственности на товар и завершением права собственности на него. Что касается дозволенности продавать то, что ещё не было передано в руки, за исключением товаров, которые измеряются мерой (сосудами, кипами, метрами, локтями и т.д.), весом и поштучно, то это подтверждается достоверным хадисом.

Привёл Бухари от Ибн Умара:

أَنَّهُ كَانَ عَلَى بَكْرٍ لِعُمَر صَعْبٍ فَقَالَ لَهُ النَّبِيُّ بِعْنِيهِ فَقَالَ عُمَرُ هُوَ لَكَ فَاشْتَرَاهُ ثُمَّ قَالَ هُوَ لَكَ يَا عَبْدَ اللَّهِ فَاصْنَعْ بِهِ مَا شِئْتَ

«[Однажды, когда] он (Ибн Умар) сидел на непослушном верблюде Умара, Пророк ﷺ сказал ему: «Продай его мне!». Умар ответил: «Он твой, о Посланник Аллаха». И Посланник Аллаха купил его, а затем сказал: «Он твой, о Абдуллах ибн Умар, делай с ним, что хочешь». Это дарение верблюда до получения в руки указывает на полный переход товара в собственность. И указывает на дозволенность его продажи, потому что это стало собственностью продавца.

Следовательно, всё, что стало собственностью продавца, даёт ему право продавать этот товар. Поэтому то, что делают мелкие торговцы, когда ведут торги с покупателем относительно товара, договариваются с ним о цене и продают его, затем идут к другому продавцу, чтобы купить у него то, что уже продали покупателю, а затем приносят и отдают товар покупателю — это не дозволено. Причина этого заключается в том, что это считается продажей того, чем не владеешь. Ибо когда спросили торговца о товаре, то у него не было товара в наличии, а значит, он им не владел, но он знал, что этот товар есть у другого продавца на рынке, поэтому он начинает обманывать и говорить покупателю, что такой товар есть и он продаст ему товар.

Далее он идёт и покупает товар, но это уже после того, как продавец продал данный товар своему клиенту. Подобное является харамом, ведь продавец продал товар, которым не обладал на тот момент. Эта ситуация также похожа на ту, что делают продавцы ларьков зелени и круп. Они продают зелень и пшеницу, прежде чем это станет их собственностью. Некоторые торговцы покупают зелень или пшеницу у фермера, и до получения товара уже успевают продать его. Это запрещено, потому что эти товары относятся к продуктам питания, которые становятся собственностью только после получения их на руки. Точно так же ведут свои дела импортёры товаров из других стран. Они продают товар, который ещё не ввезли в страну, а это так же является харамом, потому что считается продажей того, что ещё не стало собственностью» (конец цитаты).

В заключение хочется отметить, что продажа того, чего у тебя нет, т.е. того, чем ты не владеешь, или процесс перехода в собственность не осуществился до конца, недопустима. Но продажа того, чего у тебя нет, так же включает в себя все вещи, которые измеряются мерой (сосудами, кипами, метрами, локтями и т.д.), весом и поштучно, независимо от того, относятся они к продуктам питания или нет. Но, если продажа не происходит в вещах, которые не измеряются мерой (сосудами, кипами, метрами, локтями и т.д.), весом и поштучно, таких как животные, дома, земля и т.п., тогда разрешается продавать их на основе обычного договора, где есть лишь предложение и принятие. Поскольку в данном случае право собственности на продаваемую вещь осуществляется на основании лишь договора, а получение на руки для перехода вещи в собственность в данном случае не является условием. Именно это объясняется в тексте книги «Исламская личность», 2 том, который мы привели ранее.

Исходя из этого, торговцу железом и цементом не разрешается продавать то, чего у него нет. Сначала он должен купить товар, затем он должен перейти в его собственность, т.е. товар должен быть доставлен в его магазин, и только затем он может выставить свой товар на продажу. И, как мы уже сказали, всё это касается вещей, которые измеряются мерой (сосудами, кипами, метрами, локтями и т.д.), весом и поштучно. Что касается других вещей, то их переход в собственность не нуждается в получении на руки.

Я надеюсь, что этот ответ будет исчерпывающим, но Аллаху более известно!

 

1 Джумада аль-уля 1443 г.х.
05.12.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»