26
Чт, мая

Поздравление христиан и других неверных с их праздниками

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

От Bahaa Alden Torman

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Мы просим Аллаха, чтобы Он одарил Вас здоровьем и благополучием. Мой вопрос касается поздравления христиан и других неверных с их праздниками, а также участия в этих праздниках. Вещью, которая побудила меня задать этот вопрос, стал ответ шейха Такыюддина Набхани, в котором говорится о дозволенности подобного. Прошу Вас разъяснить этот аспект.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху! Ранее мы уже отвечали на подобный вопрос. Приведу Вам цитаты оттуда:

«Дорогой брат! Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху! Что касается Вашего вопроса о поздравлении ахлю ль-китаб (людей Писания) с их праздниками, то, прежде чем отвечать, я бы хотел упомянуть Вам некоторые предыдущие публикации:

«1) 30.01.1970 был дан следующий ответ:

«Вопрос:

Каков хукм о посещении христиан, когда у них радостные события, или праздники, или когда они болеют? А также каков хукм участия (идти) в их похоронной процессии? Что нужно делать мусульманину, когда он посещает ахлю ль-китаб? И как всё это связано с благородным хадисом:

لَا تَبْدَءُوا الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى بِالسَّلَامِ

«Не приветствуйте иудеев и христиан первыми…»?

Ответ:

Было подтверждено, что Посланник Аллаха ﷺ посещал больного еврея, вставал, когда мимо него проносили погребальные носилки с умершим евреем, завещал хорошо обходиться с зиммиями. Все эти и им подобные тексты свидетельствуют о дозволенности:

— посещать христиан, когда у них радостные события, праздники, когда они болеют,

— участвовать (идти) в их похоронной процессии,

— выражать им соболезнование, и т.д.

Что касается хадиса об отсутствии приветствия первым иудеев и христиан, то это касается случая, когда Вы встречаете их на своём пути. Но сам текст касается только приветствия, т.е. не распространяется на другие вещи» (конец цитаты).

2) 17.07.1976 был дан следующий ответ:

«Вопрос:

Можно ли поздравлять христиан и иудеев, когда у них радостные события?

Ответ:

Дозволено поздравлять христиан, поскольку это — проявление доброты, что является дозволенным» (конец цитаты).

3) 16.01.2010 был дан следующий ответ:

«Вопрос:

Дозволено ли поздравлять ахлю ль-китаб (людей Писания) с их праздниками? И если на их поздравления мы ответим словами «И вам», то как будто мы провели аналогию с хадисом, где говорится, что на их приветствие (ассаляму алейкум) нужно отвечать «Ва алейкум» («И вам») <…>.

Ответ:

<…> Всё обстоит иначе. Ведь упомянутое в хадисе является ответом на их слова «ас-саму алейкум». Слово «ас-саму» означает смерть. Передаётся от Аиши:

دَخَلَ رَهْطٌ مِنْ الْيَهُودِ عَلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالُوا السَّامُ عَلَيْكُمْ قَالَتْ عَائِشَةُ فَفَهِمْتُهَا فَقُلْتُ وَعَلَيْكُمْ السَّامُ وَاللَّعْنَةُ قَالَتْ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَهْلاً يَا عَائِشَةُ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الرِّفْقَ فِي الْأَمْرِ كُلِّهِ فَقُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَوَلَمْ تَسْمَعْ مَا قَالُوا قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَدْ قُلْتُ وَعَلَيْكُمْ

«Группа иудеев подошла к Посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «Ас-Саму алейкум» («Смерть вам»). И я поняла значение этих слов, поэтому ответила им так: «И вам смерть и проклятие», — на что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Повремени, о Аиша! Аллах любит сострадание во всём». Тогда я сказала: «О Посланник Аллаха! Разве ты не слышал, что они сказали?», — на что он ﷺ сказал: «Я уже сказал [им в ответ] «алейкум» («И вам»)» (привели Бухари и Муслим).

В другой версии Муслима от Абдуллаха ибн Умара говорится: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ الْيَهُودَ إِذَا سَلَّمُوا عَلَيْكُمْ يَقُولُ أَحَدُهُمُ السَّامُ عَلَيْكُمْ فَقُلْ عَلَيْكَ

«Когда евреи приветствуют вас, то некоторые из них говорят: «Ас-Саму алейкум» («Смерть вам»). На что тебе [в ответ] следует сказать: «Алейкум» («И тебе!»)». Как вы видите, подобный ответ («алейкум») был на слова иудеев: «Ас-Саму алейкум» («Смерть вам»).

Но если ахлю ль-китаб, поздравляя нас, говорят добрые слова, то мы принимаем их. Например, если они говорят: «С благословенным праздником вас!». На такие слова мы отвечаем им благим и правильным ответом, как, например, «благодарю за ваше пожелание!», «добро пожаловать!» и т.п. ответы, которые не противоречат Шариату» (конец цитаты).

Из всего упомянутого становится понятным следующее:

1. Дозволено поздравлять ахлю зимма с их праздниками, говоря им добрые слова, которые не противоречат Шариату. Но при этом мы не должны восхвалять их праздники, т.е. мы не должны говорить им: «С благословенным праздником вас!», — и т.п. слова.

2. Однако это применимо лишь к тем, в ком воплотились следующие условия:

а) Они должны быть из числа ахлю зимма, которые проживают в мусульманской среде в странах мусульман, и на них распространяется договор о зиммиях, о том, что они не должны поступать вероломно в отношении мусульман…

б) Они не должны воевать против нас из-за религиозных побуждений, они не должны помогать в нашем изгнании из наших земель, как об этом упоминается в 8 аяте 60 суры.

⁕ Доказательством того, что они должны быть из числа ахлю зимма, служит первый ответ от 30.01.1970, который мы привели в самом начале: «Было подтверждено, что Посланник Аллаха ﷺ посещал больного еврея, вставал, когда мимо него проносили погребальные носилки с умершим евреем, завещал хорошо обходится с зиммиями. Все эти и им подобные тексты свидетельствуют о дозволенности:

— посещать христиан, когда у них радостные события, праздники, когда они болеют,

— участвовать (идти) в их похоронной процессии,

— выражать им соболезнование, и т.д.» (конец цитаты).

Это подтверждает то, что, вероятнее всего, здесь речь идёт об ахлю зимма, поскольку именно они проживали среди мусульман и находились под их защитой. Более того, Посланник Аллаха ﷺ завещал хорошо обходиться с зиммиями, сами похороны иудея проходили в обществе мусульман, а больной еврей, которого посетил Посланник ﷺ, до этого прислуживал ему ﷺ. Передаётся от Анаса ибн Малика:

أَنَّ غُلَاماً مِنَ الْيَهُودِ كَانَ يَخدُمُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَمَرِضَ فَأَتَاهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَعُودُهُ فَقَعَدَ عِندَ رَأْسِهِ فَقَالَ أَسْلِمْ فَنَظَرَ إِلَى أَبِيهِ وَهُوَ عِندَ رَأْسِهِ فَقَالَ لَهُ أَطِعْ أَبَا الْقَاسِمِ فَأَسْلَمَ فَخَرَجَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهُوَ يَقُولُ الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَنْقَذَهُ مِنَ النَّارِ

«Когда один мальчик-иудей, прислуживавший Пророку ﷺ, заболел, то он ﷺ пришёл навестить мальчика. [Войдя к нему] Пророк ﷺ сел у его изголовья и сказал: «Прими Ислам!». Мальчик взглянул на своего отца, который так же находился у его головы. Отец сказал ему: «Подчинись Абу аль-Касиму!». И тогда мальчик принял Ислам. Посланник Аллаха ﷺ, вышел от него со словами: «Хвала Аллаху, Который через меня спас его от Огня!». Всё это указывает на то, что в ответе речь шла об ахлю ль-китаб из числа зиммиев.

⁕ Доказательством того, что они не должны воевать против нас из-за религиозных побуждений и не должны помогать в нашем изгнании из наших земель, служат слова Всевышнего:

لَّا يَنۡهَىٰكُمُ ٱللَّهُ عَنِ ٱلَّذِينَ لَمۡ يُقَٰتِلُوكُمۡ فِي ٱلدِّينِ وَلَمۡ يُخۡرِجُوكُم مِّن دِيَٰرِكُمۡ أَن تَبَرُّوهُمۡ وَتُقۡسِطُوٓاْ إِلَيۡهِمۡۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلۡمُقۡسِطِينَ ٨ إِنَّمَا يَنۡهَىٰكُمُ ٱللَّهُ عَنِ ٱلَّذِينَ قَٰتَلُوكُمۡ فِي ٱلدِّينِ وَأَخۡرَجُوكُم مِّن دِيَٰرِكُمۡ وَظَٰهَرُواْ عَلَىٰٓ إِخۡرَاجِكُمۡ أَن تَوَلَّوۡهُمۡۚ وَمَن يَتَوَلَّهُمۡ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلظَّٰلِمُونَ

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в друзья, являются беззаконниками» (60:8,9).

Касательно причины ниспослания этого аята Ибн Касир писал: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ», т.е. не запрещает вам делать добро и быть справедливыми в отношении тех неверующих, которые не сражались с вами из-за религии, как, например, женщины и слабые <…> Ахмад сказал: «Нам рассказал Арим: «Нам рассказал Абдуллах ибн аль-Мубарак: «Нам рассказал Мусъаб ибн Сабит: «Нам рассказал Амир ибн Абдуллах ибн аз-Зубайр от своего отца:

قَدِمَتْ قُتَيْلَةُ عَلَى ابْنَتِهَا أَسْمَاءَ ابْنَةِ أَبِي بَكْرٍ بِهَدَايَا ضِبَابٍ وَأَقِطٍ وَسَمْنٍ وَهِيَ مُشْرِكَةٌ فَأَبَتْ أَسْمَاءُ أَنْ تَقْبَلَ هَدِيَّتَهَا وَتُدْخِلَهَا بَيْتَهَا فَسَأَلَتْ عَائِشَةُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَنْزَلَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ ﴿لَا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ﴾ إِلَى آخِرِ الْآيَةِ فَأَمَرَهَا أَنْ تَقْبَلَ هَدِيَّتَهَا وَأَنْ تُدْخِلَهَا بَيْتَهَا

«Кутайля пришла к своей дочери Асме, дочери Абу Бакра, и принесла с собой подарки в виде синаба1, сыра и масла. Кутайля была многобожницей, поэтому Асма отказалась принять её дары и пускать её в свой дом. Аиша спросила об этом у Пророка ﷺ, и тогда Аллах ниспослал аят: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии...»,и до конца аята. Затем Пророк ﷺ велел Асме принять дары матери и разрешить ей войти в дом» <…> «Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию», т.е. Он запретил дружбу с теми, кто враждует против вас, сражается с вами, изгоняет вас из домов, содействует в вашем изгнании; Он не только запретил вам дружить с ними, но и повелел враждовать с ними. Далее Аллах подтверждает угрозу в адрес тех, кто избрал их друзьями: «А те, которые берут их себе в друзья, являются беззаконниками».

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى أَوْلِيَاءَ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ وَمَن يَتَوَلَّهُم مِّنكُمْ فَإِنَّهُ مِنْهُمْ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ

«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (5:51)» (конец цитаты).

Следовательно, дозволено поздравлять ахлю зимма с их праздниками, но такими словами, которые не противоречат Шариату. Так же дозволено поздравлять и не ахлю зимма, т.е. других неверных, словами, не противоречащими Шариату. Поздравление неверных — это проявление доброты, но это при условии, что к ним применим следующий аят:

لَّا يَنۡهَىٰكُمُ ٱللَّهُ عَنِ ٱلَّذِينَ لَمۡ يُقَٰتِلُوكُمۡ فِي ٱلدِّينِ وَلَمۡ يُخۡرِجُوكُم مِّن دِيَٰرِكُمۡ أَن تَبَرُّوهُمۡ وَتُقۡسِطُوٓاْ إِلَيۡهِمۡۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلۡمُقۡسِطِينَ

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60:8).

Но таких неверных в настоящее время очень мало.

Надеюсь, этого разъяснения будет достаточно, но Аллах знает лучше, ведь Он — Мудрый и Всезнающий.

 

10 Джумада аль-ахира 1443 г.х.
13.01.2022 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

______________________________

1. Еда, приготовленная из горчицы и изюма.