26
Чт, мая

Диалог между сподвижником Рибъи ибн Амиром и персидским военачальником Рустумом

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

От Мухаммада аль-Муслиха

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

История донесла до нас диалог, который состоялся между сподвижником Рибъи ибн Амиром и персидским военачальником Рустумом об идеях Ислама и джихада. Так что же было сказано по этому поводу?

Во время завоевания Персии мусульманами персидский военачальник Рустум послал гонца просить у мусульман отправить с их стороны делегацию для беседы с Рустумом. Это было связано с его стремлением к заключению мира или заключению чего-то иного, что не позволит мусульманской армии начать сражение. На встречу с Рустумом отправился Рибъи ибн Амир, хоть он и не был одним из полководцев, но он был лидером своего народа.

Их диалог был следующим:

— Позвольте ему войти!

Рибъи въехал к Рустуму на коне, топча расстеленные дорогие ковры. Затем он увидел две подушки, вышитые золотом. Взяв одну, Рибьи разорвал её, а затем, пропустив ткань через узду, привязал коня. Затем он направился к Рустуму, опираясь на своё копьё и протыкая дорогой ковёр, потому что держал его остриём вниз. Персы и Рустум молча наблюдали за этим и думали, куда же он сядет. Рабъи сел прямо на землю, воткнул перед собой копьё и опёрся на него. Первым заговорил Рустум.

— Что тебя заставило так сделать (т.е. сесть на землю).

— Нам не нравится сидеть на ваших украшениях.

— Зачем вы пришли?

— Аллах послал нас для того, чтобы мы вывели людей от поклонения другим людям к поклонению Творцу, вывести из тирании религий к справедливости Ислама, вывести из стеснённости этой жизни к её широте и широте Последующей жизни. Кто примет это, у того примем мы, кто откажется, то у того мы примем джизью, а кто отвергнет всё это, с тем мы будем сражаться, пока не одолеем его.

— Вы можете умереть раньше этого!

— Аллах обещал Рай для тех, кто погибнет на этом пути, и победу для тех, кто останется в живых.

— Я услышал тебя! Можешь ли ты дать нам времени, чтобы мы приняли решение с нашими предводителями и народом?

То есть Рустум просил дать им отсрочку для обдумывания.

— Хорошо, сколько времени вам потребуется? День или два?

— Этого мало, дай больше времени! Я хочу обратиться к своему народу, который проживает в городах.

— Посланник Аллаха ﷺ предписал нам не прислушиваться к врагам и при встрече не давать им на раздумье больше трёх дней. Я даю тебе три дня! [По прошествии трёх дней] ты должен выбрать одно из трёх: либо ты принимаешь Ислам, и мы оставляем в покое тебя; либо соглашаешься выплачивать джизью, и если ты нуждаешься в нашей помощи, мы поможем тебе, если же не нуждаешься, мы оставим тебя; либо сражение на четвёртый день. Я гарантирую тебе это (сказанное мною) от имени своего народа, что раньше четвёртого дня мы не начнём сражаться с тобой, если, конечно, ты сам не начнёшь сражаться с нами.

— Ты их господин?

— Нет, я всего лишь один из воинов, но при этом самые смиренные из нас могут обещать защиту от имени самых благородных.

После этого собрал Рустум свою свиту и сказал:

— Вы видели его логику?! Вы видели его силу?! Вы видели его уверенность?!

Рустум обратился к своему народу, чтобы убедить его подписать мирный договор с мусульманами, дабы избежать с ними войны.

Однако его народ отверг его предложение. В результате произошло сражение между персами и мусульманами. Мусульмане победили, и государству персов настал конец.
Дорогой брат! Достоверен ли этот диалог, или же это ложное сообщение?

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Дорогой брат! Всё это указывает на величие и могущество Ислама и отсутствие страха у мусульман перед всеми кроме Аллаха Всесильного, Могущественного. Этот рассказ встречается в нескольких источниках с разницей в некоторых выражениях, не меняя общего смысла, среди которых «Ат-Тарих», автор Ат-Табари, «Аль-Бидая ван-Нихая», автор Ибн Касир, «Ат-Тарих», автор Ибн Халдун.

В этих источниках говорится: «…Переводчик, спроси:

— Зачем вы пришли?

— Аллах послал нас для того, чтобы мы вывели Его рабов из стеснённости этой жизни к её широте, вывели из тирании религий к справедливости Ислама. Он послал нас призвать к Его религии все Его создания, и кто примет Ислам, того вместе с его землёй мы оставим в покое. А с тем, кто откажется, мы будем сражаться, пока не окажемся в Раю или пока не одержим победу.

Рустум сказал:

— Не могли бы вы подождать с этим делом, пока мы не обдумаем услышанное?

— Хорошо, сколько времени тебе потребуется? День или два?

— Нет, нам нужно времени достаточно, чтобы провести переписку с нашими мудрецами и с предводителями.

— Одна из вещей, которую предписал нам Посланник Аллаха ﷺ: не давать врагам на раздумье больше трёх дней. Поэтому подумай о своём и их положении, а затем ты должен выбрать одно из трёх: либо ты принимаешь Ислам, и мы оставляем в покое тебя и твою землю; либо соглашаешься выплачивать джизью, мы принимаем её от тебя и не трогаем тебя, а если ты будешь нуждаться в нашей помощи, мы поможем тебе; либо сражение на четвёртый день. Я гарантирую тебе это от имени своих товарищей!

— Ты их господин?

— Нет, но мусульмане — как части единого тела, и самые смиренные из нас могут обещать защиту от имени самых благородных…».

Таково величие Ислама и успех в этой и Последующей жизни!

يَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَيُدْخِلْكُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ وَمَسَاكِنَ طَيِّبَةً فِي جَنَّاتِ عَدْنٍ ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ ‎١٢‏ وَأُخْرَىٰ تُحِبُّونَهَا ۖ نَصْرٌ مِّنَ اللَّهِ وَفَتْحٌ قَرِيبٌ ۗ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ

«Он простит вам ваши грехи, введёт вас в Райские сады, в которых текут реки, и в прекрасные жилища в садах Эдема. Это — великое преуспеяние. Будет ещё то, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. Сообщи же благую весть верующим!» (61:11,12).

 

18 Раджаба 1443 г.х.
19.01.2022 г.

Cерия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»