26
Чт, мая

Засчитается ли награда умершему, если сын сделает садака от его имени?

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

От Ameer Turman

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Приветствуем Вас, наш шейх, наш амир, от всего сердца! Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا مَاتَ ابْنُ آدَمَ انْقَطَعَ عَمَلُهُ إِلاَّ مِنْ ثَلاَثٍ صَدَقَةٌ جَارِيَةٌ أَوْ عِلْمٌ يُنْتَفَعُ بِهِ أَوْ وَلَدٌ صَالِحٌ يَدْعُو لَهُ

«Когда умирает сын Адама, то обрываются его деяния, кроме трёх: непрерывная садака, знания, от которых получают пользу, и благородное дитя, которое будет делать дуа за него». Отсюда у меня вопрос: будет ли условием, чтобы непрерывная садака была сделана умершим при жизни, или так же ему будет засчитана садака, которую дали его дети от его имени?

Пусть Аллах направит Вас к истине и приведёт Вас к тому, в чём величие Уммы!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Относительно того, засчитывается ли награда покойному, если благое дело сделали другие, т.е. дела, при совершении которых другими людьми награда уходит покойному, среди которых — садака со стороны детей от имени родителя. На это я приведу некоторые слова учёных:

1. Аш-Шаукани в книге «Найлю аль-аутар» писал: «Передаётся от Абу Хурайры:

أَنَّ رَجُلًا قَالَ لِلنَّبِيِّ صَلَّى ٱللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّ أَبِي مَاتَ وَلَمْ يُوصِ أَفَيَنْفَعُهُ أَنْ أَتَصَدَّقَ عَنْهُ قَالَ نَعَمْ

«Один человек сказал Пророку ﷺ следующее: «Мой отец умер, но не оставил завещания. Принесёт ли ему пользу, если я сделаю садака от его имени?». На это Пророк ﷺ сказал: «Да!» (привели Ахмад, Муслим, ан-Насаи и Ибн Маджа).

Передаётся от Аиши:

أَنَّ رَجُلًا أَتَى النَّبِيَّ صَلَّى ٱللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أُمِّي اُفْتُلِتَتْ نَفْسُهَا وَلَمْ تُوصِ وَأَظُنُّهَا لَوْ تَكَلَّمَتْ تَصَدَّقَتْ أَفَلَهَا أَجْرٌ إِنْ تَصَدَّقْتُ عَنْهَا قَالَ نَعَمْ

«Как-то один человек пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха! Моя мать скоропостижно скончалась, не оставив завещания, но я думаю, что если бы она заговорила [перед смертью], то непременно велела бы раздать садака. Получит ли она вознаграждение, если я раздам садака от её имени?», — на что он ﷺ сказал: «Да!» (Бухари, Муслим).

Передаётся от аль-Хасана: «Когда у Саада ибн Убада умерла мать, он сказал [Пророку ﷺ] следующее:

يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أُمِّي مَاتَتْ أَفَأَتَصَدَّقُ عَنْهَا قَالَ نَعَمْ قُلْتُ فَأَيُّ الصَّدَقَةِ أَفْضَلُ قَالَ سَقْيُ الْمَاءِ

«О Посланник Аллаха! Моя мать умерла. Раздать ли от её имени садака?», — на что он ﷺ сказал: «Да [сделай это]!». Тогда я спросил: «Какая садака самая лучшая?», — на что он ﷺ сказал: «Напоить водой [других]». Аль-Хасан сказал: «Речь шла о питьевом фонтане Саада в Медине» (привели Ахмад и ан-Насаи).

Глава о том, доходит ли награда за благие деяния мёртвым, если они совершаются другими от их имени

<…> В словах «принесёт ли это ему пользу» имеется доказательство на то, что награда за пост и садака, совершённые от имени отца со стороны сына, засчитываются его отцу <…> Выражение «اُفْتُلِتَتْ» указывает на то, что его мать скончалось внезапно, т.е. скоропостижно. Слова «وَأُرَاهَا» означают «я предполагаю» <…> В словах «Напоить водой [других]» имеется доказательство на то, что поить водой является самой лучшей садакой.

В версии Абу Дауда говорится:

فَأَيُّ الصَّدَقَةِ أَفْضَلُ قَالَ الْمَاءُ فَحَفَرَ بِئْراً وَقَالَ هَذِهِ لِأُمِّ سَعْدٍ

«Какая садака самая лучшая?», — на что он ﷺ сказал: «Вода!». Тогда он вырыл колодец и сказал: «Это для матери Саада». Данный хадис привёл ад-Дарукутни в книге «Гараибу Малик ибн Анас». В «Муватта» из хадиса Саида ибн Саада ибн Убада упоминается:

خَرَجَ سَعْدٌ مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى ٱللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي بَعْضِ مَغَازِيهِ وَحَضَرَتْ أُمَّهُ الْوَفَاةُ بِالْمَدِينَةِ فَقَالَ لَهَا أَوْصِي فَقَالَتْ فِيمَ أُوصِي وَالْمَالُ مَالُ سَعْدٍ فَتُوُفِّيَتْ قَبْلَ أَنْ يَقْدَمَ سَعْدٌ

«Как-то Саад отправился вместе с Пророком ﷺ в один из военных походов, и в это время в Медине к его матери пришла смерть. Кто-то ей сказал: «Составь завещание!», — на что она сказала: «Что мне завещать? Всё имущество является имуществом Саада». Она умерла до возвращения Саада».

Упоминается, что в хадисе Аиши и Ибн Аббаса есть неизвестный передатчик в лице Саада ибн Убада. На это указывает то, что Бухари после хадиса Аиши приводит хадис Ибн Аббаса со следующими словами:

إِنَّ سَعْدَ بْنَ عُبَادَةَ قَالَ إِنَّ أُمِّيَ مَاتَتْ وَعَلَيْهَا نَذْرٌ

«Саад ибн Убада сказал: «Моя мать умерла, при этом на ней остался назр (обет) [который она должна была выполнить]». Такое упоминание со стороны Бухари выступает как бы указанием на то, что в хадисе Аиши неизвестным выступает Саад. Сами хадисы этой главы указывают на то, что награда за садака со стороны потомства доходит до умерших родителей, даже если они не сделали завещание. Подобного рода хадисы уточняют общий текст Корана:

وَأَن لَّيْسَ لِلْإِنسَانِ إِلَّا مَا سَعَىٰ

«Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39).

Однако хадисы этой главы повествуют лишь о садака со стороны потомства (сына, дочери). Подтверждается, что дитя является частью стремления человека, поэтому нет нужды в конкретизации этого» (конец цитаты).

2. Ан-Навави в книге «Аль-Минхадж шарху сахих Муслим ибн аль-Хаджадж» писал: «Нам рассказал Мухаммад ибн Абдуллах ибн Нумайр: «Нам рассказал Мухаммад ибн Бишр: «Нам рассказал Хишам от своего отца, а он — от Аиши:

أَنَّ رَجُلًا أَتَى النَّبِيَّ صَلَّى ٱللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أُمِّي اُفْتُلِتَتْ نَفْسَهَا وَلَمْ تُوصِ وَأَظُنُّهَا لَوْ تَكَلَّمَتْ تَصَدَّقَتْ أَفَلَهَا أَجْرٌ إِنْ تَصَدَّقْتُ عَنْهَا قَالَ نَعَمْ

«Как-то один человек пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха! Моя мать скоропостижно скончалась, не оставив завещания, но я думаю, что если бы она заговорила [перед смертью], то непременно велела бы раздать садака. Получит ли она вознаграждение, если я раздам садака от её имени?», — на что он ﷺ сказал: «Да!».

Мне рассказал Зухайр ибн Харб: «Нам рассказал Яхъя ибн Саид: «Нам рассказал Абу Курайб: «Нам рассказал Абу Усама: «Мне рассказал Али ибн Худжр: «Нам сообщил Али ибн Мусхир: «Нам рассказал Аль-Хакам ибн Муса: «Нам рассказал Шуайб ибн Исхак, и все они передали от Хишама с этим иснадом (цепочкой передатчиков). В хадисе Абу Усамы говорится, что мать не оставила завещания, как сказал об этом Ибн Башир. Однако остальные передатчики не говорили подобного».

В выражении: «يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أُمِّي افْتَلَتَتْ نَفْسَهَا» («О Посланник Аллаха! Моя мать внезапно умерла») в конце слова «نَفْس» мы решили, что можно ставить как фатху, так и дамму. Если поставить дамму, то слово будет в значении мафъуля бихи, у которого не упомянут фаиль, а если с фатхой, то это будет второй мафъуль бихи. Кади Ийяд сказал: «В большинстве наших версий упоминается фатха». Слово «اِفْتَلَتَتْ» упоминается с буквой «ф», и это правильно, и это то, что приводят ахлю аль-хадис и другие учёные. Ибн Кутайба привёл слово «اِقْتَتَلَتْ» с буквой «к», добавив, что такое выражение используется, когда человек умирает внезапно или когда человека убивает безумие и влюблённость. Более правильным будет использование с буквой «ф», нежели с «к». Другие сказали, что речь идёт о внезапной смерти, поэтому на всё, что делается внезапно, говорят «اُفْتُلِتَ» <…> В этом хадисе говорится, что садака от имени умершего приносит пользу умершему, поскольку ему записывается награда от неё, — и в этом учёные единогласны.

Также учёные единогласны в том, что дуа за умершего и уплата его долга засчитываются умершему согласно всем упомянутым текстам. Дозволяется совершить хадж от имени умершего, как и дозволяется совершить необязательный хадж, если умерший завещал это, и этого мнения мы придерживаемся. Однако учёные разногласят в вопросе о том, если человек умер, а на нём имеется долг поста. Более предпочтительным будет мнение о дозволенности поститься от имени умершего, и это согласно достоверным хадисам. В нашем мазхабе общеизвестно, что чтение Корана от имени умершего не приносит ему пользы, т.е. ему не записывается награда. Однако есть группа наших товарищей, которая посчитала, что такая награда записывается умершему; такого мнения придерживался и Ахмад ибн Ханбаль. Что касается совершения намаза и других актов поклонения, то награда от них записывается умершему подобно тому, как записывается награда за хадж» (конец цитаты).

Таким образом, если Вы раздадите садака от имени Вашего отца, с намерением, чтобы награда была записана ему, то, с дозволения Аллаха, она запишется Вашему отцу. Но Аллаху более известно!

 

9 Рамадана 1443 г.х.
10.04.2022 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»