17
Ср, авг

Видение молодого месяца и астрономические расчёты

Ответы Амира
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто продолжил его дело.

Этот ответ адресован тем братьям и сёстрам, которые отправили на нашу веб-страницу вопросы о видении молодого месяца и астрономических расчётах. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Я прочитал ваши вопросы касательно видения луны и астрономических расчётов. Ранее мы неоднократно уже отвечали на эту тему, но ничего страшного, данный ответ послужит уточнением и дополнением. Я надеясь, что братья и сёстры поразмыслят над этим ответом должным образом.

1. Мы не включаем астрономические расчёты в данную тему, поскольку тексты говорят лишь о видении молодого месяца. Именно поэтому мы начинаем соблюдать пост с видением молодого месяца и заканчиваем пост с видением молодого месяца. Если мы не увидим молодую луну вечером двадцать девятого Рамадана, то мы должны добавить тридцатый день к Рамадану, даже если астрономические расчёты говорят о том, что молодая луна присутствует, но скрыта облаками или из-за иных погодных условий. Опираться необходимо на видение, а не на астрономические расчёты, поскольку шариатские тексты повествуют о видении. Посмотрите на хадис Посланника Аллаха ﷺ, который привёл Бухари:

قَالَ سَمِعْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ يَقُولُ قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَوْ قَالَ قَالَ أَبُو الْقَاسِمِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ فَإِنْ غُبِّيَ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلَاثِينَ

«Я слышал, как Абу Хурайра (р.а.) говорил: «Пророк ﷺ (передатчик добавил) или Абу Касим ﷺ сказал: «Поститесь, увидев его (молодой месяц Рамадана), и прекращайте поститься, увидев его (молодой месяц Шавваля), а если же он будет скрыт от вас, то доведите число [дней] месяца Шабан до тридцати», — а затем на хадис, который привёл Ахмад:

لَا تَصُومُوا حَتَّى تَرَوِا الْهِلَالَ وَلَا تُفْطِرُوا حَتَّى تَرَوِا الْهِلَالَ وَقَالَ صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ فَإِنْ غَبِيَ عَلَيْكُمْ فَعُدُّوا ثَلَاثِينَ

«Не поститесь до тех пор, пока не увидите молодой месяц, и не прерывайте пост, пока не увидите его. Начинайте поститься, когда увидите его (молодой месяц Рамадана), и заканчивайте поститься, когда увидите его (молодой месяц Шавваля). Если же молодой месяц будет скрыт от вас, то доведите число [дней] до тридцати». Например, если месяц скрыли облака, и мусульмане не смогли увидеть его, хотя по астрономическим расчётам он присутствует, но просто скрыт облаками, то, несмотря на присутствие месяца, мы не прекращаем поститься, более того, мы обязаны поститься тридцатый день, потому что мы не видим сам месяц. Я повторюсь, взгляните на хадис:

فَإِنْ غُبِّيَ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلَاثِينَ

«…а если же он будет скрыт от вас, то доведите число [дней] месяца Шабан до тридцати», — хотя по астрономическим расчётам молодой месяц присутствует.

2. Мы понимаем, что астрономический расчёт позволяет посекундно узнать, когда происходит астрономическое соединение, когда рождается луна, когда она исчезает и сколько минут луна присутствует после захода солнца и т.д. Однако, шариатские тексты не упоминают о текущем космическом явлении, а упоминают о видении луны. Обратите внимание на тему «времена намазов», и вы увидите, что там шариатские тексты уже упоминают как видение, так и космическое явление:

أَقِمِ الصَّلاةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ

«Совершай намаз при отклонении солнца» (17:78),

إِذَا زَالَتِ الشَّمْسُ فَصَلُّوا

«Когда солнце пройдёт зенит, совершайте намаз». Поэтому совершение намаза зависит уже от времени. Следовательно, любым способом (василя) вы можете проверить наступление времени намаза, и как только оно наступает, вы совершаете его. Например, вы можете взглянуть на солнце, чтобы увидеть его отклонение от зенита, или взглянуть на тень, чтобы увидеть, что тень каждой вещи равна ей по длине или она больше длинны вещи в два раза (как приводится в хадисах касательно времени намаза), — если сделать это и убедиться во времени наступлении намаза, то такой намаз действителен. Здесь вы как раз использовали разные способы для установления времени намаза. Однако может возникнуть вопрос: почему так?

Причина этого заключается в том, что Аллах потребовал от вас совершить намаз с наступлением времени, но при этом дал право человеку самому выбирать способ определения наступления этого времени. Вы можете посмотреть на солнце и увидеть, что оно миновало зенит, а значит, вы можете совершить намаз, или же вы можете определить прохождение зенита по часам, а затем совершить намаз. То есть, вы можете положиться на видение, а можете положиться на астрономические расчёты, ведь шариатские тексты упоминают как видение, так и космические явления. Однако такой подход не работает в вопросе начала и окончания поста в месяц Рамадан, поскольку такой подход противоречит шариатским текстам, упоминающим лишь о видении луны.

3. Что касается показаний свидетеля, то разбираться в их достоверности — задача судьи или лица, уполномоченного объявить о начале и конце месяца Рамадан. Причина этого заключается в том, что свидетель может запутаться в вопросе видения луны, он может посчитать, что увидел её, но на самом деле он мог увидеть иное явление. Судья или уполномоченное лицо проверяют свидетелей, их количество, ведь чем больше число свидетелей, тем ближе убеждённость в достоверности факта. У свидетеля проверяется то, насколько хорошее у него зрение, в какую сторону смотрел молодой месяц, сколько времени молодой месяц присутствовал на небосводе после захода солнца, в каком месте небосвода был виден месяц. А также устанавливается, является ли свидетель мусульманином, является ли он справедливым, или же он грешник, и т.д.

أَخْبَرَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ الْعَزِيزِ بْنِ أَبِي رِزْمَةَ قَالَ أَنْبَأَنَا الْفَضْلُ بْنُ مُوسَى عَنْ سُفْيَانَ عَنْ سِمَاكٍ عَنْ عِكْرِمَةَ عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ جَاءَ أَعْرَابِيٌّ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ رَأَيْتُ الْهِلَالَ فَقَالَ أَتَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ قَالَ نَعَمْ فَنَادَى النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ صُومُوا

«Нам сообщил Мухаммад ибн Абдуль-Азиз ибн Абу Ризма: «Нас осведомил Аль-Фадль ибн Муса от Суфъя́на, а он — от Сима́ка, а он — от Икримы, а он — от Аббаса: «Один из бедуинов пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «Я увидел молодой месяц!», — на что Пророк ﷺ его спросил: «Свидетельствуешь ли ты, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Посланник?». На это бедуин сказал: «Да!». Тогда Пророк ﷺ обратился [к людям со словами]: «Поститесь [с завтрашнего дня]!» (ан-Насаи)».

Именно так проверяются свидетельские показания о видении луны, при этом без учёта астрономических расчётов, т.к. они не относятся к теме поста. Другими словами, свидетелю не говорят, что по астрономическим расчётам молодой месяц появился или не появился, поскольку такие расчёты противоречат тому, что пришло в шариатском тексте:

صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ فَإِنْ غَبِيَ عَلَيْكُمْ فَعُدُّوا ثَلَاثِينَ

«Начинайте поститься, когда увидите его (молодой месяц), и заканчивайте поститься, когда увидите его (молодой месяц). Если же молодой месяц будет скрыт от вас, то доведите число [дней] до тридцати». Данный текст предельно ясен, и он говорит, что необходимо довести количество дней до тридцати, хотя по астрономическому расчёту молодой месяц появился, но его просто не видно.

4. Если кто-то скажет: Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّا أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لاَ نَكْتُبُ وَلاَ نَحْسُبُ الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا

«Мы — неграмотная община, не умеем писать и считать. А ведь месяц может быть так-то, так-то» (привёл Бухари; передатчик добавил: имеется в виду, что иногда месяц может быть двадцать девять дней, а иногда — и тридцать).

А разве это не указывает на обратное понимание: мы опираемся на видение луны, потому что не умеем писать и считать, но как только мы научимся считать, то займёмся астрономическими расчётами?

Такое понимание является ошибочным, и оно отвергается, как об этом известно из науки усуль аль-фикх. Причина этого заключается в том, что такое понимание является неправильным, ведь качество (васф) «неграмотная» выходит из преобладающей в целом картины, т.к общеизвестно, что арабы на тот момент в большинстве оставались неграмотными, не говоря уже о том, что такое понимание аннулируется мантуком (прямым значением) иных шариатских текстов, среди которых:

فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا الْعِدَّةَ ثَلَاثِينَ

«…Если же он (новый месяц) будет скрыт от вас, то отсчитывайте тридцатый день» (Бухари).

При этом в хадисе не упоминаются какие-либо условия, как, например, если невозможно увидеть месяц из-за облачности, или дождя, или из-за другой причины, препятствующей увидеть месяц. Напротив, требуется довести месяц до тридцати дней, даже если молодой месяц появился, но был скрыт за облаками, — и это шариатский хукм. Следовательно, мантук хадиса берётся в первую очередь, а значит, обратное понимание (мафхум аль-мухаляфа) не действует.

То есть, обратное понимание хадиса в данном случае не действует из-за двух причин: оно выведено из преобладающей в целом картины (общества) и мантук другого шариатского текста противоречит такому пониманию.

Таковы условия в работе с пониманием (мафхумом) текста, и так — во многих случаях. Такое понимание не принимается в расчёт, если оно выведено из преобладающей в целом картины (общества) или если оно аннулируется мантуком другого шариатского текста. Например:

وَلَا تَقْتُلُوا أَوْلَادَكُمْ خَشْيَةَ إِمْلَاقٍ

«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты…» (17:31).

«Опасаясь нищеты» — разъясняющее описание (васф муфхим), которое вытекает из общей картины состояния доисламского общества, ведь в те времена арабы убивали детей из-за боязни бедности. Более того, такое понимание было аннулировано другим текстом:

وَمَنْ يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُ جَهَنَّمُ

«Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна» (4:93).

И здесь недопустимо говорить на основе обратного понимания, что запрещено убивать детей из-за боязни нищеты и дозволено убивать, когда человек богат! Напротив, убийство детей запрещено в обоих положениях. Также аят:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَأْكُلُوا الرِّبَا أَضْعَافًا مُضَاعَفَةً

«О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере» (3:130).

«В многократно умноженном размере» — разъясняющее описание (васф муфхим) того, в каком положении в целом находилось арабское общество, преобладающая картина общества, ведь тогда арабы пожирали лихву в многократно умноженном виде. Более того, такое понимание было аннулировано другим текстом:

وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا

«Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275).

И здесь недопустимо говорить на основе обратного понимания, что запрещено многократное лихоимство, но малое дозволено. Напротив, лихоимство, каким бы оно ни было, находится под запретом, потому что понимание «в многократно умноженном виде» аннулировано, как было сказано выше.

Таким образом, понимание слова «неграмотный» аннулировано. И если видение нового месяца было невозможным из-за облаков или дождя, то необходимо добавить тридцатый день, всё равно, умеем мы считать или нет.

5. Что касается праздника Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам) в этом году, то, если вы заметили, мы опоздали с его объявлением на этот раз, и причина этого заключалась в том, что необходимо было удостовериться в информации. Свидетельства о видении нового месяца были разные:

а) Афганистан, Мали и Нигер объявили о видении луны после захода солнца в субботу 30.04.2022, а затем они объявили, что в воскресенье будет праздник Ураза-Байрам. То есть, они объявили, что 1 Шавваля 1443 г.х. будет соответствовать 01.05.2022 г.

б) Однако 21 арабская страна объявили, что видение луны не было подтверждено после захода солнца в субботу 30.04.2022, поэтому они заявили, что воскресенье станет завершением месяца Рамадан, а Ураза-Байрам пройдёт в понедельник, т.е. 02.05.2022.

в) 4 страны в своих календарях отметили субботу как двадцать восьмой день Рамадана, поэтому к наблюдению за луной они приступили не в субботу вечером, а на следующий день, т.е. в воскресенье. Не увидев молодого месяца, они объявили, что понедельник станет последним днём Рамадана, а значит, Ураза-Байрам приходится на вторник, т.е. на 03.05.2022, и этими странами были Индия, Бангладеш, Иран и Пакистан.

6. Поэтому стало необходимым последовать за тем, кто видел, потому что тот, кто видит, имеет более сильные доводы против того, кто не видит. Видение месяца должно быть таким, каким оно оговорено в шариатских текстах, т.е. без астрономических расчётов, ведь Посланник ﷺ ясно сказал в хадисе:

فَإِنْ غَبِيَ عَلَيْكُمْ فَعُدُّوا ثَلَاثِينَ

«Если же молодой месяц будет скрыт от вас, то доведите число [дней] до тридцати».

Мали и Нигер находятся к западу от Афганистана, а если видение луны было установлено в Афганистане, то имеются все основания для того, что луна была видна в Мали и Нигере. Поэтому мы начали изучать вопрос видения луны в Афганистане. О видении луны заявили три государства:

а) Нигер объявил, что видение молодой луны месяца Шавваль было подтверждено после захода солнца в субботу в регионах Диффа, Тахуа и Маради, а также в городе Зиндер.

б) Верховный суд Афганистана объявил в субботу вечером, что воскресенье, т.е. 01.05.2022, станет первым днём благословенного праздника Ураза-Байрам. Видение месяца произошло в провинциях Гор, Газни, Кандагар, Фарах. В общем, было двадцать семь правильных свидетельств, которые подтвердили региональные комитеты.

в) Мали также объявила, что молодая луна месяца Шавваль была замечена в субботу вечером, т.е. 30.04.2022, в двух местах восьмью свидетелями.

Таким образом, тридцать девять свидетелей, проживающих в разных местах, заявили о видении молодой луны. Мы приложили все усилия, чтобы проверить это сообщение, особенно в Афганистане, потому что Мали и Нигер находятся на западе. Если действительно произошло видение молодой луны в Афганистане, то имеются все основания для того, что она была видна и в Мали, и в Нигере. Мы не ограничились лишь информацией из СМИ и тем, что мы получили от своих мутамадов в вилайятах. Мы связались с информационным офисом Хизб ут-Тахрир в Афганистане, а также с некоторыми афганскими братьями в Европе, чтобы те связались со своими родственниками в Афганистане, дабы проверить эту информацию. Мы продолжали искать, пока не получили подтверждение, пока нас не заверили, что видение луны подтвердилось. Именно по этой причине мы объявили об этом около 00:00 ночи по Медине.

7. Что касается проблемы «Почему у мусульман разные точки зрения в этом вопросе?», то ответ прост и лёгок, и он заключается в следующем:

а) Разногласие связано с несоблюдением постановления Шариата, хотя оно ясно и понятно! Посланник Аллаха ﷺ разъяснил нам обязанность следовать видению луны, и он ﷺ подчеркнул это, сказав:

فَإِنْ غَبِيَ عَلَيْكُمْ فَعُدُّوا ثَلَاثِينَ

«Если же молодой месяц будет скрыт от вас, то доведите число [дней] до тридцати».

Отсюда ясно, что астрономические расчёты не берутся во внимание, ведь текст требует довести количество дней месяца до тридцати, если молодая луна не была видна из-за облаков или по иным причинам. И даже если по астрономическим расчётам луна находится за облаками, всё равно отсчитывается тридцатый день, как об этом сказано в хадисах:

صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ فَإِنْ غَبِيَ عَلَيْكُمْ فَعُدُّوا ثَلَاثِينَ

«Начинайте поститься, когда увидите его (молодой месяц), и заканчивайте поститься, когда увидите его (молодой месяц). Если же молодой месяц будет скрыт от вас, то доведите число [дней] до тридцати»,

لاَ تُقَدِّمُوا الشَّهْرَ حَتَّى تَرَوُا الْهِلاَلَ أَوْ تُكْمِلُوا الْعِدَّةَ ثُمَّ صُومُوا حَتَّى تَرَوُا الْهِلاَلَ أَوْ تُكْمِلُوا الْعِدَّةَ

«Не начинайте поститься заранее, пока не увидите молодую луну [месяца Рамадан] или не доведёте счёт дней [месяца Шабан] до тридцати, а потом поститесь. И так пока не увидите молодую луну [месяца Шавваль] или пока не доведёте счёт дней [месяца Рамадан] до тридцати» (привёл Абу Дауд),

إِذَا رَأَيْتُمُ الْهِلَالَ فَصُومُوا وَإِذَا رَأَيْتُمُوهُ فَأَفْطِرُوا فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَصُومُوا ثَلَاثِينَ يَوْمًا

«Не начинайте поститься, пока не увидите молодую луну, и не разговляйтесь, пока не увидите её снова. А если будет облачно, поститесь тридцать дней» (Муслим).

Имеется много хадисов по этому поводу, и все они указывают на то, что в вопросе начала и окончания поста в месяц Рамадан учитывается видение молодой луны, в противном случае необходимо довести количество месяца до тридцати дней. Цель этих хадисов — не в том, чтобы каждый сам увидел луну, а в том, что должно быть справедливое свидетельство о видении. И это подтверждается от Ибн Умара (р.а.), который сказал:

تَرَاءَى النَّاسُ الْهِلَالَ فَأَخْبَرْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنِّي رَأَيْتُهُ فَصَامَهُ وَأَمَرَ النَّاسَ بِصِيَامِهِ

«Люди пытались разглядеть молодой месяц, и я сообщил Посланнику Аллаха ﷺ о том, что увидел его. Тогда он ﷺ принял решение поститься и приказал людям сделать то же самое» (Абу Дауда).

б) Что касается второй причины разногласия, то мусульмане не объединены Халифатом, у них нет единого правителя, который упраздняет разногласия без разделения Уммы. Если внимательно изучить хадис Посланника ﷺ, то это станет очевидным. Приводится, что Ахмад упомянул в «Муснаде» следующее: «Нам рассказал Хушайм: «Нам сообщил Абу Бишр от Абу Умайра ибн Анаса: «Мне рассказали мои дяди со стороны отца из числа ансаров и сподвижников Посланника Аллаха ﷺ:

غُمَّ عَلَيْنَا هِلَالُ شَوَّالٍ فَأَصْبَحْنَا صِيَامًا فَجَاءَ رَكْبٌ مِنْ آخِرِ النَّهَارِ فَشَهِدُوا عِنْدُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُمْ رَأَوْا الْهِلَالَ بِالْأَمْسِ فَأَمَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يُفْطِرُوا مِنْ يَوْمِهِمْ وَأَنْ يَخْرُجُوا لِعِيدِهِمْ مِنَ الْغَدِ

«Молодая луна месяца Шавваль стала скрытой для нас, и мы продолжили соблюдать пост. В конце дня прибыли всадники, которые засвидетельствовали перед Посланником Аллаха ﷺ о том, что вчера видели молодую луну. После чего Посланник Аллаха ﷺ приказал мусульманам разговляться и выйти на следующий день на праздничную молитву».

Несмотря на трудности сообщения между деревнями и городами в то время, проблема была решена Посланником ﷺ через приказ мусульманам прекратить поститься, потому что в пустыне была видна молодая луна. Также он ﷺ приказал совершить праздничный намаз Уразы-Байрам на следующий день, ведь делегация прибыла в Медину после того, как время праздничного намаза прошло. И это в то время, когда передача сообщений из одной местности в другую занимала много времени. Так как же обстоят дела сегодня, когда сообщения передаются с мгновенной скоростью? Если бы у мусульман был халиф и одно государство, они были бы рабами Аллаха как братья, тем более что принятие всего, что объединяет мусульман и укрепляет их единство, заповедано Исламом для государства, партии и личностей. Принятие шариатского мнения, объединяющего мусульман, имеет большое значение в Исламе.

Именно эти два элемента (Халифат и халиф) устраняют разногласия. Поэтому обязанностью мусульман является приложить все усилия для их появления, и тогда Умма снова станет лучшей общиной, появившейся на благо человечества. Аллах говорит:

كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنْ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство из них — нечестивцы» (3:110).

И в конце я бы хотел обратиться к Аллаху с дуа о том, чтобы Он направил мусульман к более правильному, чтобы Он усилил их могуществом Ислама, чтобы они установили своё государство после долгого его отсутствия. И тогда мусульмане не будут разногласить в подчинении своему Господу, а станут такими, как описал их Аллах:

فَانقَلَبُوا بِنِعْمَةٍ مِّنَ اللَّهِ وَفَضْلٍ لَّمْ يَمْسَسْهُمْ سُوءٌ وَاتَّبَعُوا رِضْوَانَ اللَّهِ ۗ وَاللَّهُ ذُو فَضْلٍ عَظِيمٍ

«Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (3:174).

Пусть Аллах примет все поклонения.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

 

10 Шавваля 1443 г.х.
10.05.2022 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»